Перечень вопросов к зачету по дисциплине 9 страница
2) оценка (расчет) наличной производственной мощности данной отрасли (ведется с помощью балансовых построений);
3) сопоставление потребной и наличной производственной мощности, выявление необходимого прироста производственной мощности на расчетный период;
4) расчет потребного объема инвестиций в целях выхода на уровень потребной производственной мощности отрасли (ведется с использованием коэффициентов удельных капитальных вложений).
2. При расчете на базе динамической модели межотраслевого баланса используется уравнение динамической модели МОБ Леонтьевского типа:
X = АХ + В • ∆Х = Y,
где X — вектор валовых выпусков по отраслям;
А — матрица коэффициентов прямых затрат;
В — матрица удельных инвестиций;
∆Х — прирост валовых выпусков по отраслям;
Y — конечный спрос-нетто (за вычетом инвестиций).
Для расчета этим методом требуется обширная отраслевая информация о наличии и потребности производственных мощностей по отраслям экономики, набор коэффициентов эластичности спроса на продукцию данного вида, коэффициентов удельных капиталовложений и пр.
Резюме
1. Экономическая безопасность России, включающая и технологическую независимость, будет в значительной степени определяться ее научно-технологическим потенциалом. Отсутствие в период проведения рыночных реформ промышленной и прогрессивной инвестиционной политики привело к деградации реального сектора экономики.
2. Общественная востребованность инноваций проявляется как обычный платежеспособный спрос на них. У российских предприятий средств на инновационное развитие недостаточно, поскольку невелик спрос на их продукцию, а чтобы увеличить спрос, нужна модернизация производства.
3. Многие российские технологии были вытеснены зарубежными. Доля финансовых средств, направляемых российскими предприятиями на инновационную деятельность, составляет не более 5%, что в 10—15 раз ниже, чем в промышленно развитых странах. Объем России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается лишь в 0,3% (КНР — 6%).
4. Необходим выбор новой модели экономического развития, и прежде всего инвестиционной модели, в которой экономический рост основан на масштабном увеличении притока инвестиций в реальный сектор экономики.
Ключевые понятия
Собственные средства предприятий Структура инвестиций
Иностранные инвестиции
Прямые инвестиции
Инновации и Инвестиции
Портфельные инвестиции
Наукоемкая продукция
Государственные инвестиции
Структурные преобразования
Точки роста
Расчет объема инвестиций
Инвестиционно-инновационный потенциал
Вопросы для самопроверки
1. Для чего необходимы инвестиции в экономику страны?
2. Какова структура инвестиций?
3. В чем отличие прямых от портфельных инвестиций?
4. Для чего необходимы государственные инвестиции?
5. Что такое мультипликативный эффект?
6. Каково значение инновационной продукции в экономике?
7. Что представляют собой структурные преобразования?
8. Для чего необходим расчет объема инвестиций?
9. В чем состоит государственная политика в области инвестиций и инноваций?
10. Для чего определяются точки роста в экономике?
Глава 5
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В ОБЛАСТИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
5.1. Продовольственная независимость и самообеспечение продовольствием
Теория Мальтуса и продовольственная проблема. Национальная продовольственная безопасность — относительно новый для российских ученых предмет исследования. До начала 1990-х годов в российской литературе анализировались преимущественно аспекты глобальной продовольственной безопасности.
В 1798 г. Томас Роберт Мальтус (1766—1834) в «Эссе о принципе народонаселения» затронул будущее усовершенствование общества и сделал некоторые замечания к рассуждениям В. Годвина, Ж. Кондорсе и других писателей. Он пришел к заключению, что рост населения многократно обгоняет рост производства продовольствия (они соотносятся как геометрическая и арифметическая прогрессии) и, следовательно, продовольствия не может хватить на всех, т.е. часть населения обречена на голод и лишения. Мальтус утверждал, что в мире существует своеобразный механизм обеспечения соответствия численности населения наличным средствам к существованию: болезни, пороки, войны.
Впоследствии эта теория была многократно опровергнута учеными и политиками. Но идеи Мальтуса продемонстрировали свою неистребимость и в какой-то мере подтверждаются рядом объективных факторов.
Проблема национальной производственной безопасности многоуровневая и не имеет простых, одномерных решений. В сфере продовольственной безопасности лежат узловые проблемы платежеспособности населения, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции и т.п. Входя в систему экономической и национальной безопасности, продовольственная безопасность имеет собственное содержание.
Сейчас сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая выстраивается на правовой основе. Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Что касается критериев, то для обеспечения продовольственной безопасности граждан России 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором.
