Активистские концепции государства.
К активистским концепциям относятся:
- Меркантилизм;
- Кейнсианство;
- Неокейнсианство и посткейнсианство;
- Стокгольмская школа экономики;
- Институциональная теория.
Меркантилизм:
- Базируется на философских концепциях Гоббса и Локка;
- Предметом исследования выступает богатство государства. Отсюда – в обществе оправданы лишь те индивидуальные усилия хозяйственных единиц, которые наращивают богатство государства.
- Государственное хозяйство представляется как большое домашнее хозяйство. Значит, любые хозяйственные проблемы должны решаться с помощью административных мер государства.
- Во внешней торговле обосновывается активный государственный протекционизм.
Кейнсианство:
- Исходным принципом, с помощью которого кейнсианская теория обосновывает необходимость активного государственного регулирования, является то, что рыночная система в принципе является несбалансированной системой. Равновесие в условиях рынка – это лишь момент общего динамического неравновесия. Экономические дисбалансы автоматическими рыночными механизмами устранить нельзя.
- Таким образом, для достижения общего экономического равновесия необходимо активное государственное регулирование.
- При этом кейнсианство стало первой макроэкономической теорией в русле неоклассического направления, которая в центр внимания поставила не отдельного хозяйствующего субъекта, а национальное хозяйство в целом. В этой связи говорят, что кейнсианцы создали макроэкономическую теорию государственного регулирования.
- Основные положения кейнсианской теории макроэкономического регулирования заключаются в следующем:
1) Экономические спады и макроэкономическое неравновесие в рыночной экономике обусловлены недостаточным эффективным спросом (AD)
2) Недостаток совокупного спроса вызван тремя основными причинами:
ü Прогрессивным сокращением предельной склонности к потреблению (MPC = ). Такое сокращение происходит в результате действия «основного психологического закона Кейнса», т.е. когда с ростом совокупного дохода доля расходов на потребление сокращается, а доля сбережений увеличивается. Кроме этого, данная проблема обостряется растущим неравенством в распределении доходов.
ü Падением предельной эффективности капитала. Так как предельная склонность к потреблению сокращается (МРС ), это вызывает снижение совокупного спроса (AD ), это в свою очередь вызывает снижение объемов реализуемой продукции и уменьшению объемов национального производства (ВВП ), и в конечном счете вся эта цепочка приводит к снижению прибыли в национальном производстве, которая свидетельствует о снижении предельной эффективности использования капитала.
ü Чрезмерным спекулятивным спросом на деньги (мотив предпочтения ликвидности) в связи с высоким уровнем процентной ставки.
3) Поскольку в рыночной экономике не существует внутренних механизмов автоматического повышения совокупного спроса, то для его стимулирования необходимо активное государственное вмешательство, т.е. цель государственного регулирования сводится к обеспечению роста совокупного спроса.
4) Государственное регулирование совокупного спроса должно носить антициклический характер, т.е. государство должно проявлять активность в периоды экономических спадов.
5) Основным инструментом государственного стимулирования совокупного спроса должна выступать бюджетная политика, т.к. она прямо и непосредственно оказывает регулирующее воздействие на экономическую активность. В частности кейнсианцы используют идею мультипликатора государственных расходов ( = ), который позволяет многократно увеличить совокупный спрос и объем национального производства в результате первоначально профинансированных государственных расходов (автономные инвестиции). При этом кейнсианцы допускают возможность несбалансированного бюджета (т.е. временный дефицит бюджета, который может возникнуть в результате финансирования государственных расходов).
Неокейнсианство (Р. Харрод, Е. домар, Стокгольмская школа экономики – К. Виксель, Э. Линдаль, Г. Кассель, Э. Лундберг)
- В отличие от Кейнса, неокейнсианцы предметом своего исследования сделали факторы экономического роста.
