Общая характеристика законодательства об охране природы и рациональное использование природных ресурсов
Современными нормативно-правовыми актами, регулирующими основы организации охраны окружающей природной среды, являются законы Украины "Об охране окружающей природной среды" от 25 июня 1991 г., "Об охране атмосферного воздуха" от 16 октября 1992 г., "О природно-заповедном фонде Украины" от 16 июня 1992 г., "О животном мире" от 3 марта 1993 г., "О карантине растений" от 30 июня 1993 г и. др. Некоторые отношения в сфере использования и охраны окружающей природной среды урегулированы кодексами (земельным, водным, лесным, о недрах), а также законами Украины "Об плате за землю" от 3 июля 1992 г. и "О ветеринарной медицине" от 25 июня 1992 г. Важное значение в решении этого вопроса имеет утвержденный постановлением Верховного Совета Украины Порядок ограничения, временного запрета (остановки) или прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды от 29 октября 1992 г.
Основу правовой охраны окружающей природной среды составляют нормы земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и т. д.
Наиболее полно экологические права и обязанности закреплены в Законе Украины "Об охране окружающей природной среды" (статьи 9—12). Согласно этому Закону гражданин Украины имеет право на: безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду; объединение в общественные природоохранные формирования; получение в установленном порядке полной и достоверной экологической информации и т. п.
Все экологические права граждан защищаются и восстанавливаются в судебном порядке.
Наряду с правами Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" предусматривает относительно граждан и некоторые обязанности. Так, граждане обязаны: беречь, охранять и рационально использовать природные богатства; не нарушать экологические права других субъектов; компенсировать причиненный ими вред и т. п.
Признанными разновидностями права природопользования являются: право землепользования, право водопользования, право лесопользования, право пользоваться недрами, право пользоваться животным миром, право пользования природно-заповедным фондом и т. д.
Право природопользования — это процесс рационального использования человеком природных ресурсов для удовлетворения различных потребностей и интересов.
Важнейшими принципами природопользования являются его целевой характер, плановость и длительность, лицензирование, учет чрезвычайного значения в жизни общества и т. д. При этом выделяются такие группы природопользования как право общего и специального использования земли, вод, лесов, недр, животного мира и других природных ресурсов. Субъектами права общего пользования природными ресурсами могут быть все граждане для удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Оно осуществляется гражданами бесплатно и безлицензионно, то есть для этого не требуется соответствующее разрешение уполномоченных органов и лиц. Общим является, например, право использования парков, скверов, водохранилищ, лесов, сбор дикорастущих ягод, грибов, орехов и т. п. Право общего природопользования закреплено и в Конституции Украины: "Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом" (ст. 13).
Специальное использование природных ресурсов - это использование конкретных природных ресурсов осуществляется гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в случаях, когда соответствующая, определенная в законодательстве, часть природных ресурсов передается им в пользование. Обычно такая передача является ценной и определенной во времени. Предоставление природных ресурсов происходит на основе специальных разрешений — государственных актов на право постоянного пользования, например, землей, договоров аренды земли, лесорубных билетов и ордеров, лицензий, охотничьих карточек и т. д. Цели специального использования могут быть разными, но они всегда обусловливаются. Так, земли используются для потребностей сельскохозяйственного производства, развития растениеводства и животноводства и их инфраструктуры; недра — для добычи полезных ископаемых; вода — для физиологических и бытовых потребностей человека, а также для производства.
На субъектов специального использования природных ресурсов возлагаются специальные обязанности. Плата за специальное природопользование устанавливается на основе нормативов платы и лимитов использования природных ресурсов. Указанные нормативы определяются с учетом количества и качества природных ресурсов, возможности использования, местонахождения, возможности переработки и хранения отходов. К тому же субъекты специального природопользования обязаны вносить плату за загрязнение окружающей природной среды, которая устанавливается за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбрасывание загрязняющих веществ в территориальные и морские воды, а также под землю и т. д.
Контроль в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды осуществляется посредством проверки, надзора, обследования, инвентаризации и экспертизы. Он может осуществляться как уполномоченными государственными органами, так и общественными формированиями. Государственный контроль возлагается на исполнительные комитеты местных советов, государственные администрации, Министерство экологии и природных ресурсов Украины, его органы на местах.
Общественный контроль осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды, порядок деятельности которых определен Положением, утвержденным Министерством экологии и природных ресурсов Украины.
Вопросы для самостоятельной проверки знаний
· Назовите основные источники аграрного права Украины.
· Назовите основные экологические права и обязанности граждан.
· Что такое право природопользования?
· Назовите субъекты и объекты земельных отношений.
· Как классифицируются земли Украины по своему целевому назначению?
· На какие объекты распространяется право собственности на земельный участок?
· На каких основаниях граждане Украины могут приобретать право собственности на земельные участки?
· Назовите основные права и обязанности собственников земельных участков.
· Что представляет собой право земельного сервитута?
· Кто осуществляет контрольза охраной и использованием земель в Украине?
· Какие существуют основания для прекращения права собственности на земельный участок?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРИМЕРЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Задача
Строительное управление (СУ) 12 апреля 2000 г. поставило КСП шифер для строительства свинофермы. Оплата шифера не была осуществлена. Неоднократное напоминание и претензии КСП об уплате стоимости шифера остались без ответа. В связи с этим 15 июня 2003 г. СУ обратилось в суд с иском к КСП о взыскании с последнего непогашенной задолженности. Суд отказалСУ в принятии искового заявления на том основании, что истцом пропущен срок исковой давности.
Вопрос: Обоснован ли отказ суда в принятии искового заявления? При каких обстоятельствах приостанавливается, прерывается и восстанавливается срок исковой давности.
РЕШЕНИЕ
В соответствии со ст. 257 ГК Украины срок исковой давности между субъектами составляет три года.
Несмотря на пропуск срока, суд обязан принять исковое заявление, выявить причины пропуска срока и при их неуважительности вынести решение об отказе в удовлетворении требований истца (ст. 267 КГ Украины).
ТЕСТЫ
Тест 1. Когда договор считается заключенным:
1. когда стороны устно договорились о выполнении работы;
2. когда работа начата;
3. когда за работу уплачены деньги;
4. когда стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем; существенным условиям договора?
Тест 2. Руководитель предприятия при наличии основания может привлечь работника к ответственности:
1. уголовной;
2. дисциплинарной;
3. гражданской;
4. административной.
Тест 3. За административное нарушение к должностномулицу может быть применено взыскание:
1. штраф;
2. выговор;
3. увольнение с работы;
4. понижение в должности.
Тест 4. За экологические правонарушения может быть наложено административное взыскание не позднее:
1. шести месяцев со дня совершения правонарушения;
2. двух месяцев со дня совершения правонарушения;
3. немедленно по обнаружении;
4. одного месяца со дня прекращения уголовного делапо административному правонарушению.
Тест 5.Срок для предъявления виндикационного иска составляет:
1. три года;
2. один год;
3. пять лет;
4. бессрочно.
ЛЕКЦИЯ № 7
ТЕМА: «Основы уголовного права Украины»
Время 2 часа (1 час 20 мин.)
Основные вопросы
1. Понятие уголовного закона, его основные положения.
2. Понятие, признаки и состав преступления.
3. Уголовное наказание