ЕАЭС – договорно-правовая база и институциональные основы

Вопрос

n Экономическая интеграция. Правовые формы.

В современных условиях и в долговременной стратегической перспективе глобализации всех жизненно важных процессов в обществе – самоочевидная тенденция. Центростремительные факторы напрямую затрагивают все сферы и направления государственного устройства: политику, оборону, экономику, культуру, науку, информационную среду и экологию. Всё это проявляется в интернационализации хозяйственной жизни, переплетении и сближении экономик, в устранении национальных преград, укреплении региональных и международных структур. Фундаментальные изменения здесь всё в меньшей степени зависят от локальных, внутригосударственных целей и задач.

Практика показывает, что ни одна страна в мире не может нормально развиваться без её активного участия в международном разделении труда[1]. Опора отдельных стран на «собственные силы» ограничивает развитие национальных экономик, ведёт к более низкому уровню жизни населения.

В мире насчитывается более 100 интеграционных объединений, что подтверждает высокую взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость стран-участниц. Подтверждением этого факта стал мировой финансовый кризис 2008 г., который сопровождался самым тяжёлым за многие десятилетия глобальным экономическим спадом и обвалом показателей экономики.

В экономической сфере наиболее явное направление глобальной унификации – устранение административных, торговых, финансовых, таможенных и прочих барьеров на пути свободного передвижения товарных потоков, услуг, капитала, интеллектуальной собственности, рабочей силы.

Интеграция как процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволяет выделить такие классификационные формы интеграции, как:

Формы интеграции Характерные черты Примечание
Зона свободной торговли (ЗСТ) - отмена таможенных барьеров и количественных ограничений во взаимной торговле; - сохранение автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении третьих стран; - отсутствие механизмов компенсации потерь менее развитым странам Страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры. Либерализация внешнеторговой политики по отношению к сельскохозяйственным товарам носит ограниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые позиции товаров. Отсутствие барьеров на перемещение товаров внутри ЗСТ и неодинаковые барьеры на импорт из третьих стран ведёт к тому, что последние ввозят товары в ту страну ЗСТ, где таможенное регулирование благоприятнее, в итоге эти товары попадают на рынки всех стран ЗСТ. Большинство ныне действующих ЗСТ идут дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию мер нетарифного регулирования, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободного движения капитала.
Таможенный союз - единство таможенной территории; - формирование единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам; - формирование единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам; - единые правила распределения таможенной выручки между странами Формирование единой внешнеторговой политики требует создания наднационального регулирующего органа и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления. Таможенные органы, действующие на внутренних границах стран-участников Союза, упраздняются и их функции передаются таможенным органам на внешних границах. Сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения), что в свою очередь, ставит вопрос о сближении и проведении государственной экономической политики в целом.
Общий рынок - снятие таможенных барьеров на товары, услуги, капитал и рабочую силу, т.е. на основные факторы производства; - проведение единой экономической политики; - взаимное сближение национальных экономик по параметрам: дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют Страны участницы начинают разрабатывать скоординированную политику развития отраслей и секторов экономики. Взаимодополнение и сращивание экономик позволяет начать формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию менее развитых областей интеграционного объединения.
Экономический и валютный союз - введение общей валюты с единой денежно-кредит­ной политикой, единым эмиссионным центром; - проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области Правительства отдельных стран уступают всё больше своих функций созданным межнациональным органам. Общая экономическая политика и её соблюдение необходимы для того, чтобы сформировать единое экономическое пространство, которое в свою очередь, необходимо для проведения денежно-кредитной политики и функционирования единой денежной единицы.
Полная экономическая и политическая интеграция - унификация законодательной базы; - формирование единого валютного, экономического и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и проч.; § - формирование нового межнационального субъекта международных экономических и политических отношений, движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства.

В Российской Федерации мировые интеграционные тенденции также получили своё развитие. В частности, активно развивалось международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации, которое было направлено на упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств путём гармонизации и унификации зако-нодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела с нормами международного права и общепринятой международной практикой и осуществлялось в рамках взаимодействия с таможенными и другими органами государственной власти иностранных государств, международными организациями и интеграционными объединениями.