В ноябре 1996 г. в Риме проходила Всемирная конференция по вопросам питания, в которой участвовали 173 страны, в том числе и Россия. В докладах констатировалось, что только в развивающихся странах хронически голодают 840 млн. человек. При этом 50% производимых в мире продуктов питания потребляют наиболее развитые страны, в которых проживает лишь пятая часть населения планеты.
Эту ситуацию можно охарактеризовать и другими данными. В 26 капиталистических странах проживает четверть населения Земли. Но их население потребляет 75% всей производимой на планете энергии, почти 80% ископаемого топлива, 85% продукции зернообработки, более 70% стали.
Чтобы решить проблему питания, говорилось в материалах конференции, необходимо в ближайшее десятилетие увеличить производство продуктов питания как минимум на 75%. Ученые, экономисты, организаторы производства видят ходя бы частичное решение продовольственных проблем в интенсификации производства, в бережном отношении к земле, в правильном расходовании энергоресурсов, запасов пресной воды.
Состояние аграрного сектора России в контексте продовольственной безопасности. Сельскохозяйственное производство всегда более консервативно, чем промышленное. Его зависимость от почвенно-климатических условий, технико-технологическая отсталость, более низкая фондовооруженность производства и труда, а также слабая энерговооруженность замедляли темпы развития в аграрной сфере хозяйственной деятельности.
Из проблем экономики России самой обременительной является снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение питания населения страны. Еще в годы советской власти сложилось устойчивое отставание земледелия от промышленности и от уровня его развития в промышленно развитых странах.
Проведение реформ усугубило положение в аграрном секторе экономики. Сельское хозяйство при природных и общественных катаклизмах страдает больше других отраслей производства. Стихийные силы природы, социальные катаклизмы, смена курса общественного развития наносят ему особенно тяжелые и медленно заживающие раны.
В настоящее время аграрный сектор экономики еще в большей степени страдает от проводимого реформирования хозяйственной жизни, а серьезные просчеты, допущенные в ходе преобразований, привели российское земледелие и животноводство к катастрофе.
Если в СССР покупка литра дизельного топлива была эквивалентна стоимости килограмма зерна, то сейчас фермеру, чтобы купить его тонну, необходимо продать 4—5 т зерна. По оценочным данным Росстата на истекший период 2008 г. в сельскохозяйственном секторе имеется 11,6 млн т кормовых единиц (в расчете на 1 условную голову скота — 7,1 ц). Годом ранее этот показатель составлял 11,8 млн. т, а в 2006 г. — 12,9. Надежды на то, что российское мясо вытеснит импортное, нет.
Принятый национальный проект «Развитие АПК» включает три основные задачи: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития | малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе. По исправлению ситуации в АПК принимаются меры, но переломят ли они негативные тенденции в сельском хозяйстве, пока не ясно.
Созданная за годы плановой экономики материально-техническая база сельского хозяйства стремительно разрушается. Объемы производства промышленной продукции сельскохозяйственного назначения, в особенности орудий и средств труда, упали намного ниже предельно допустимого уровня, обеспечивающего замену изношенного и выбывающего оборудования и сохраняющего приемлемый уровень производства сельскохозяйственной продукции.
Создание фермерских хозяйств потерпело неудачу. Результаты хозяйствования этого сектора в 3 раза ниже, чем в крупном производстве. Диспаритет цен в обмене сельскохозяйственных товаров на продукцию других отраслей народного хозяйства перерос в постоянное нарушение эквивалентных связей между отраслями.
Сельское хозяйство превратилось в финансового донора промышленности. Производство мяса всех видов на душу населения составляет лишь 33 кг, что в 1,5 раза меньше, чем в Китае, и в 2—3 раза ниже, чем в странах Западной Европы. Несмотря на принятие Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», около 70% хозяйств имеют просроченную задолженность перед бюджетами всех уровней.
Рынок продовольствия малоэластичен. Уменьшение на нем предложения российских продуктов питания привело к возрастанию импорта продовольственных товаров (как, впрочем, и в большинстве отраслей промышленности). Насытить рынок продуктами питания из-за глубокого кризиса сельского хозяйства не удастся еще длительное время.
Подрыв сельского хозяйства в своей основе вызвал ухудшение питания населения России. Ранее, в годы социализма, страна по обеспечению продовольствием на душу населения занимала 6-е место в мире, теперь же — 40-е.
Ухудшение питания вызвано не только снижением объемов производства основных пищевых продуктов, свертыванием работы пищевой промышленности, но и падением покупательной способности населения, увеличением численности людей, живущих за чертой бедности.
