Тема 4. Стадии совершения преступлений

(интерактивное/активное занятие)

Для подготовки к семинарскому занятию в интерактивной форме необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем.

Вопросы:

1. Понятие и виды стадий совершения преступлений.

2. Приготовление к преступлению.

3. Покушение на преступление.

4. Оконченное преступление.

5. Добровольный отказ от преступления.

Форма занятия – «мозговой штурм».

Цель введения активных/интерактивных – обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.

Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие и виды стадий совершения преступлений; приготовление к преступлению; покушение на преступление; оконченное преступление; добровольный отказ от преступления.

В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять проблемы уголовная ответственности за неоконченное преступление.

Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах «Решение задач». Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание:

Задача № 1. На какой стадии Даевым было пресечено преступление? Если покушение, то укажите его вид. Какое практическое значение имеет деление покушения на виды.

Серов на почве ревности решил убить Даева. Придя к последнему на квартиру, Серов из имевшегося у него официально зарегистрированного охотничьего ружья прицелился в Даева и пытался произвести выстрел с расстояния 2 м. Однако Даев сумел быстро среагировать на действия Серова, выбил у него из рук ружье и, ударив им по каменной стене, погнул ствол.

Задача №2. Какую стадию совершения преступления образуют выполненные Сорокиным и Воробьевым действия? Имеется ли в их действиях добровольный отказ?

Сорокин и Воробьев договорились похитить из банка крупную сумму денег. Вооружившись обрезами, они вошли в банк и, угрожая обрезом, потребовали денег. Кассир Соловьева сумела достать служебный пистолет и попыталась выстрелить в нападавших. Боясь быть задержанными, Сорокин и Воробьев бежали с места преступления.

Каждая группа получает описание ситуации, необходимо обсудить, как нужно поступить в этой ситуации, письменно подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории и аргументировать его.

Преподаватель раздает всем группам задачи, чтобы сравнить мнения групп. По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.

Студенты работают в группе. Аудитория делится на малые группы по 3-4 студента в группе. Желательно, чтобы в одной группе оказывались студенты, которые мало общаются друг с другом (это поможет группе избежать разговоров на отвлеченные темы).

Форма представления студентами конечного результата – заключение.

Дидактическое /техническое оснащение:

Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1996. 18 июня.*

Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД Юрайт, 2011.*

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 г. по делу Часыгова // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. № 3. *

Судебная практика по уголовным делам / Составитель Г.А. Есаков. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. *

Судебная практика к уголовному кодексу Российской Федерации /Сост. С.А. Разумов, И.Н. Иванова; под общ. Ред. В.М. Лебедева. - М.: Юрайт, 2011. *

Наши рекомендации