Вступление в 2012 г. России во Всемирную торговую организацию (ВТО – от англ. WТО –World Trade Organization) стало существенным стимулом развития таможенной политики и таможенного дела. Основой для создания ВТО стало формирование структуры на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ – от англ. General Agreement on Tariffs and Trade), которое было принято 30.10.1947 г. и вступило в силу 01.01.1948 г. В правовом смысле структура ГАТТ не являлась международной орга­низацией и не входила в систему ООН на пра­вах специализированного учреждения.

Деятельность ГАТТ была основана на следующих основных принци­пах: торговля без дискриминации; предсказуемый и расши­ряющийся доступ к рынкам; содействие справедливой конкуренции; защита эконо­мического суверенитета с помощью таможенных пошлин; поощрение экономических реформ в государствах.

Основными функциями ГАТТ были определены: административная работа по многосторонним соглашениям; наблюдение за со­стоянием ми­ровой торговли и консультации по вопросам управления ею; выполнение роли форума для многосторонних торговых пе­реговоров; обеспечение механизмов примирения при регулировании споров; сотрудничество с международными организациями по проблемам глобальной торговой политики.

Задача создания универсально действующего механизма правового регулирования внешней торговли и институционального ме­ханизма раз­решения споров, связанных с регулированием внешней торговли, техни­чески была выполнена с помощью такого правового инструмента, как многосторонние торговые переговоры (МТП), которые велись между го­сударствами – участниками ГАТТ на протя­жении ряда лет с целью полу­чить результат в форме соглашений по торговле и соответственно называ­лись раундами переговоров. Ре­гулярность проведения и единая направ­ленность МТП в рамках ГАТТ позволили квалифицировать их как постоянно действующий в рамках ГАТТ правовой институт.

В период с 1947 по 1993 г. проведено восемь таких раундов, самым важным из которых стал Уругвайский раунд (1986-1994, Женева), кото­рый завершился в апреле 1994 г. в Марракеше (Марокко) принятием Соглашения об учреждении ВТО/ГАТТ. По за­мыслу создателей, Соглашение «возвещает новую эру в международном экономическом сотрудничестве, отражая широкое стремление работать в рамках более справедливой и бо­лее открытой многосторонней системы торговли в интересах благосос­тояния всех народов». Благодаря этим базисным документам все соглашения и договорённости составляют единую мировую торговую систему.

Соглашение о ВТО/ГАТТ вступило в силу с 1 января 1995 г. (в течении одного года оно действовало параллельно с ГАТТ). С 1 января 1996 г. ВТО/ГАТТ полностью заменила своего предшественника.

ВТО/ГАТТ представляет собой не только систему взаимосвязанных международных соглашений по вопросам международной торговли. Она создаёт общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между её членами в вопросах, относящихся к соглашениям и к связанным с ними правовым документам, включенным в Приложения к Соглашению.

В качестве основных функций ВТО/ГАТТ можно выделить следующие.

Во-первых, ВТО/ГАТТ контролирует национальную торговую государств – участников и выполнение ими требований сопряжённых соглашений, а также использует предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли.

Во-вторых, ВТО/ГАТТ является организатором многосторонних переговоров в целях устранения препятствий для роста международной торговли и упорядочения последней.

В-третьих, ВТО/ГАТТ выполняет функции общепризнанного международного суда, что позволяет правительствам государств – участников решать споры, связанные с нарушением правил игры на мировом рынке.

В-четвёртых, ВТО/ГАТТ тесно сотрудничает с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и неправительственными), участвуя таким образом в формировании глобальной экономической политики. Об этом свидетельствует, в частности, серия заключенных ВТО/ГАТТ соглашений о сотрудничестве с ведущим международными организациями в смежных областях, в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе.

ВТО/ГАТТ имеет все признаки постоянно действующей международной организации, находясь между тем вне рамок системы ООН.

