Теория поведения потребителя в рыночной экономике

Перед каждым потребителем стоят три вопроса:

1. Что купить?

2. Сколько стоит?

3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезностьвещи для потребителя,

чтобы ответить на второй — исследовать цену,

чтобы решить третий вопрос —определить доход потребителя.

Эти три проб­лемы — полезность, цена и доход — и составляют содержание теории поведения потребителя

Полезность блага— это способ­ность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

В результатеисследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.

Это означает, что любому беско­нечно малому увеличению количества блага Qсоответствует прирост общей полезности.

Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается.

Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Если дальнейшее потреб­ление приносит вред (пре­дельная полезность блага
отрицательна), то общая по­лезность снижается.

Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

Поскольку предельная полезность экономического блага для пот­ребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

Далее рассмотрим Функцию полезности

Была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. ).

теория поведения потребителя в рыночной экономике - student2.ru

Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем первый, третий — меньшее, чем второй, и т. д. И так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очеред­ного стакана не будет равна нулю.

Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности

Цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной, полезностью. Функция полезности— функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества

Критики теории полезности сформулировали в конце XIX в. пара­докс воды и алмаза. Вода которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть
максимальны, а на алмазы—минимальны, тогда как на практике —наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX в. в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запа­сов воды и алмазов различна. Вода имеется в
изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае
количество велико, а цена низка; во втором, наоборот, количество мало, цена высока (рис. ).

Это означает, что общая полезность ВОДЫ большая, а предельная—низкая; у алмазов—наоборот, общая мала, а предельная —велика.

Наши рекомендации