Потребительская корзина и экономическая безопасность. В России разрабатываются нормативы потребления, соответствующие физиологическим потребностям человека по половозрастному составу населения.
Фактическое потребление основных продуктов питания (вернее, все, что продано населению) из всех источников и форм собственности, данные трех потребительских корзин, а также данные рациональных норм, которые были разработаны в СССР в 1982 г., представлены в табл. 5.1.
Таблица 5.1. Фактическое и физиологическое потребление важнейших продуктов питания на душу населения, кг в год
Состав основных продуктов питания | Фактическое потребление | Физиологическое потребление | ||||||
Потребительские корзины | Рацион. нормы потребл. | |||||||
Мясо и мясо продукты, кг | 61,7 | 31,5 | 26,6 | 31,5 | 37,2 | |||
Молоко и молочные продукты, л | 210,7 | 212,4 | 210,7 | 238,2 | ||||
Яйца, шт. | 151,4 | |||||||
Рыба и рыбопроду., кг | 17,6 | 13,7 | 10,8 | 13,1 | 11,7 | 13,7 | 18,2 | |
Сахар, кг | 42,2 | 20,3 | 20,7 | 20,3 | 22,2 | |||
Овощи и бахчевые, кг | 89,4 | 89,4 | ||||||
Фрукты и ягоды, кг | 19,4 | 16,7 | ||||||
Картофель, кг | 124,2 | 123,6 | 107,6 | |||||
Хлеб и хлебопрод., кг | 130,8 | |||||||
Масло растительное и маргарин, кг | 10,4 | 10,5 | 12,6 | 12,0 | 13,8 |
Рассчитано по данным Госкомстата, Росстата.
Из табл. 5.1 видно, как снизилось потребление (хотя в настоящее время оно растет) мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов и т.п. и в то же время изменилась сама структура потребления, и все это на фоне «полных прилавков». Очевидно, что происходящее связано со снижением платежного спроса населения.
В 1982 г. Минздравом СССР были утверждены рациональные нормы потребления, в основу которых положены нормативы физиологических потребностей населения в пищевых веществах и энергии. Этот продуктовый набор, по мнению медиков, обеспечивает 3000 ккал в среднем на душу населения в сутки, а нормы обеспечивают оптимальное сочетание белков, минеральных солей и естественных витаминов.
Прежде всего необходимо выделить цели, которые преследует принятие Закона о потребительской корзине. Потребительская корзина, с одной стороны, должна быть ориентиром для отраслей народного хозяйства, с другой — на ее основе должна определяться минимальная заработная плата, рассчитываться пенсии, пособия. В преамбуле к методике расчета прожиточного минимума 1999 г. сказано: «Прожиточный минимум безопасен для здоровья человека и достаточен для того, чтобы он мог существовать».
В сопоставлении с другими странами потребление продуктов питания в России за 1985 и 1998 гг. представлено в табл. 5.2.
Таблица 5.2. Потребление основных продуктов питания на душу населения, кг в год.
Страна | Мясо | Картофель | Овощи | Фрукты | Хлеб | |||||
Россия | 61,7 | |||||||||
Великобритания | ||||||||||
Германия | ||||||||||
Италия | ||||||||||
Канада | ||||||||||
США | ||||||||||
Франция | ||||||||||
Чехия |
Источник: Московский комсомолец. 1999. 12 марта. Примечание: данные не обновлены ввиду их отсутствия в открытой печати по странам.
«Продовольственная безопасность» и «продовольственная независимость». Существуют разные подходы к определению понятия «продовольственная безопасность». Одни рассматривают это понятие как синоним самодостаточности, другие — как приемлемый уровень уверенности в том, что источники продовольствия надежны и безопасны.
В России не сложилось единого мнения ни по определению самого термина, ни по его содержанию. Сторонники одной точки зрения трактуют продовольственную безопасность России как обеспечение бесперебойного снабжения продуктами питания (либо за счет отечественного производства, либо за счет импорта) на уровне, достаточном для сохранения жизни и здоровья населения. В двух других акцент делается на устранении зависимости страны от импорта, т.е. па достижении самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией и защите интересов производителей продукции сельского хозяйства.
Продовольственная безопасность — комплексное понятие, заключающее в себе как минимум два смысла: первый связан с экономическим процессом продовольственного обеспечения; второй вызван важностью продовольственного обеспечения для поддержания национальной безопасности в ее внутреннем и внешнем проявлениях.