- Основные идеи англо-американской школы неокейнсианцев (Р. Харрод, Е. Домар):
1) Неокейнсианцы дополнили кейнсианскую идею мультипликатора концепцией акселератора ( ). Акселератор – это множитель, показывающий на сколько увеличатся инвестиции в результате увеличения национального дохода. При этом такие инвестиции являются индуцированными инвестициями.
2) Они разработали концепцию государственного контроля над макроэкономическими процессами:
Ø Основной метод государственного вмешательства – снижение учетной ставки ЦБ (ставки рефинансирования) ниже уровня, при котором I = S в условиях полной занятости.
Ø Такая ставка процента стимулирует автономные инвестиции, которые через механизм мультипликатора увеличивают производство и доходы, а растущие доходы приводят к росту индуцированных инвестиций. Таким образом запускается самоподдерживающийся экономический рост.
Ø Таким образом неокейнсианцы обосновали не только активную бюджетную политику государства, но и активную денежно-кредитную политику.
- Основные идеи неокейнсианцев Стокгольмской школы экономики(К. Виксель, Э. Линдаль, Г. Кассель, Э. Лундберг)[1]:
1) Заложили основы анализа общественного сектора с точки зрения теории обмена.
2) В центре внимания – в основном анализ государственных финансов.
3) Налогообложение и государственные расходы рассматривают как элементы рыночной экономики. Основная идея – между государством и остальными субъектами хозяйственной деятельности осуществляется обмен, в рамках которого государство выступает поставщиком государственных товаров и услуг в обмен на налоги.
4) Заложили начала микроэкономических основ макроэкономики.
Посткейнсианство (Н. Калдор, Дж. Робинс, П. Дэвидсон, Х. Мински, С. Вайнтрауб, А. Лейонхувуд, А. Эйхнер)
- Характерные особенности:
Ø Резко критическое отношение к неоклассике и ортодоксальным кейнсиаским теориям (П. Самуэльсон, Э. Хансен);
Ø Упор в экономическом анализе на основополагающие принципы теории Кейнса.
- Основные теоретические постулаты:
1) инвестиции не завися от склонности к потреблению и сбережениям, а зависят от инвестиционных планов бизнеса, выработанных в предыдущие периоды времени;
2) Основная доля сбережений формируется за счет доходов от собственности и от прибылей, и меньшая доля сбережений формируется за счет зарплаты (зарплата в основном идет на потребление)
3) Значит, для обеспечения экономического роста необходимо правильно распределять доходы в обществе:
а) т.к. склонность к сбережениям у наемных работников и собственников капитала разная (у собственников капитала она больше), то путем перераспределения доходов между ними можно менять общую сумму сбережений.
б) перераспределение сбережений означает перераспределение финансовых потоков в экономике в пользу экономического роста.
4) Выдвигают требования к ограничению инфляции, подрывающей стимулы к сбережениям, а следовательно, тормозящей экономический рост.
5) Таким образом, они обосновывают активную государственную политику регулирования экономики:
а) активная политика перераспределения доходов, направленная на их выравнивание (через добровольные трехсторонние соглашения – государство, профсоюзы, предприниматели)
б) осуществление государственного индикативного планирования
в) отказ от политики свободной конкуренции.
Институционализм (традиционный институционализм рубежа XIX –XX вв. Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. Коммонс, Дж. Гэлбрейт)
- Критика неоклассики за её абстрактность Отказ от принципа методологического индивидуализма.
- Основным экономическим субъектом выступает корпорация, как институт, внутри которой нет рыночных обменов, а существует нерыночная власть и распределение ресурсов.
- В результате технического прогресса корпорации разрастаются и стремятся к контролю над экономикой.
- Возникает необходимость активного государственного регулирования:
Ø Контроль над ценами;
Ø Регулирование совокупного спроса;
Ø Переход от рыночной к плановой системе распределения ресурсов (Дж. Гэлбрейт).
- В конечном итоге формулируют концепцию «государства благосостояния»:
ü Основной класс – это класс образованных людей;
ü Основная цель экономического развития – это не количественный рост, а нравственное совершенствование и повышение качества жизни.