ВТО/ГАТТ имеет статус юридического лица, каждый участник предоставляет ей правоспособность, необходимую для выполнения её функций. Каждое государство-участник предоставляет ВТО/ГАТТ, а также её должностным лицам и представителям участников ВТО/ГАТТ привилегии и иммунитеты, необходимые для выполнения соответствующих функций.

С 22.08.2012 г. Россия официально стала страной-членом ВТО/ГАТТ. Таким образом, целевая задача России, связанная с расширением внешне­экономиче­ской деятельности на основе взаимного партнёрства, была решена.

Среди международных экономических организаций, сотрудничество с которыми является приоритетным для внешнеэкономических связей государ­ства, важное место за­нимает Совет таможенного сотрудничества (СТС), ныне – Всемирная таможенная органи­зация (ВТО – World Customs Organization – WCO). ВТО/СТС учреждена Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества 15.12.1950 г., которая вступила в силу 4.11.1952 г. Это одна из первых международных организаций, с которыми Союз ССР установил деловые отношения. В 1991 г. было оформлено членство Союз ССР в СТС.

ВТО/СТС это межправительственная организация, основная задача которой – повысить эффективность деятельности таможенных служб. Сегодня она объединяет 162 государства, в том числе и бывшие республики Союза ССР.

ВТО/СТС ведёт разработку, внедрение и обновление международных Конвенций и других правовых инструментов в области таможенного дела. Является депозитарием 16 международных конвенций, регулирующих различные направления таможенной деятель­ности.

Главная задача ВТО/СТС – разработка и распространение единых правил тамо­женного дела с целью ускорения мирового товарооборота, унификация и облегчение пе­ремещения товаров и транспортных средств, пассажиропотоков через таможенные гра­ницы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни. Большое значение в этой связи придается содействию и гармонизации таможенных систем и таможенных законодательств.

Россия является членом Политической комиссии и Финансового комитета ВТО/СТС. С ВТО/СТС подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере обучения, образования, модернизации и исследований в области таможенного дела.

Таким образом, развитие межгосударственных экономических связей России, уча­стие в международных торговых и таможенных союзах открывает широкие перспективы выхода страны на мировой рынок, что должно способст­вовать оздоровлению национальной экономики, стабилизации финансовой системы и защите внутреннего рынка. Связующим звеном в этой сфере яв­ляются, наряду с другими, российские таможенные органы, кото­рые в рамках ВТО/СТС решают важные процедурные задачи взаимовыгодной торговли.

Среди международных организаций, сотрудничество с которыми явля­ется существенным для России, следует выделить Европейский Союз (ЕС). Сотрудни­чество с таможенными службами европейских государств осуществляется в рамках совместных проектов Комитета сотрудничества Россия – ЕС и на дву­сторонней основе.

Евросоюз занимает особое место, как крупнейший торговый и эконо­мический партнёр России. Это основной рынок сбыта российских энергоно­сителей, и важный ис­точник поставок продовольственной и машинострои­тельной продукции. Официальные переговоры между ЕС и Союзом ССР на­чались в августе 1988 года, а в декабре 1989 года было подписано соглаше­ние о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве. В дальнейшем Россия, как правопреемница Союза ССР, подтвердила свои намерения участ­вовать более чем в 300-х международных торговых и таможенных соглашениях. Вместе с тем, чтобы претендовать на полноправное членство в ЕС Рос­сия должна выполнить ряд условий и, в частности, подтвердить наличие функционирующей рыночной экономики.

Расширение ЕС за счёт вступления в него стран Восточной Европы и Балтии привело к возникновению ряда проблем. Основные причины были связаны с ра­дикальным изменением устоявшихся экономико-политических отношений между новыми членами и третьими государствами, которые пользовались преференциальным статусом в отношении своей продукции. В сложившейся ситуации третьи страны столкнулись с не­обходимостью изме­нения условий торговли с присоединившимися к ЕС государствами.

Особенно остро эта проблема проявилась в России, учитывая её исто­рически сло­жившиеся тесные торгово-экономические отношения с Восточ­ной Европой и Балтией. С мая 2004 года эти государства обязаны выполнять все действующие против России в этом сообществе антидемпинговые проце­дуры. Уже сейчас это означает для российских по­ставщиков недополучение примерно 250 млн евро в год. Прогнозируется дальнейшее уменьшение тор­гового оборота и выдавливание российских товаров с рынков этих стран.

В рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, заклю­чённым 24 июня 1994 г. на острове Корфу (Греция), реализуется стратегия развития тамо­женного сотрудничества, которая направлена на реа­лизацию программ и проектов в та­ких областях таможенной деятельности, как: совершенствование таможенной инфра­структуры; освоение технологий управления рисками; изучение новых информационных технологий, исполь­зуемых в таможенном деле; развитие систем обучения и повышения квали­фикации таможенных кадров и др.

Актуальным направлением развития многопланового сотрудниче­ства с цен­трально-азиатскими странами и Китаем становится Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)[2] – региональная международная организа­ция, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, осталь­ные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основан­ной в результате подписания в 1996–1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в во­енной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе гра­ницы.

Главными задачами ШОС провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участ­ников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, на­учного и культурного взаимодействия.

Россия рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как бо­лее отдалённую цель, тогда как в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Это обусловлено тем, что снятие сегодня торговых барьеров между странами ШОС создаст благопри­ятные условия для резкого увеличения предложения китайских товаров и от­кроет перед Центральной Азией не радужную перспективу стать придатком китайской экономики.

Создание Шанхайской организации сотрудничества убедительно сви­детельствует, что в центре континента Евразии появляется новое динамичное объединение, охватывающее около пятой части населения планеты и вклю­чающее в себя такие глобальные величины, как Россия и Китай, которые во­шли в новый век стратегическими партнёрами. Можно сказать, что, с одной стороны, провозглашение ШОС – это своеобразный «промежуточный фи­ниш», но вместе с тем – и старт на новой большой и ответственной дистан­ции.

В заключении выделим перспективнейшее объединение группы из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика – БРИКС (англ. BRICS – сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa). По мнению экспер­тов, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммар­ный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семерки).

Страны БРИКС[3] занимают 30% территории Земли, на их территории проживает 45% населения планеты. Экономика этих стран за последние 10 лет выросла в 4,2 раза (в то время как экономики развитых стран выросли лишь на 61%). Более того, необходимо отметить, что в 2011 году суммарный ВВП стран-участниц БРИКС составил около 25% от общемирового.

Практическое взаимодействие в рамках БРИКС началось в сентябре 2006 года, ко­гда по инициативе президента России Владимира Путина "на полях" сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке состоялась первая встреча глав внешнеполитических ведомств в этом формате. Её итогом стало подтверждение участниками заинтересованности в развитии многопланового сотрудничества.

Целью БРИКС являются ускорение темпов экономического развития стран-членов, совместное решение глобальных проблем, а также отстаивание своих политических инте­ресов на международной арене. За достаточно короткий период существования данного интеграционного объединения было проведено пять встреч, в рамках которых стороны высказали заинтересованность в дальнейшей координации взаимодействия в процессе формирования многополярного мира, поддержке идей и инициатив в отношении новой системы устойчивого роста, в укреплении и большей координации сотрудничества в энергетической сфере с участием производителей, потребителей и стран‑транзитеров энергоресурсов. Взаимодействие в группе БРИКС позволит каждому из государств-участ­ников занять более выгодную позицию в условиях экономической глобализации.

Экономики стран опираются на основные ресурсы друг друга, тем самым осущест­вляя наиболее выгодное взаимодействие внутри группы БРИКС. Это также позволяет поднимать уровень политического влияния, которое как никогда важно в сегодняшней мировой ситуации. Конфликты, которые происходят повсеместно на Ближнем Востоке и Украине, заставляют власти наиболее сильных государств задумываться о благополучии своего народа на ближайшее будущее. Рост террористической угрозы также требует адек­ватного проведения внешней политики.

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого коли­чества важных для мировой экономики ресурсов. В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к утрате лидирующей позиции современной западной экономической элиты, и к переходу на другую модель экономиче­ского управления, не нуждающуюся в наличии элиты как таковой.