В экономике существуют еще два близких понятия: «продовольственная независимость» и «самообеспечение продовольствием». Их часто отождествляют, но это неверно, поскольку в основе оценки продовольственной независимости (как важнейшего элемента национальной продовольственной безопасности) лежит количественный подход, включающий некие пороговые критериальные значения импорта продовольствия. Функционирование же народного хозяйства страны на принципах продовольственного самообеспечения — лишь один из возможных вариантов достижения национальной продовольственной независимости, а в общем случае последняя обусловливается совокупным экономическим потенциалом и конкурентоспособностью национальной экономики.
В промышленно развитых странах продовольственная безопасность требует поддержания среднедушевого потребления основных продуктов питания на гораздо более высоком уровне, чем в наименее экономически развитых странах. Например, для страны, валюта которой свободно конвертируется и экспорт промышленной продукции которой отличается большими масштабами и динамичностью, импортная зависимость в продовольствии в определенных пределах не представляет угрозы экономической безопасности и является необходимым атрибутом интеграции страны в мировую экономику. Кроме того, такая зависимость становится признаком использования преимуществ международного обмена товарами по принципу «сравнительных издержек производства», предусматривающему реализацию на международном рынке продукции, производство которой наиболее рентабельно в данной стране, в обмен на продукты, собственное производство которых менее выгодно.
Например, Индия добилась практически полного фактического самообеспечения основными продовольственными товарами, однако нельзя признать, что эта страна достигла национальной продовольственной независимости (и безопасности), поскольку отсутствие импорта продовольствия сопрягается с предельно низким уровнем его потребления и даже недоеданием значительной части населения. Напротив, устойчивость национальной экономики и финансовой системы Японии позволяет гарантировать ее населению достойное потребление продовольствия без ущерба национальным интересам при самообеспечении основными продуктами питания всего лишь на 50%1.
В России проблема продовольственного самообеспечения имеет важное дополнительное социально-экономическое значение. Известно, что экспансия импортных товаров происходит не столько по линии освоения свободных рыночных ниш, сколько в результате прямого вытеснения с российского рынка аналогичных российских товаров. В этом контексте продовольственное самообеспечение (в объективно возможных пределах) следует рассматривать как необходимое условие поддержания доходов сельского населения и противодействия оттоку последнего в города и предотвращения деградации села.
Значение агропромышленного комплекса в продовольственной безопасности. На начальной стадии внешнеэкономических реформ стремительно растущий импорт продовольствия сыграл роль своеобразного амортизатора, компенсировав падение производства на предприятиях российского продовольственного комплекса. Однако очень скоро влияние этого импорта на внутренний продовольственный рынок стало негативным.
Уже к 1995 г. доля импортных продовольственных товаров превысила критический порог стратегической зависимости от внешних поставок продовольствия, принятый в мировой практике на уровне 20—30% общего объема внутреннего потребления: по разным оценкам, она составила в 1995 г. от 40 до 54%. Сам по себе, в отрыве от конкретной экономической и политической ситуации, этот факт еще не свидетельствует о подрыве национальной продовольственной безопасности, но в условиях глубокого кризиса российской экономики такое положение углубляет кризис, ведет к снижению количества рабочих мест, вытеснению российских сельскохозяйственных производителей с внутреннего продовольственного рынка, лишению их потенциальных доходов.
В 1998 г. валютные затраты на импорт продовольствия за девять месяцев были почти эквивалентны выручке от продажи в страны дальнего зарубежья 86 млн т нефти и 33 млн т нефтепродуктов. А в последующие годы рост импорта продовольствия стал играть роль мощного дополнительного фактора развития кризиса в сельском хозяйстве и сопряженных отраслях.
1 См.: Цыганков П.Л., Фелъман Д.М. Мировая политика: проблемы теории и практика. М., 1995. С. 43.
Из сельскохозяйственного оборота выпало 27 млн га пашни, т.е. столько, сколько их имеется во Франции и Италии.
В России затраты на сельскохозяйственную науку за годы реформ сократились в 7—8 раз и стали несопоставимы с аналогичными затратами в промышленно развитых странах.
Агропромышленный комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства, является более отсталой в технологическом плане отраслью по сравнению с промышленностью. Вложенные в него капиталы приносят меньшую отдачу, но уровень сельскохозяйственного производства напрямую влияет на состояние продовольственной безопасности страны. Сельское хозяйство медленнее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.
В настоящее время более 80% хозяйств всех видов собственности в сельскохозяйственном секторе экономики убыточны. Одной из главных причин такого положения АПК является диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией. Цены на промышленную продукцию в годы реформ росли в 4—5 раз быстрее, чем на сельскохозяйственную. АПК оказался не в состоянии окупать затраты на производство, из-за чего стал должником как федерального бюджета, так и частных финансовых структур.
