Взаимодействие между фирмами

Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рын­ке действуют четыре фирмы. Как они могут конкури­ровать друг с другом? Они могут, например, конкури­ровать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь поте­рять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.

Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитре­стовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель и договориться об ограничении объ­ема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может по­лучить значительную монопольную власть.

Таким образом, фирмы могут взаимодействовать раз­личными способами. Здесь мы просто хотим подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

Запомним, что монопольная власть фирмы часто ме­няется по времени, как и условия ее деятельности (ры­ночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монополь­ная власть, следовательно, должна рассматриваться в ди­намике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуа­ция сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значи­тельно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в крат­косрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в де­ло, сокращая тем самым монопольную власть на долговре­менном этапе.

Общественные издержки монопольной

Власти

На конкурентном рынке цена равна предельным из­держкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объ­емов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостоя­ния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?

Мы можем ответить на этот вопрос, сравнивая изли­шек потребителей и производителей в условиях конку­рентного и монополизированного рынков (мы предполага­ем, что у производителей на рынке свободной конку­ренции и у монополиста одинаковые кривые издержек). Рис. 10.7 показывает кривые среднего и предельного до­ходов и кривую предельных издержек монополиста. Что­бы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход ра­вен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как P1n и Qm. Ha конкурент­ном рынке цена должна равняться предельным издерж­кам и конкурентные цена Рс и количество продукции Qc должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой пре­дельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется из-

Допп/Ц

Потери 6 излишке потребителя

MC

взаимодействие между фирмами - student2.ru

с Количество

Рис. 10.7. Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти

лишек, если мы перемещаемся с равновесных цены Рс и количества Qc к монопольным цене Pn, и количеству продукции Q1n.

При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потре­бители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рт но купили бы его по цене P0 также теряют излишек в размере площади треуголь­ника В. Следовательно, совокупная потеря потребитель­ского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, про­давая товар по более высокой цене, но теряет часть из­лишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qc — Qm) по цене P1, Общая при­быль производителя, следовательно, составит А — С. Вы­читая потерю потребительского излишка из прибыли про­изводителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перерас­пределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки — это общественные издержки такой не­эффективности.

взаимодействие между фирмами - student2.ru

Могут возникнуть и дополнительные общественные из­держки монопольной власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма может затра­тить огромные средства с общественных позиций непро­дуктивно, чтобы получить, удержать и использовать моно­польную власть. Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего «лобби» и юридическими по­пытками избежать правительственного контроля над цена­ми и антитрестовского законодательства. Это может выра­жаться также в создании неиспользуемых дополнитель­ных производственных мощностей, с тем чтобы убедить по­тенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок. Экономический стимул этих из­держек непосредственно связан с прибылью фирмы в ре­зультате получения монопольной власти (т. е. прямоуголь­ник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

Антитрестовское законодательство предотвращает на­копление фирмами избыточной монопольной власти. Рас­смотрим еще одно средство, с помощью которого общество может ограничить монопольную власть, — законодатель­ное регулирование цен.

В гл. 9 мы видели, что на конкурентном рынке государ­ственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам. Это, однако, не совсем так, когда фирма обладает монопольной властью. Наоборот, регулирование цен может устранить полные чистые убытки, которые про­истекают из монопольной власти.

Рис. 10.8 показывает эффект регулирования цен. Pm и Qn, — соответственно цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Теперь предполо­жим, что государственное регулирование определяет мак­симальную цену P). Так как фирма может установить цену не выше Pi для объема производства Qi, ее новая кривая среднего дохода представляет собой горизонталь­ную линию на уровне pi. Для уровней объема производ­ства выше, чем Qi, новая кривая среднего дохода совпадает со старой кривой среднего дохода, потому что при этих объемах производства фирма назначит цену ниже Pi и на нее никак не повлияет регулирование.

Дом/Ц

MC

•Кривая предельного дохада.когда регули­руемая цена не долж­на быть выше P.

взаимодействие между фирмами - student2.ru

Количество

Рис. 10.8. График регулирования цены

Новая кривая предельного дохода фирмы соответст­вует ее новой кривой среднего дохода, и она показана жирной линией. Для объемов производства до Qi пре­дельный доход равен среднему доходу. Для объемов производства больше Q, новая кривая предельного до­хода совпадает с прежней. Фирма будет выпускать ко­личество продукции Qi, потому что именно на этом отрез­ке кривая предельного дохода пересекает кривую пре­дельных издержек. Вы можете проверить, что при цене pi и количестве продукции Qi полные чистые убытки от монопольной власти сокращаются.

По мере дальнейшего снижения цены количество про­изводимой продукции продолжает расти, а чистые убыт­ки снижаются. При цене P0, — а именно при этом уровне цены пересекаются кривые среднего дохода и предельных издержек, — объем производства возрастает до уровня, соответствующего условиям конкурентного рынка, и чистые убытки от монопольной власти устраняются. Уменьшая цену еще больше, скажем до P3, мы приходим к сокра­щению объема производства. Это аналогично установле­нию максимальной границы цен в конкурентной отрасли. Дефицит растет (Qs-Qa), и одновременно растут пол­ные чистые убытки от регулирования цен. При дальнейшем снижении цены объем выпуска продукции продолжает

взаимодействие между фирмами - student2.ru

AC

Un, Qr Цс Количестбо

Рис. 10.9. График регулирования цены в условиях естественной монополии

снижаться, а дефицит растет. Наконец, если цена снижа­ется ниже P4 — ниже минимальных средних издержек, фирма несет финансовые убытки и выходит из дела.

Регулирование цены зачастую применяется к таким естественным монополиям, как компании коммунальных услуг. Рис. 10.9 показывает естественную монополию. Отметим, что средние издержки в данном случае всегда больше предельных издержек. Без регулирования цены фирма выпускала бы количество продукции Qn, по цене Pn,. В идеальном случае установление максимальной цены направлено на снижение фирменной цены до уровня P0 соответствующего условиям свободной конкуренции, но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет из дела. Наилучшей альтернативой, следовательно, является установление цены на уровне Р„ при котором пересекаются кривые средних издержек и среднего до­хода. Тогда фирма не получает монопольной прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в деле.

Наши рекомендации