Роль и место дистанционного обучения в бизнес-образовании
Мы живем на пороге информационного общества, в котором информация, ее постоянно обновляющиеся ресурсы играют главную роль в развитии наукоемких производств, высоко эффективных технологий, культуры их эксплуатации и воспроизводства. Умение работать с информацией на разных носителях становится областью знаний. В связи с этим возникает необходимость широкого внедрения таких технологий в образовательный процесс.
Дистанционное обучение – новая форма организации учебной деятельности, активно развивающаяся в последнее время, благодаря довольно широкому распространению персональных компьютеров, как в учебных заведениях, так и в личном пользовании.
Объективное появление дистанционных форм технологии обусловлено следующими основными причинами:
- удаленность учащихся от учебных и информационных центров; своеобразие территории России;
- развитие системы повышения квалификации и дополнительного образования;
- многочисленный контингент лиц, нуждающихся в качественном и доступном образовании; отсутствие возможности прохождения очного обучения и недостаточность заочного в случае ограничений физического порядка, инвалидности;
- недостаток квалифицированных преподавательских кадров, особенно в предметных областях;
- необходимость получения учебных материалов более высокого качества, углубленного или специфического характера.
Доказывать в настоящее время экономическую, образовательную, даже политическую значимость организации в стране системы ДО, уже поздно. ДО стало уже свершившимся фактом не только за рубежом , но и в нашей стране. По данным МО РФ в 2002 году в системе высшего образования учились в дистанционной форме более 200 000 студентов России в более, чем в 20 вузах страны. Только Современный гуманитарный университет в Москве обучает дистанционно 60 000 студентов. Около 50 000 граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются дистанционно.
Дистанционное Образование – это результат объективного процесса информатизации общества и образования.
Наиболее быстро Дистанционное Образование развивается в бизнес-образовании.
Цели внедрения и использования ДО.
1. глобальная интенсификация интеллектуальной деятельности за счет привлечения и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
2. Бизнес цели – заработать на образовательных услугах;
3. Педагогические – улучшить качество образования
4. Прагматические – увеличить производительность труда, сэкономив на издержках;
5. Преодоление существующих объективных ограничений – снятие временных ограничений на обучение, территориальных, обучение людей с ограниченными возможностями.
Новые информационные технологии открыли доступ к получению знаний, обеспечив выход в мировое информационное пространство. Информационные технолгогии – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
Интернет – особая информационно-образовательная среда. В такой среде используются самые разнообразные средства: вербальные, визуальные, мультимедийные.
Дидактические свойства сети Интернет
1. публикация учебно-методической информации в гипермедийном варианте
2. педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;
3. открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.
Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.