Понятие цели, классификация и критерии управленческих целей
Цель –это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, разных возможностей человека и применяемых средств для достижения цели. А.П. Чехов сказал: «Дела определяются их целями. То дело называется великим, у которого велика цель».
Классификация целей –сложная задача, поскольку имеет качественную форму измерения, поэтому можно сформулировать достаточно общие признаки декомпозиции целей. В качестве группообразующих факторов можно указать следующие признаки: горизонт планирования (глобальные, стратегические, тактические, локальные), масштаб управления (государственные, отраслевые, региональные, муниципальные, внутрифирменные), сфера деятельности(управленческая, инженерная, производственная, маркетинговая, кадровая и социальная, экономическая) материальные потребности(жилье и мебель, транспорт и связь, одежда и обувь, питание, денежные накопления), духовные потребности(религия, образование, культура, искусство, литература), состав субъектов (национальные, коллективные, групповые, семейные, индивидуальные), период времени(долгосрочные – 100 лет, перспективные – 25-10 лет, среднесрочные – 5 лет, текущие – 1 год, краткосрочные (оперативные)), ресурсы управления (материальные, технические, трудовые, финансовые, информационные, интеллектуальные).
Цель имеет качественный измеритель и неопределенное пространственное и временное состояние – некий «мираж» в конце пути, – однако для планирования жизненных целей человеку нужна определенность, поэтому цель должна конкретизироваться в реальные задачи с помощью критериев эффективности ее достижения. Критерий достижения цели – количественный показатель, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен в зависимости от показателя на минимизацию или максимизацию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др. С помощью критерия процесс достижения цели разбивается на совокупность локальных материальных или духовных задач, решение которых способствует достижению поставленной цели. Если совокупность задач не решается, то можно говорить о частичном или неполном достижении цели. Например, студент ушел из института после 4 курса и не защитил диплом, таким образом он не получил высшего образования. Ученый подготовил, но не защитил кандидатскую диссертацию.
Практическое значение имеет классификация целей управления предприятием. Глобальная цель разделяется на шесть основных стратегических целей в зависимости от сфер деятельности предприятия, а степень достижения целей – количественными показателями (критериями) табл. 1.
Таблица 1
Классификация целей управления и их критерии
№ п/п | Цель управления | Содержание цели управления | Критерии целей управления |
1. | Управленческая | Обеспечение эффективного менеджмента на основе сочетания административных, экономических и социально-психологических методов для достижения конечных результатов деятельности организации | 1. Общие затраты на управление, тыс. руб. 2. Надежность управления, доли. 3. Затраты на управление организацией на 1 руб. продукции, коп./руб. 4. Соотношение численности рабочих и служащих, чел.час. 5. Коэффициент равномерности загрузки, доли |
2. | Инженерная | Обеспечение эффективной инновационной деятельности, комплексной механизации производства, внедрения новой техники и технологии для выпуска продукции высокого качества | 1. Производительность труда (выработка) руб./чел. 2. Соотношение темпов роста производительности труда и зарплаты, %. 3. Годовой эффект от внедрения новой техники, тыс. руб. 4. Фондоотдача, руб./руб. 5. Объем инвестиций в новые проекты тыс. руб. |
3. | Производственная | Обеспечение эффективной и своевременной подготовки производства, охраны труда и техники безопасности для выпуска продукции высокого качества в заданный срок и с низкими издержками производства | 1. Выпуск продукции в натуральных единицах, ед. 2. Объем выпущенной продукции, тыс. руб. 3. Качество продукции, %. 4. Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп./руб. 5. Частота производственного травматизма, % |
№ п/п | Цель управления | Содержание цели управления | Критерии целей управления |
4. | Кадровая и социальная | Соблюдение пропорций социального развития, создание условий для всестороннего развития личности работников, обеспечения производства квалифицированными кадрами | 1. Общая численность персонала, чел. 2. Средняя заработная плата на 1 работника, руб./чел. 3. Текучесть рабочих кадров, %. 4. Потери рабочего времени на работника, чел.дн. 5. Среднее количество дней обучения на 1 работника, чел.дн. |
5. | Маркетинговая | Обеспечение продаж товаров и услуг в выбранных сегментах рынка и удовлетворение потребностей клиентов, выполнение договорных поставок, расширение рынков сбыта продукции и минимизация уровня материальных запасов организации | 1. Объем товарной продукции (продаж), тыс. руб. 2. Процент выполнения договоров (по объемам и срокам), %. 3. Удельный вес регионального (местного) рынка продаж, %. 4. Затраты (издержки на реализацию товара, коп./руб. 5. Число дилеров и торговых представителей, шт. |
6. | Экономическая | Соблюдение пропорций экономического развития основного и вспомогательного производства на основе максимизации выручки, роста прибыли и снижения себестоимости продукции | 1. Прибыль предприятия, тыс. руб. 2. Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп./руб. 3. Уровень рентабельности, %. 4. Объем денежного потока, тыс. руб. 5. Коэффициент оборачиваемости активов, доли |
Виды управленческого планирования, взаимосвязь целей и планов
Модель оптимизации целей управления включает такие элементы, как цели организации, ресурсы организации, жизненные цели сотрудников и критерии управления. Наиболее целесообразно планирование целей строить «сверху вниз» от целей и ресурсов организации и находить консенсус с жизненными целями сотрудников и сформированными критериями управления. Интегральным критерием оптимизации может служить показатель качества трудовой жизни. Логическая схема оптимизации целей организации и сотрудников показана на рис. 2.