Особому разрушению подверглась материально-техническая база. Годовое производство тракторов сократилось почти до 10 тыс. (в среднем в 22 раза), плугов — до 1 тыс., культиваторов — в 31 раз, сеялок — в 39, зерноуборочных комбайнов — в 66, кормоуборочных — в 44 раза. Производство многих других видов техники вообще приостановлено. Уменьшилось даже число предприятий, производящих сельскохозяйственную технику, — на 45 заводов. Но в повышении производительности труда, снижении себестоимости продукции и вообще в увеличении производства продуктов питания техника имеет первостепенное значение.
В России необходимо переходить от жесткой протекционистской политики к адресной поддержке отечественных производителей — через субсидирование доходов и поддержание общего уровня цен в условиях их резкого колебания. В обеспечении продовольственной безопасности надо перестраиваться с внешних, фискальных способов (таможенных пошлин) на поддержание отечественною сельскохозяйственного производства.
Важнейшими элементами системы государственного регулирования в аграрной сфере России должны стать:
• поддержание общего уровня доходности в отрасли путем оказания поддержки отрасли и стимулирования платежеспособности спроса;
• антимонопольное регулирование;
• проведение политики разумного протекционизма;
• обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком.
Система государственного регулирования должна способствовать развитию рыночной инфраструктуры, поддержанию стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке путем проведения государственных инвестиций, обеспечению доступности кредитов.
Особенности аграрного сектора России. В России имеются ресурсы для развития сельского хозяйства: по размеру посевных площадей Россия стоит на третьем месте после США и Китая, хотя в сельском хозяйстве используется всего 12,9% общего объема земель. Как видно из табл. 5.3, природно-климатические условия для сельского хозяйства в России несколько хуже, чем в Европе и США по таким показателям, как индекс биологической продуктивности земли и затраты энергии. Однако в отрасли имеется потенциал для повышения сельскохозяйственной производительности за счет размера сельхозплощадей и снижения затрат энергии.
Таблица 5.3. Базовые показатели аграрно-климатического потенциала за 1991-1995 гг.
Страна | Население | Площадь на 1 чел., га | Индекс биологической продуктивности земли (1980— 1985 гг.) | Затраты энергии, ГДж/га | ||
Числен-ность, млн чел. | Плотность, чел./га | Угодья | Пашни | |||
Россия | 0,09 | 1,42 | 0,88 | 1,0 | ||
США | 0,27 | 1,70 | 0,54 | 2,7 | ||
Китай | 1,2 | 0,36 | 0,08 | 2,8 | ||
Италия | 57,2 | 1,9 | 0,30 | 0,16 | 2,4 |
Источник: Родина Н., Моисеев Ю. Концепции развития сельского хозяйства России. М. ,1998.
Однако в настоящее время в России существует угроза продовольственной безопасности, и основной проблемой, обостряющей ситуацию, является низкий уровень сельскохозяйственной производительности. По сравнению с 1992 г., когда начались преобразования в АПК, произошел значительный спад производства основных продовольственных продуктов (%): мяса — на 57,5, молока — на 42,9, яиц — на 32, зерна — на 59,6, овощей — на 55,6. В среднем с начала 1990-х годов производство сократилось в 2 раза, возросла доля импорта в структуре потребления продовольственных товаров. Таким образом, происходит замещение отечественного производителя иностранными поставщиками. Снижение объемов рынка сбыта негативно сказывается на развитии российского АПК и его конкурентоспособности.
Импорт продовольствия не занимает свободные ниши, а вытесняет отечественного производителя с помощью агрессивной политики. Зарубежные производители сбивают цены российских производителей дешевыми товарами, а затем, вытеснив конкурентов, поднимают цену. От импортных интервенций в последние годы отечественные производители теряют до 12—13 млрд. долл. Стоимость импорта продовольствия в отдельные годы была примерно равна стоимости экспорта нефти из России.
АПК России функционирует в специфических климатических и природных условиях страны. Урожай зерна с гектара вбирает в себя гораздо больше машинного и человеческого труда, чем такой же урожай в США. Гораздо дороже обходятся содержание и развитие животноводства, а также создание социальных условий для занятых в сельском хозяйстве.
Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо прежде всего разработать баланс основных продуктов питания, например баланс зерна, мяса, рыбы и т.п. Иначе говоря, требуется точно знать, сколько необходимо производить той или иной продукции, чтобы обеспечить экономическую безопасность страны; сколько для этого надо выпускать техники, удобрений и т.д.; какие денежные средства нужны для реализации этой программы, какие механизмы должны быть использованы.