Сущность права. Право как социальная ценность.
2.1. Плюрализм взглядов о правопонимании в юридической науке.
Концепции (школы) права.
Право – сложный социальный феномен. Поиск правопонимания ведется многие века, так как в нем отражаются представления людей о таких общечеловеческих ценностях, как правда, справедливость. Право неисчерпаемо для познания, что порождает трудности его определения. В дефинициях не удаётся отразить все сущностные характеристики права. И поскольку изменяются человеческие идеалы, постольку меняются и будут меняться представления о праве. Еще И.Кант в своей работе «Метафизика нравов» (1797г.) отмечал, что право существует уже тысячу лет, а юристы до сих пор не могут договориться, что такое право. Это относится и к нашей отечественной науке.
Разнообразие взглядов на содержание права может быть сведено к двум аспектам:
- Право – средство обеспечения порядка в обществе путём насилия, принуждения.
- Право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречий, достижения социального компромисса, координации интересов различных социальных групп и слоёв.
В отечественной юридической науке долгое время, начиная с 1917 года и заканчивая 90-ми годами ХХ века, преобладало номативистско-позитивистское определение права, сформулированное А.Я.Вышинским на Первом совещании научных работников права в 1938 году: право – это совокупность норм, выражающих волю господствующего класса и обеспечиваемых государственным принуждением. На базе этого подхода отечественными правоведами был выработан узконормативный подход к понятию права.
В 20-е годы ХХ века прослеживаются также и социологические взгляды, ориентирующие на изучение права во всех социальных взаимосвязях (П.И.Стучка, Е.Б.Пашуканис).
В рамках указанного подхода многие ученые стремились исследовать правовую материю через систему правоотношений, поведение людей в сфере права. Так, Кечекьян С.Ф. (1958 г.), А.А.Пионтковский (1962 г.) предложили включить в понятие права, наряду с нормами, и правоотношение, Я.Ф.Миколенко (1965 г.) – правоотношение и правосознание, Л.С.Явич (1976 г.) - субъективное право.
В 1975 году была опубликована статья Е.А.Лукашевой «Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений» (Сов.гос. и право, 1975, № 4), в которой был обоснован многоаспектный анализ правовых явлений. Сформировалось так называемое широкое понимание права (Д.А.Керимов, Мальцев, Л.С.Мамут, В.А.Туманов).
Наряду с узконормативным и широким подходом к правопониманию, некоторые авторы (В.С.Нерсесянц) выделяют также интегративный подход, который базируется на принципе различения права и закона. Сущность права заключается в формальном равенстве индивидов (равенство в правах, равенство перед законом), служащим основанием разграничения права (правового закона) и не права (произвола в форме закона) – либертарно-юридическая концепция.
По мнению Р.З.Лившица, закон может быть правовым и неправовым, а право – это нормативно закрепленная справедливость, состоящая в реализации общественного компромисса.
Сторонники широкого подхода к праву признают и другие «грани» права. Например, С.С.Алексеев выделяет:
1. догму права – фактически норма позитивного права;
2. правовое содержание – субъективные права отдельных субъектов;
3. правовые идеи – глубокий слой права.
В.К.Леушин выделяет в системе права три элемента:
1. естественное право;
2. субъективное право;
3. позитивное право.
Р.З.Лившиц считает, что правовая материя выступает в трех формах:
1. правовые идеи (правовое сознание);
2. правовые нормы;
3. общественные отношения.
Д.А.Керимов включает сюда также и действия.
Следовательно, многолетние дискуссии о праве в юридической науке выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности:
1. нормативный («узкое» понимание права);
2. социологический;
3. философский («широкое» понимание права).
Концепции (школы) права.
1. Теологическая (идеология иудаизма, христианства, буддизма и ислама): право создано Богом. Например, христианские воззрения на право выражены в посланиях Папы к верующим христианам, в которых право рассматривается как естественное и божественное.
2. Естественно-правовая (юснатурализм) (Гоббс, Локк, Гроций «О праве войны и мира» (1625 г.), В.Н.Чичерин): дуализм (двойственность) права, т.е. наряду с позитивным правом, созданным государством, существует естественное право, которое служит критерием оценки позитивного права; всё, что в позитивном праве противоречит естественному праву, не должно считаться правом. Под естественным правом понимаются представления о справедливости, общем благе.
3. Позитивистская (19 век, О.Конт): право – система норма, установленных государством; отрицание естественных прав; позитивное право происходит от власти; право – приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Сущность права непознаваема, так как право – факт реальности, позитивный факт. Оно не зависит от экономических отношений. Основная задача состоит в описании права, в его формально-логическом исследовании в качестве догмы.
4. Нормативистская (20 век, Г. Кельзен «Чистая теория права», Г.Ф.Шершеневич). Эта школа - разновидность позитивистской школы. Право не зависит от действительности, сила права – в нем самом. Кельзен в указанной работе строит пирамиду норм: высшая норма – низшая норма – основная (индивидуальная) норма (решения судов, договоры). Суд – правотворческий орган, государство есть правопорядок (отражение права); юриспруденция – формальная наука о позитивном праве. Кельзен отрицал экономическую обусловленность права и оценку права с позиций морали.
5. Психологическая (Л.И.Петражицкий, А.Росс): различает живое (интуитивное) право, т.е. переживание человеком своих прав и обязанностей: один переживает право, другой – обязанности и в результате возникает правоотношение между людьми. Норма права – результат такого переживания. Школа не отрицает существование позитивного права, при этом переживания делятся на два вида:
· переживание позитивного права, т.е. представление об источнике нормы;
· переживание интуитивного права, не связанного с позитивным правом.
Интуитивное право является абсолютным, позитивное – относительным. позитивное право меняется параллельно изменению психических переживаний.
6. Материалистическая (марксистская) (Маркс, Энгельс, Ленин): в праве выражена государственная воля и её содержание предопределяется материальными условиями жизни общества (разновидность позитивистской школы).
7. Социологическая (Е.Эрлих «Социология права», С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский, И.М.Коркунов, Б.А.Кистяковский). Данная школа именуется функционализмом, получила распространение в США. В её основе – изучение «живого» права, создаваемого «союзами»: каждая организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей создают своё право. Государственные предписания – это только часть права. Суды должны находить нормы «живого» права и на их основе выносить решения (теория судейского усмотрения или практики судов). Правомерно то, что полезно, право – это полезная практика.
8. Теория солидаризма (Л.Дюги, ХХ век): общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая объединяет индивидов. Основной принцип (норма солидарности) – поступай солидарно. Индивид не может существовать вне общества. На основе принципа солидарности стихийно складываются социальные нормы, в т.ч. правовые. Государство лишь выявляет нормы и формулирует их в виде закона. Если государство принимает нормы, противоречащие принципу солидарности, они не будут соблюдаться. Право не является инструментом политики государства, оно выражает солидарные интересы. Данная теория не различает субъективных прав, индивиды обладают только определенными социальными функциями (идея социального сотрудничества).