Не менее важной задачей являются и взаимоотношения, складываю­щиеся между Российской Федерацией и бывшими республиками Союза ССР. Стремясь к дальнейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, тесной инте­грации в сфере таможенного дела, реализуя демократические принципы, зафиксирован­ные в документах ООН, на основе Минского соглашения от 8 декабря 1991 года и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года было создано Содружество независимых государств (СНГ).

СНГ, несмотря на все декларативные заявления, звучавшие при его формировании, цели и задачи, зафиксированные в уставных документах, соз­давалось прежде всего как инструмент для обеспечения максимально быст­рого и безболезненного «развода» новых независимых государств, возник­ших на постсоветском пространстве. Однако значимость этой региональной структуры заключалась в том, что она, откликаясь на происходившие изме­нения и формирование объединительных тенденций на евразийском про­странстве, смогло изменить вектор своего развития, сменив дезинтеграцию на реинтеграцию.

Предпосылкой этого являлось то, что экономики этих стран изначально являлись элементами советского хозяйственного механизма. Разрывая парт­нёрские связи, большин­ство предприятий постсоветского пространства, про­дукция которых была неконкуренто­способна на мировых рынках, оказались на грани закрытия. И для поддержания их рабо­тоспособности даже мини­мальная реинтеграция была жизненно необходимой.

В реализуемой сегодня Российской Федерацией внешнеэкономической политике страны СНГ занимают приоритетное место. Успешное развитие торгово-экономических отношений с ними, безусловно, отвечает националь­ным интересам России, обеспечению её экономической безопасности. На рынках СНГ Россия продает 66 % от всего стоимост­ного объёма экспорта кокса, 26 % – руды и концентратов, 26 % – электроэнергии, 22 % – машино­технической продукции, 39 % – легковых и 32 % – грузовых автомобилей. Произ­водственно-кооперационные связи являются стабильной базой для функционирования от­дельных отраслей российской промышленности, в пер­вую очередь машиностроения. Так, удельный вес машиностроительной про­дукции в экспорте России в страны СНГ состав­ляет порядка 20 % против 5 % в экспорте в страны дальнего зарубежья.

Кроме того, для России важен доступ к значительным сырьевым ресур­сам Содру­жества, т.к. именно там находятся месторождения многих цветных металлов и редкозе­мельных элементов, которые необходимы для устойчи­вого развития цветной металлур­гии, химической промышленности, оборон­ного комплекса. Именно за счёт стран СНГ Россия удовлетворяет на 70 % импортные потребности в черных металлах, на 34 % – в стальных трубах, 65 % – в подсолнечном масле, 24 % – в кукурузе и т.п. До 2/3 мор­ского грузо­оборота осуществляется через порты других бывших союзных респуб­лик, по­этому нару­шение транзита через страны СНГ может нанести России серьёзный экономи­ческий ущерб и привести к значительным дополнитель­ным затратам.

Россия продолжает оставаться одним из важнейших торговых партнё­ров большин­ства стран СНГ, т.к. укрепление торгово-экономических связей со странами СНГ дикту­ется внешнеполитическими и военно-стратегиче­скими интересами России. Всё это свиде­тельствует о том, что налаживание эффективных взаимовыгодных экономических отно­шений со странами Со­дружества отвечает национальным интересам России. Стратегиче­ским на­правлением развития этих отношений является формирование на рыночной основе интеграционного союза стран СНГ, в котором Россия с её мощным экономическим и на­учно-технологическим потенциалом играла бы ведущую роль.

Наиболее существенную роль в российском экспорте в страны Содру­жества иг­рают Беларусь с долей 38,5 %, Украина – 37,4%, Казахстан – 15,4%. Импорт из указанных стран соответственно составляет 36,8%, 31,6% и 19,3%, т.е. 87,7% всего российского им­порта из стран СНГ.

20 января 1995 года было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В преамбуле Соглашения о Та­моженном союзе трёх стран изложены стратегические задачи договариваю­щихся сторон: стремление к даль­нейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений; на­мерение продолжать реали­зацию Договора о создании Экономического союза от 24 сен­тября 1993 г.

