Предмет экономической теории, ее функции и методы
На всех этапах развития общественного производства несоответствие между потребностями и благами для их удовлетворения предопределяет необходимость поиска экономической наукой ответов на следующие основные экономические вопросы (экономические проблемы) общества:
1) что производить (какие блага и в каком количестве);
2) как производить (какие выбрать ресурсы, какие использовать технологии);
3) для кого производить (кому достанутся произведенные блага).
Таким образом, экономическая теория – это наука выбора. Предмет экономической теориисостоит в изучении рациональных путей использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека.
Экономические процессы и явления могут рассматриваться как на уровне отдельных субъектов экономических отношений, так и на уровне национальной экономики в целом. Соответственно уровням анализа в экономической теории выделяются микро- и макроэкономика.
Микроэкономика – это часть экономической теории, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, функционирование отдельных рынков и общую эффективность распределения ресурсов. Микроэкономика объясняет, каким образом фирмы планируют объемы производства, как на решения потребителей влияют изменения цен товаров и их доходов, чем определяется взаимодействие предприятий различных отраслей и др.
Макроэкономика- часть экономической теории, которая изучает функционирование экономики как целого с помощью совокупных величин. Макроэкономика направлена на объяснение установления общего равновесия, то есть достигаемого на всех рынках одновременно – товарном, ресурсном, денежном. Она исследует возможности влияния государства посредством определенных инструментов (денежно-кредитной политики, налоговой политики и пр.) на основные макроэкономические параметры - национальный объем производства, общий уровень цен, общий уровень занятости, процентную ставку.
Предмет науки раскрывает то, что исследуется. Как исследуется проблема, показывает метод. Экономическая теория использует различные методы научного познания - научное абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, единство исторического и логического, системный подход, позитивный и нормативный методы, статистический метод, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и другие.
Научное абстрагирование состоит в отвлечении в исследуемых процессах от единичного, случайного и выделении типичного, устойчивого. Чем точнее подобраны существенные элементы, тем в большей мере теоретический образ соответствует реальности. Обобщение устойчивых связей и зависимостей находит выражение в формулировании экономических категорий, законов и моделей.
Экономическим законом называются наиболее существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими явлениями и процессами. Экономические законы, как и законы природы, объективны, но в отличие от последних осуществляются не сами по себе, а через действия людей. Их познание позволяет управлять экономическими процессами. Многие экономисты считают, что экономические законы должны выражать высокую степень точности и всеобщность применения. Но поскольку реальная экономика слишком сложна, то более правомерным для ее описания является использование экономических моделей.
Экономическая модель – это упрощенное описание некоторых сторон или свойств экономической действительности. Экономическая модель состоит из предпосылок, позволяющих установить взаимосвязи между экономическими переменными. Экономические модели могут быть словесными, графическими и символическими (математическими). Поскольку модель отражает экономическую действительность лишь в определенной степени, для правильности результатов важно, чтобы не анализируемые в данный момент характеристики экономической системы оставались неизменными. Данное условие выражается допущением «при прочих равных условиях».
Анализ состоит в расчленении исследуемого явления на составные элементы и исследовании каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтезпредполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое. Анализ начинает процесс раскрытия сущности, а синтез его завершает. Раскрытию сущности явлений служат также индукция и дедукция.
Индукция означает движение мысли от частного к общему, логическое выделение на основе частностей общих положений. Дедукция означает движение мысли от общего к частному.
Метод единства исторического и логического позволяет рассматривать экономические явления, с одной стороны, в том виде, в каком они существовали, то есть исторически; с другой стороны, в виде освобождения от случайностей процесса, то есть логически.
Системный подход исходит из взаимосвязанности всех процессов в реальном мире круговой причинностью.
