Бланк для ответов (форма Б)
___________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
№п/п | Утверждение | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | |
Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой | ||||||||
Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые, знаю, решу | ||||||||
Меня больше привлекает дело, которое не требует напряженияи в успехе которого уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности | ||||||||
Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что может хорошо получиться | ||||||||
Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, где сама должна определять свою роль | ||||||||
Более сильные переживания у меня вызываются скорее страхом неудачи, чем надеждой на успех | ||||||||
Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра | ||||||||
Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи равна 50%, делу достаточно важному, но нетрудному | ||||||||
Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим | ||||||||
Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого возникают трения с товарищами | ||||||||
После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло!»), чем порадуюсь хорошей оценке | ||||||||
Если бы я собралась играть в карты, то скорее бы сыграла в развлекательную игру, чем в игру трудную, требующую размышлений | ||||||||
Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где силы всех участников приблизительно равны | ||||||||
После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело | ||||||||
Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи | ||||||||
В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникают волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство | ||||||||
Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило | ||||||||
Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное | ||||||||
Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела | ||||||||
Если я заболела и вынуждена остаться дома, то использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать | ||||||||
Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы решили устроить вечеринку, то предпочла бы сама организовать ее, вместо того, чтобы это сделала какая-нибудь другая | ||||||||
Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама искать выход | ||||||||
Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникают интерес и азарт, чем тревога и беспокойство | ||||||||
Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь на его успешное завершение | ||||||||
Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность | ||||||||
Мне больше нравится выполнять сложное, незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена | ||||||||
Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа | ||||||||
Я работаю продуктивнее над заданием, когда задачу формулируют лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять | ||||||||
Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, вместо того, чтобы быстро взять себя в руки и попытаться исправить положение | ||||||||
Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить | ||||||||
Сумма баллов |
· Профориентационная игра «Человек-профессия»
Цель игры - на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать, профессиональные стереотипы.
Время проведения -10—15 минут.
Упражнение проводится в круге.
Инструкция
Сейчас мы выберем водящего. Он постарается отгадать, о ком из участников игры идет речь. Отгадывать водящий будет с помощью только одной подсказки: все участники назовут профессию, с которой «загаданный» человек ассоциируется. Профессии могут повторяться.
1. По желанию выбирается доброволец-водящий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом «загаданным» может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.
2. Приглашается водящий, садится в круг. Каждый участник (по кругу) должен быстро назвать профессию.
3. После того как все дали свои варианты ассоциаций, водящий называет тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков немного (6-8 человек), то водящий может обратиться к участникам за помощью повторно, т.е. как бы пройти второй круг.
Обсуждение
Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. сильно ли ошибся отгадывающий. У того человека, кого на самом деле «загадали», можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе). У водящего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле «загадывали»), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
Урок 4.
Ребята, добрый день. Сегодня мы начнем наш урок с методики, а после ее прохождения я покажу вам важную на этапе самоопределения формулу и расскажу, для чего она нужна. Закончится наш урок дискуссией.
· Тест «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)» Б.А. Федоришин.
Инструкция. Вам нужно ответить на все предложенные вопросы (40). Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (вы не согласны) – поставьте минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы запишете свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов.
Вопросник КОС
1) Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2) Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
3) Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?
4) Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5) Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6) Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7) Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
8) Ели возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9) Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10) Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11) Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию?
12) Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13) Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14) Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15) Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16) Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17) Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18) Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19) Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20) Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21) Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22) Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23) Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24) Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25) Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26) Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27) Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
28) Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29) Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?
30) Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
31) Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32) Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33) Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую вам компанию?
34) Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35) Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36) Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37) Верно ли, что у вас много друзей?
38) Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39) Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40) Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
· Формула «Хочу-могу-надо»
ХОЧУ – это ваше желание, собственно ваш выбор, это чисто субъективный фактор, который не всегда помогает при выборе занятия, особенно, если человек сам не знает, чего хочет.
НАДО – это составляющая объективной действительности, потребности рынка труда. К примеру, вы хотите стать профессиональным, скажем, охотником. У вас есть все данные к этому – вы отлично умеете стрелять, знаете повадки животных, обладаете навыком следопыта. Но с такой профессией устроиться на работу практически нереально, ибо необходимость в ней отпала очень и очень давно. Так срабатывает фактор НАДО.
И, наконец, третий фактор – МОГУ – также выражает объективное значение. МОГУ означает ваши способности, ваши таланты к тому или иному виду деятельности. Можно сказать, что это самое главное, что нужно выяснить для себя при профессиональном определении (образовательные ресурсы личности) и дальнейшем поиске работы.