26 февраля 1999 года был сделан ещё один шаг на пути многосторон­ней интегра­ции. Главы государств России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подпи­сали в Москве Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Этот документ очертил основные цели ЕЭП, среди которых были эффективное функционирование общего (внут­реннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, прове­дение согласованной таможенной и тарифной политики.

Развитие заложенных в этих международных документах целей и принципов фор­мирования Таможенного союза, механизма и этапов его соз­дания, а также порядок его функционирования в конечном итоге сформиро­вали основу для создания Евразийского экономического сообщества (ЕврА­зЭС). 10.10.2000 г. в Астане главы государств России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали Договор об учреждении ЕврАзЭС и тем самым продемонстрировали решимость к более тесному интеграционному взаимодействию. Целью новой международной организации было провозглашено про­движение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического про­странства (ЕЭП) на постсоветском про­странстве, которые обеспечат глубокую экономиче­скую интеграцию участ­вующих в процессе государств.

Договор по созданию Ев­рАзЭС открыл новую ступень экономической интеграции в рамках СНГ.

19 сентября 2003 года в Ялте президенты России, Беларуси, Казахстана и Украины подписали Соглашение о формировании ЕЭП, которое предусматривало создание условий для свобод­ного движения товаров, услуг, ка­питалов и рабочей силы на территории го­су­дарств-участников. Соглашение формулировало главную задачу ЕЭП – пе­реход к согла­сованию экономической политики по наиболее важным направ­лениям, гармонизацию за­конодательств, исключение имеющихся разногла­сий во взаимной торговле. Каждая страна могла участвовать в создании зоны свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы по мере готовности, без жёстких сроков и обязательств. Для достижения всего ком­плекса заявленных мероприятий потребовалось заключение более 50 допол­ни­тель­ных межгосударственных соглашений.

9 июня 2009 года Межгосударственный совет ЕврАзЭС принял реше­ние об этапах и сроках формирования единой таможенной территории Тамо­женного союза трёх госу­дарств. В основу были положены шесть основопола­гающих принципов: отмена таможен­ных пошлин во взаимной торговле; не применение ограничений экономического харак­тера (за исключением специ­альных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер); проведение единой торговой политики в отношении третьих стран; принятие еди­ного та­моженного тарифа; разработка и принятие единого таможенного законода­тельства в области таможенного дела; создание единой системы управления таможенным делом на территории Таможенного союза.

Формирование Таможенного союза было продиктовано теми экономи­ческими пер­спективами, которые открывал этот интеграционный проект пе­ред его участниками. Во-первых, это вело к созданию единой таможенной территории и расширяло экономическое сотрудничество России, Белоруссии и Казахстана, открывало новые возможности для соз­дания совместных про­изводств и коопераций. Во-вторых, представители деловых кругов трёх стран получили возможность для свободной торговли, не отягощённой осуществ­ле­нием таможенных платежей при пересечении границ и оформлением мно­гочисленных до­кументов. В-третьих, углубление интеграции трёх государств сделало их более привлека­тельными для инвестиций, необходимых для но­вого импульса в развитии их националь­ных экономик. В-четвёртых, повы­шение конкуренции на рынке внутри Таможенного союза приводило к улучше­нию качества, доступности товаров и продукции. В-пятых, формирование Таможенного союза создавало основы для более эффективного использо­вания транзитного потенциала трёх стран и, соответственно, для модернизации их транс­портной инфраструктуры.

n Евразийский экономический союз

1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договором утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, опреде­лённых этим документом и международными договорами в рамках Союза.

Договор о ЕАЭС был подписан Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29.05.2014 г. в Астане. Членами Союза, помимо этих трёх государств, также стали Республика Ар­мения, подписавшая Договор о присоедине­нии к Союзу 10 октября 2014 года, и Киргизская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 де­кабря 2014 года.

Евразийский экономический союз –международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждён­ная Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и прове­дение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях эконо­мики.

ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообще­ства (ЕврАзЭС) в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурен­тоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов (Белоруссия, Ка­захстан, Россия, Армения, Киргизия).

