Р - цена. · если цена понижается, то спрос увеличивается; т.е
· если цена понижается, то спрос увеличивается; т.е. между ценой и спросом существует обратно пропорциональная зависимость:
Закон спроса можно выразить через шкалу спроса и кривую спроса.
Шкала спроса – табличное выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели. Показывает в табличной форме, сколько покупатели хотели бы приобрести товара по каждой из множества цен.
Например:
Цена (ден. ед., за шт) | Объем спроса (шт. в год) |
4,0 | 10,0 |
3,0 | 12,5 |
2,0 | 20,0 |
1,5 | 30,0 |
1,0 | 40,0 |
Кривая спроса – графическое выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели.
Схема 1.
При этом все прочие факторы, которые могут оказывать влияние на объем спроса, остаются неизменными при построении шкалы спроса и кривой спроса.
Но цена не единственный фактор, влияющий на спрос.
Существуют неценовые факторы спроса:
· изменение в денежных доходах населения;
· изменение цен на другие товары;
· ожидания изменения цен в будущем;
· демографические факторы;
· вкусы, мода, предпочтения потребителей;
· экономическая политика правительства;
Изменение спроса под воздействием ценового фактора предполагает движение вдоль кривой спроса: /изменяется объем спроса/.
Схема 2.
Изменение спроса под воздействием неценовых факторов предполагает изменение спроса и показывается движением всей кривой спроса от ДД к Д1Д1 (т.е. сдвиг кривой спроса):
Схема 3.
Рисунок 1.
Таким образом, спрос на любое благо определяется комбинацией многочисленных факторов: биологических, психологических, экономических и общественных. Все эти силы совместно создают спрос на любое конкретное благо, то есть создают связь между денежной ценой и объемом покупок. Спрос – это перечень зависимостей величины спроса и цены. Движение от одной строки перечня к другой следует назвать изменением величины спроса. П.Хейне попытался данные величины представить в виде большого воздушного шара (спрос), к которому прикреплены качели, на одной стороне которых цена, а на другой стороне величина спроса. Если только спрос не меняется (воздушный шар не двигается), то цена и величина спроса будут двигаться в противоположных направлениях по закону спроса. Если же сочетание определенных факторов вызовет увеличение спроса (шар поднялся вверх), то это вызовет увеличение цены и величины спроса (качели поднимаются вверх вслед за воздушным шаром) /См. подробнее П.Хейне Экономический образ мышления. – Гл.2. – с. 41-54./. Закон спроса действует всегда. В данной лекции принимаем закон без доказательств. В теме 2.3. будут выведены доказательства закона спроса при описании модели потребительского поведения.
Вопрос 4. Предложение – это количество продукта, который производитель готов и в состоянии предложить по некоторой цене из возможных цен в течении определенного периода времени.
Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует закон предложения: величина предложения и цена находятся в прямой зависимости.
Если цена , то предложение .
Где