· Профориентационная игра «Работа или деятельность»
Предназначение. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники выбирают, что им нравится больше: работа или деятельность.
Содержание.Ведущий задает участникам провокационный вопрос: "Скажите, что лучше, работа или деятельность?". Довольно скоро участники придут к мысли, что на этот вопрос невозможно ответить без точного определения этих двух понятий.
Ведущий тогда предлагает следующий вопрос: "Вот представим человека, который трудится в поте лица, очень сильно устает. Про него можно сказать, что он упорно работает. А еще можно сказать, что он занят активной деятельностью. Можно сказать, что у него бурная или кипучая работа. Можно сказать, что у него бурная или кипучая деятельность. Что лучше, когда про вас говорят, что у вас бурная работа? или что у вас бурная деятельность?"
Скорее всего, участники в ходе обсуждения согласятся, что слово "работа" приятнее для уха, чем "деятельность", потому что под деятельностью часто понимается изображение активности, бесцельное делание чего-то. Ведущий предлагает на время упражнения считать слово "деятельность" ругательным.
Далее участникам предлагается вспомнить из жизни примеры работы и примеры деятельности. Есть ли профессии, в которых работы почти нет, а есть одна деятельность? А есть ли наоборот?
Можно провести конкурс сценок. Участники разбиваются на микрогруппы, в которых сначала продумывают сценку, в которой одни работают, а другие занимаются деятельностью.
В конце проводится обсуждение:
· Чем приятна работа?
· Чем приятна деятельность?
Урок 5.
Ребята здравствуйте. Сегодня у нас с вами последнее теоретическое занятие. До этого мы говорили о различных профессиях, о самоопределении, проходили различные методики на выявление своих профессиональных склонностей и интересов. Но для успешной работы вам необходимо развивать свои профессионально значимые навыки, которые помогут вам построить успешную карьеру.
· Что такое карьера?
Карьера (итал. carriera — бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus — телега, повозка) — продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни.
В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни, т.к. достижения человека в той или иной сфере жизнедеятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совместимости личностных ожиданий в области карьеры с возможностями организации.
Понятие служебной карьеры можно трактовать и в широком, и в узком смысле.
В широком понимании карьера — это профессиональный прогресс, профессиональный рост, этапы продвижения служащего к высшей ступени профессионализма. Логичным завершением успешной карьеры является высокий профессионализм работника, признанный руководителем организации. Разумеется, что в течение всей трудовой деятельности человека оценка профессионализма может варьироваться.
В узком понимании карьера — продвижение по служебной лестнице, занятие особого статуса в своей профессиональной сфере. В этом случае карьера — это желанный путь вверх, осознано выбранный работником для получения неких моральных бонусов в виде самоутверждения и получения удовольствия от любимой работы. Это и является главным мотивом движения к определенному статусу (социальному, должностному, квалификационному).
Можно дать определение карьеры и с точки зрения ее как мобильного движения работника в сторону улучшения способа жизни, предоставляющего ему стабильность в социальном потоке бытия. Карьера — это процесс получения жизненно важных ценностей, благ, признательности в обществе и на рабочем месте.
Этапы карьеры.
Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации.
Предварительный этап
Предварительный этап включает учёбу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностии отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.
Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний, человек успевает получить среднее или высшее профессиональное образование.
Этап становления
Далее наступаетэтап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30. В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой заработной плате.
Этап продвижения
Этап продвижения длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации.Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.
Этап завершения
Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
Пенсионный этап
На последнем -пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби.Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.
Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.
· Профориентационная игра «Три судьбы»
Цель игры
Помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей (труженика, лентяя, бездарности и др.)
Время проведения - 30 — 45 минут.
Основные этапы
1. Вначале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли. (Может оказаться, что желающие не объявятся даже тогда, когда по многим признакам видно, что учащиеся хотят поиграть. Есть простые приемы, позволяющие решить эту проблему. Например, ведущий может просто сказать, что если через 5 секунд добровольцев не будет, то игры не получится, и придется заняться чем-то другим. Обычно на последней секунде появляются желающие.)
Инструкция
Представьте, что дело происходит в школе будущего, где-то в середине дующего столетия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в конце 90-х годов XX стол закончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет.
Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей.
Первый - это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.
Второй - выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки.
Третий - удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье - заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные...).
Но вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет. (Возможны разные варианты использования данного правила. Например, ведущий может сам раздать карточки участникам с указанием их ролей, может вообще не задавать ролей, а может в присутствии всего класса предложить игрокам самим распределить эти три роли.)
Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом постараемся угадать, какие роли они играли.
2. Главные игроки примерно на 3 - 4 минуты отправляются в Коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни. Ведущий предлагает оставшимся придумать по 2-3 душещипательных вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности наших гостей, но и их личной, семейной жизни, досуга.
3. Когда ведущий выходит в коридор и приглашает главных игроков в класс, он должен спросить у них (еще в коридоре), какие роли (стереотипы) каждый из них собирается представлять.
4. Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на почетные места, и им предлагается по очереди кратко (за 3-4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых жизней.
5. После того как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс-конференцию, т.е. остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Чтобы обращение к гостям было более уважительным, можно каждого из них попросить представиться - обязательно по имени и отчеству. Может оказаться так, что на каком-то этапе вопросы иссякнут, и тогда, чтобы поддержать интерес к игре, сам ведущий должен задать один-два интересных вопроса. Но для этого он должен подготовить такие вопросы заранее. Может оказаться, что все вопросы будут адресованы только одному (самому интересному) игроку. В этом случае ведущий также должен сам задать вопрос тому, о ком вроде бы и позабыть успели, переключив таким образом внимание класса и на других гостей.
6. Примерно за 15-20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят, и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении.
Обсуждение
Сначала ведущий может спросить у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему. При этом мнения могут быть очень разными. Далее можно поинтересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались самими игроками.
· Успешное построение карьеры
Карьерному росту способствуют:
1) должностные ступени, уровни иерархии
2) ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания
3) статусные ранги, отражающие вклад сотрудника в развитие организации (выслуга лет, рациональные предложения и т.п.)
4) ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству)
5) уровни материального дохода (уровень зарплаты и разнообразие социальных льгот).
Карьера — это профессиональный рост человека, увеличение его влияния, авторитета, статуса в окружающей среде, проявляющийся в его продвижении по ступеням должностной, квалификационной, материальной и социальной лестницы.
Сложность карьерного роста обусловливается множеством причин, зависящих от личностных качеств индивида, делающего карьеру, от сферы, в которой формируется карьера, а также от специфики общества, в котором функционируют человек и организация.
· Домашнее задание.
Ребята, сегодня, перед тем как вас отпустить, я дам творческое домашнее задание. Поскольку следующая наша встреча – последняя, то нам нужно подвести итоги. Мне бы хотелось, чтобы вы подготовили небольшие сообщения о той профессии, с которой вам хотелось бы связать жизнь. Расскажите о плюсах, минусах профессии; почему она вам нравится; как стать в выбранной вами области успешным.
Пользуйтесь теми знаниями, которые вы получили на предыдущих занятиях. На уроке мы поговорим о ваших сообщениях.
Урок 6.
Урок является заключительным. Во время занятия проходит обсуждение работ, которые подготовили ученики.
Литература.
· Резапкина Г.В. «Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов»» http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:fe4AYOEXYksJ:leda29.ru/uploads/com_files/01_2014_ya_i_moya_professiya_(fakultativnyj_kurs).doc+&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
· Чистякова С.Н «Твоя профессиональная карьера8-9 классы» | – М.: «Просвещение», 2000. – 91с.http://www.prosv.ru/ebooks/Chistakova_Tvoia-prof-kariera/index.html
· Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы), – Москва: Вако, 2005. - 288 с. http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/index.shml
Интернет-ресурсы.
· http://festival.1september.ru/articles/602106/
· http://festival.1september.ru/articles/412720/
· http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:11umYeTEKc0J:ele6839.narod.ru/DswMedia/yaimoyaprofessiya.docx+&cd=4&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
· http://www.practic.childpsy.ru/profession/articles.php?ID=10409
· http://www.timeout.ru/msk/feature/836
· http://www.yuglic.su/momsiite2/test.htm
· http://kattrys.ru/node/5925
· http://festival.1september.ru/articles/590112/
· http://psylab.com.ua/tools_Диагностика_мотивации_достижений_(А._Мехрабиан)
· http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/1_0291-56.shtml
· http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/1_0291-132.shtml
Приложение №1
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (тип профессии).
Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком "+" отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Можно поставить два знака "+", что отражает еще большую привлекательность данного вида деятельности. Если же оцениваемая работа очень нравится Вам — поставьте три знака "+". Знаком "—" отметьте занятие, которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два знака" —", а если вид деятельности очень не нравится — то три знака " —".
Лист ответов.