Механизм формирования рыночной цены. Эффекты дохода и субституции. Неценовые факторы спроса и предложения
Механизм ценообразования в усл рын отнош находит свое проявление через уровень цен и их динамику. Производитель может выбрать разные стратегии и тактике по снижению себестоимости и цены продукта для поддержания высокого спроса, или, наоборот, повышение его цены и для достижения высоких прибылей.
С учетом формирования рыночной цены товара можно утверждать, что рыночная цена товара (услуги) в широком понимании - это сумма ценностей (денег), кот потребитель обменивает (отдает) в виде вознаграждения за возможность владеть товаром или потреблять услугу.
Правильный подход к рыночному ценообразованию означает определение потребностей и соотношение между ценой и ценностью товара (услуги) в воображении потребителя. Важно разработать механизм ценообразования, кот бы удовлетворял потребности конечного потребителя и обеспечивал получение при этом достаточно высокого уровня вознаграждения производителя.
К неценовым факторам влияющим на спрос относят:Изменения в денежным доходах населения; Изменения в структуре и количестве населения; Изменения цен на другие товары (товары заменители, или взаимодоп товары)
Экономическая политика государства
Изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды.
К неценовым факторам предложения относят:
изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.
Выход на рынок новых фирм.
Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.
Природные катастрофы
Политические действия и войны
Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.
В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.
Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения (субституции). Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным.
4.Анализ последствий налогообложения и распределение налогового бремени между по купателем и продавцом. налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения. Очевидно, что спрос на электролампочки очень неэластичный. Линия спроса имеет довольно крутой наклон. Предложение же электролампочек, во всяком случае в длительном периоде, достаточно эластично по цене. Линия предложения в длительном периоде имеет пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 4,а. На рисунке видно, что большая часть налогового бремени (PT - PT) возлагается на покупателей и меньшая часть налогового бремени (P+ - P-) возлагается на производителей. Для сравнения на рис. 4,б изображена противоположная ситуация. Можно сделать следующий вывод: чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога л ожится на производителей.
6. Ценовая эластичность спроса и её влияние на совокупную выручку. Факторы ценовой эластичность спроса.
Ценовая эластичность спроса - реакция величины покупательского спроса на изменение цены товара. Ценовая эластичность спроса измеряется отношением процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению его цены.
Факторы, влияющие на эластичность
1. Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.
2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
3. Размер дохода.
4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен).
5. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.
6. Ожидания потребителя: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.
Эластичность спроса и объем выручки
1. При эластичном спросе:
- снижение цены приводит к увеличению общего дохода;
- увеличение цены приводит к его уменьшению.
2. При неэластичном спросе:
- повышение цены приводит к увеличению общего дохода;
- снижение цены приводит к его уменьшению.
Вывод: если спрос не эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.
3. В случае единичной эластичности уменьшение или увеличение цены оставит выручку без всяких изменений.
7. Методы расчёта ценовой эластичности спроса.
В практике ценообразования рассматривают точечную и дуговую эластичность. При этом точечная эластичность представляет собой оценку чувствительности покупателей к изменению цены в некоторой точке кривой спроса:
(1) Е = % ΔQ / % ΔP = ((Q1 – Q0 )/ Q0) / ((P1 – P0) / P0),
где E — коэффициент эластичности;
% ΔQ — процентное изменение спроса, %;
% ΔP — процентное изменение цены, %;
Q0 и Q1 — объемы спроса до и после изменения цен соответственно, шт.;
P0 и P1 — цена товара до и после изменения цен соответственно, руб.
Расчет точечного коэффициента эластичности достаточно прост. Он требует обработки меньшего объема информации, но при этом использование данного коэффициента в практике работы организаций весьма ограничено. Так, если требуется определить, выгодно ли изменение цены на конкретный товар с 20 до 18 тыс. руб., то применение точечного коэффициента эластичности возможно. Если же ставится вопрос определения оптимальной цены, целесообразности изменения цен на ряд схожих товаров, то необходимо воспользоваться коэффициентом дуговой эластичности спроса по цене.
Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене характеризует чувствительность покупателей к изменению цен в некотором ценовом диапазоне:
(2) Е = ((Q1 – Q0) / (Q1 + Q0) / ((P1 – P0) / (P1 + P0).
Ценовая эластичность, как правило, отрицательна, так как обычно повышение цены ведет к падению спроса, и наоборот. Исключениями являются «парадокс Гиффена» и «эффект Веблена». «Парадокс Гиффена» представляет собой ситуацию, при которой увеличение цен на социально значимые товары, ориентированные на потребление малообеспеченными слоями населения, приводит не к снижению их потребления, а наоборот, к увеличению. Это происходит за счет снижения потребления более дорогих и качественных товаров. «Эффект Веблена» связан с ростом интереса, а, следовательно, и объема спроса на товары, являющиеся предметами роскоши, в случае установления более высоких цен.
Необходимо признать, что определение эластичности оборота для отдельной организации происходит в таких условиях окружающей среды, которые характеризуются значительной степенью неопределенности. Поэтому не представляется возможным вычислить точную величину эластичности без значительного объема эмпирических данных. Определение эластичности является задачей, требующей не только экономико-математической подготовки, но и знания конъюнктуры рынка, состояния конкуренции, опыта и интуиции.