Статистический метод состоит в сборе, обработке и анализе информации, характеризующей количественные закономерности экономических явлений и процессов в связи с их качественным содержанием
Познание экономических явлений может осуществляться на основе позитивного и нормативного подходов. Позитивный подход состоит в описании, анализе и систематизации экономических фактов такими, какими они выступают в реальной действительности, без их оценки. Позитивное утверждение может быть подтверждено (принцип верификации) или опровергнуто фактами (принцип фальсификации). Нормативный подход основан на оценочных суждениях, он имеет дело с тем, что должно быть. Нормативное утверждение зависит только от взгляда автора.
Место и роль экономической теории как науки определяются теми функциями, которые она выполняет. Познавательная функция экономической теории состоит в изучении общественного производства, сущности экономических явлений и процессов.
Теоретическая функция состоит в выявлении общих принципов и законов экономического поведения субъектов, раскрытии тенденций экономического прогресса.
Выполняя методологическую функцию, экономическая теория выступает исходной фундаментальной базой для конкретных экономических дисциплин.
Практическая функция экономической теории заключается в научном обосновании экономической политики, разработке принципов и методов рационального хозяйствования.
Поскольку у различных людей как представителей определенных социальных групп имеется разное представление о сущности экономических процессов, то экономическая теория несет также ту или иную мировоззренческую функцию.
Основные понятия
Общественное производство Экономия Политическая экономия Экономическая теория Меркантилизм Школа физиократов Классическая школа Марксизм Маржинализм Неоклассическое направление Кейнсианство | Монетаризм Институционализм Макроэкономика Микроэкономика Научное абстрагирование Экономический закон Экономическая модель Дедукция Индукция Анализ Синтез Нормативный анализ Позитивный анализ |
Контрольные и дискуссионные вопросы
1. Почему людям приходится осуществлять экономическую деятельность?
2. Что является объектом познания в экономической теории?
3. Каковы основные этапы развития экономической теории?
4. Охарактеризуйте основные экономические вопросы, стоящие перед любым
обществом.
5. Что является предметом экономической теории?
6. Какие источники экономической информации Вы знаете?
7. Рассмотрите основные методы исследования, используемые при изучении экономических явлений и процессов.
8. В чем различия между позитивной и нормативной экономикой?
9. Как связаны между собой микро- и макроэкономика?
10. В чем состоит социально-экономическое значение экономической теории?
Контрольные задания
1. Определите, верны или неверны следующие утверждения. Обоснуйте свою точку зрения:
1.1. Экономия – это наука о национальном богатстве.
1.2. Физиократы совершили маржиналистскую революцию.
1.3. Макроэкономический метод предполагает использование совокупных величин.
1.4. Анализ относится к формам умозаключения.
1.5. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в бизнесе.
2. Определите утверждения, относящиеся к микро- или макроэкономике:
2.1. Поздние заморозки обусловили невысокий урожай черешни в южных районах России.
2.2. Минимальный размер (базовая часть) пенсии по возрасту в 2005 году составил в нашей стране 900 рублей.
3. Определите, какое утверждение является позитивным, а какое нормативным. Обоснуйте свою точку зрения.
3.1. Поскольку людям не следует курить, необходимо увеличить налоги на табачные изделия.
3.2. Если налоги на табачные изделия возрастут, то объем потребления табачных изделий снизится.
4. Выберите правильный ответ.
4.1. Что не имеет отношения к определению предмета экономической теории:
а) эффективное использование ресурсов;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) максимальное удовлетворение потребностей.
4.2. Какой из примеров иллюстрирует экономическую модель:
а) в 2007 году падения промышленного производства в России не будет;
б) рост безработицы способствует замедлению инфляции;
в) торговля на Лондонской фондовой бирже.
4.3. Что нельзя отнести к общественным институтам:
а) обычай обмена дарами;
б) акционерные предприятия;
в) Липецкий государственный технический университет.
4.4. Что из перечисленного изучает микроэкономика:
а) производство в масштабах всей экономики;
б) экономические явления в течение короткого периода времени;
в) взаимодействие отдельных экономических субъектов.