Цели организации |
Критерии управления |
Оптимизация целей по критерию качества трудовой жизни |
Жизненные цели сотрудников |
Ресурсы организации |
Рис. 2. Схема оптимизации целей организации и целей сотрудников
Планирование жизненных целей сотрудников организации оказывает прямое влияние на планирование организации во всех временных горизонтах планирования. Анализ фактического выполнения индивидуальных планов показывает, что они редко выполняются более чем на две трети. Этим вызывается необходимость постоянной корректировки планов и жизненных целей в условиях дефицита времени и воздействия внешней среды. Взаимосвязь целей и планов показана на рис. 3.
Планирование трудовой деятельности является элементом управления персоналом. Планирование, с одной стороны, важный инструмент воздействия руководства предприятия на персонал, а с другой – возможность самоутверждения личности на основе сочетания личных и групповых целей.
Исходными данными для планирования являются: философия организации; бизнес-план организации; планы экономического и социального развития; баланс предприятия за отчетный период; схема классификации целей и критериев управления; протоколы общих собраний учредителей (акционеров); коллективный договор; планы служебной карьеры сотрудников; трудовые договоры сотрудников; результаты социологических опросов в коллективе; статистическая и оперативная отчетность организации; маркетинговое исследование рынка организации; планы повышения квалификации сотрудников.
КОРРЕКТИВЫ |
План на неделю |
План на 20 лет |
План на 5 лет |
План на 75 лет |
План на день |
План на месяц |
План на квартал |
План на год |
Локальные цели |
Тактические цели |
Стратегические цели |
Глобальные цели |
Рис. 3. Взаимосвязь целей и планов
Различают три основных метода планирования:
1. Директивное планирование («сверху»),когда администрация организации определяет тактические цели, критерии достижения и конкретные задачи организации на текущий период и делает разбивку плана по структурным подразделениям. Руководитель каждого подразделения детализирует годовой (квартальный, месячный) план на оперативных совещаниях с участками, отделами и службами и обеспечивает доведение плана до каждого исполнителя. При этом методе планирования обеспечивается реализация целей и показателей экономического и социального развития предприятия в целом. Жизненные цели индивидуумов учитываются обобщенно, частично, а иногда и вовсе не учитываются.
2. Индивидуальное планирование («снизу»), когда начальным является индивидуальное планирование жизненных целей отдельных работников. Эти планы обобщаются по участкам и отделам, агрегируются по структурным подразделениям, а затем методом сводного планирования формируется текущий план предприятия. В этом случае в максимальной степени учитываются жизненные цели людей и групповые интересы. Однако не всегда имеется возможность по ресурсам стыковки целей предприятия и жизненных целей сотрудников. Поэтому данный метод планирования нашел применение в организациях с высокой долей творческого труда, например в вузах, НИИ, театрах, музеях и т.п.
3. Комбинированное планирование («сверху-снизу»), когда, с одной стороны, на основе стратегических целей организации формируются контрольные задания и нормативы по организации и структурным подразделениям, а с другой – жизненные цели сотрудников исходя из полученных контрольных заданий. Координация директивного и индивидуального планирования ведется экономическими службами методом интерполяции на уровнях «организация – подразделение». Этот метод значительно сложнее в процессе реализации, однако позволяет достичь максимального сближения целей организации и личности.
