Теория поведения потребителя в рыночной экономике
Перед каждым потребителем стоят три вопроса:
1. Что купить?
2. Сколько стоит?
3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезностьвещи для потребителя,
чтобы ответить на второй — исследовать цену,
чтобы решить третий вопрос —определить доход потребителя.
Эти три проблемы — полезность, цена и доход — и составляют содержание теории поведения потребителя
Полезность блага— это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
В результатеисследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.
Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Qсоответствует прирост общей полезности.
Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается.
Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага
отрицательна), то общая полезность снижается.
Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.
Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.
Далее рассмотрим Функцию полезности
Была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. ).
Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем первый, третий — меньшее, чем второй, и т. д. И так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не будет равна нулю.
Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности
Цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной, полезностью. Функция полезности— функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества
Критики теории полезности сформулировали в конце XIX в. парадокс воды и алмаза. Вода которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть
максимальны, а на алмазы—минимальны, тогда как на практике —наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX в. в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в
изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае
количество велико, а цена низка; во втором, наоборот, количество мало, цена высока (рис. ).
Это означает, что общая полезность ВОДЫ большая, а предельная—низкая; у алмазов—наоборот, общая мала, а предельная —велика.