Жизненные цели человека
Глобальная цель общества была определена К. Марксом как «обеспечение полного материального благосостояния и свободного всестороннего развития личности». Точно определить, чего вы, собственно, хотите от жизни, настолько трудно, что очень многие люди никакими средствами не могут заставить себя сделать это. Большинство стремится получить от жизни побольше, но из чего состоит это «побольше» – остается для них самих не вполне ясным. Если же люди все-таки ставят перед собой цели, то эти цели часто оказываются сугубо материальными.
Значительно реже можно встретить человека, знающего, как сделать свою жизнь осмысленнее и улучшить отношения с окружающими. С течением времени цели, конечно же, надо уточнять и обновлять, так как стремления человека в 16-летнем возрасте будут отличаться от его намерений в 25 лет, а те задачи, которые он себе ставит в 40 лет, претерпят заметные изменения, когда ему исполнится 50 или 60 лет. «Человек никогда не может утратить влечения улучшать свою жизнь», – очень точно подметил Н.Г. Чернышевский. Вероятность достижения вами своих целей существенно возрастет, если вы их четко сформулируете и запишете, определите, что конкретно следует предпринять, а также наметите себе предельные сроки выполнения поставленных задач.
Далее приведен контрольный список жизненных целей человека:
1. Здоровье — ощущение благополучия.Хорошее физическое состояние.Вес и рост. Питание. Отказ от курения.Сокращение потребления спиртного. Снятие перенапряжения.Отдых и расслабление. Медицинский контроль. Уход за телом.Спортивные упражнения. Оздоровительный комплекс.
2. Знания и умения. Получение квалификации. Продолжение образования. Профессиональная переподготовка в области культуры, экономики, политики, социальных проблем. Практические и технические навыки и умения. Грамотность в сфере человеческих отношений.
3. Работа и профессиональное продвижение. Выбор профессии,сферы деятельности, специальности и направленияработы. Уровень притязаний. Желание иметь влияние, делатьответственное дело, побеждать, заниматься разнообразнойпрофессиональной деятельностью. Продолжительность рабочегодня. Удаленность места работы от дома.
4. Социальные блага и гарантии.Оплата больничных листов,материальная помощь к отпуску, страхование жизни,окружающая среда, творческий отпуск, ежегодный отпуск, ссуды,кредиты наприобретение товаров длительного пользования, время ухода напенсию, пенсия, завещание.
5. Материальное положение. Имущество, доход, обеспеченность, источники средств, наличные средства, налоги, вложения средств, сбережения, накопления, финансовое положение детей, квартира (дом), машина, лодка, дача, мебель, оборудование и отделка жилища, одежда, украшения, личные расходы.
6. Отношения с окружающими людьми и обществом.Друзья, соседи.Начальник, коллеги, партнеры, деловые связи.Государственные учреждения, организации, ассоциации. Политики,известные, влиятельные люди, пресса.
7. Жизненная позиция. Политические убеждения, мораль, идеологическая позиция, религия, принадлежность к социальной группе, потребность в статусе и уважении, поддержка коллег и друзей.
8. Использование свободного времени.Возможности для личногоразвития; соотношение затрат времени на отдых, времяна себя, время на других; удержание достигнутых позиций;улучшение положения. Занятия в свободное время: хобби,общественная деятельность, путешествия, праздники,традиционные занятия, новое в жизни. Повышение качестватрудовой жизни.
9. Семья и родственники. Равенство в семье, распределение домашних обязанностей, семейное положение, структура семьи (число детей, жизнь с родителями или отдельно от них и пр.), воспитание детей, внуки, взаимоотношения с родственниками.
Библиографический список
1. Аширов Д. А. Управление персоналом : учеб. пособие / Д.А. Аширов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 432с.
2. Егоршин А.П. Организация труда персонала: учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. – М.: Инфра-М, 2009. – 320 с.
3. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА, 2006. – 304 с.
4. Леженкина Т. И. Научная организация труда персонала: учеб. пособие / Т.И. Леженкина. – М.: Маркет ДС, 2010. – 232 с.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение цели.
2. Назовите признаки классификации целей.
3. Что является критерием достижения цели?
4. Каковы критерии целей управления?
5. Что является исходными данными для планирования?
6. Какова взаимосвязь целей и планов?
7. Какие существуют три основных метода планирования?
8. Сформулируйте жизненные цели человека.