ЕАЭС осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, пре­доставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором о Союзе, на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного ра­венства государств-членов и их территориальной целостности; на основе уважения осо­бенностей политиче­ского устройства государств-членов; на основе обеспечения взаимо­выгод­ного сотрудничества, равноправия и учёта национальных интересов сторон; на ос­нове соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции.

Договор о ЕАЭС закрепил договоренность государств-членов о прове­дении скоор­динированной энергополитики и формировании на базе общих принципов общих энерго­рынков (электроэнергетического, рынка газа, нефти и нефтепродуктов). Договор предпо­лагает, что эта задача будет реализована в несколько этапов и окончательно завершена к 2025 году: формирование общего рынка электроэнергии предполагается завершить к 2019 году, а об­щего рынка углеводородов – к 2025 году.

Договор о ЕАЭС определяет режим регулирования обращения лекарст­венных средств и медицинских изделий – в рамках Союза к 1 января 2016 года будет создан об­щий рынок лекарственных средств и общий рынок ме­дицинских изделий (изделий меди­цинского назначения и медицинской тех­ники).

В Договоре определены основные приоритеты транспортной политики на террито­рии Евразийского экономического союза на долгосрочную пер­спективу. Стороны догово­рились о пошаговой либерализации транспортных перевозок на территории создаваемого Союза, что, в первую очередь, каса­ется автомобильного и железнодорожного транспорта.

Достигнута договорённость о формировании и реализации согласован­ной агропро­мышленной политики. Немаловажно, что реализация политики в других сферах интегра­ционного взаимодействия, в том числе, в сфере обес­печения санитарных, фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер в от­ношении сельскохозяйственной продукции, будет осуществляться с учётом целей, задач и направлений согласованной агропромышленной политики.

Эффективное функционирование ЕАЭС невозможно представить без проведения согласованной макроэкономической политики, которая предусматривает разработку и реализацию совместных действий государств-членов Союза в целях достижения сбалан­сированного развития экономики. Согласно Договору, основными направлениями прове­дения согласованной макроэкономической политики является формирование единых принципов функционирования экономики государств-членов Союза, обеспечение их эф­фективного взаимодействия, а также разработка общих принципов и ориентиров для про­гнозирования социально-экономического развития Сторон.

Для обеспечения согласованного регулирования финансовых рынков, по итогам пошаговой гармонизации законодательства, государства-члены ЕАЭС согласились с не­обходимостью выхода к 2025 году на создание Еди­ного наднационального органа по ре­гулированию финансового рынка.

Договор о ЕАЭС предполагает, что с 1 января 2015 года в ряде секто­ров, опреде­лённых государствами-членами Союза, начнёт функционировать единый рынок услуг. При этом национальный режим заложен как база, т.е. государство обязано принять полно­ценный национальный режим в отноше­нии поставщика услуг и стран-партнеров; каких-либо ограничений быть не может. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максималь­ному расшире­нию этих секторов, в том числе путём поэтапного сокращения изъятий и ог­раничений, что, безусловно, укрепит евразийский интеграционный проект.

Согласно Договору о ЕАЭС, единый рынок услуг в рамках Союза функционирует в секторах услуг, утверждаемых Высшим Евразийским эко­номическим советом на уровне глав государств на основании согласованных предложений государств-членов и Комис­сии. На основании Договора реше­нием Высшего Евразийского экономического совета 23.12.2014 года ут­верждены списки секторов услуг, в которых с 1.01.2015 года функционирует еди­ный рынок. В настоящее время по предложениям Бела­руси, Казах­стана и России в список услуг включены более 40 секторов услуг (строительные услуги, услуги в области оптовой/розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяй­ству, включая посев, обра­ботку, уборку сельхозкультур и др.). Перечень секторов, в кото­рых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согла­сованному расширению. В секторах услуг, где не функционирует единый рынок услуг, поставщикам и получателям услуг предоставляются нацио­нальный режим и режим наи­большего благоприятствования, а также не при­меняются количественные и инвестицион­ные ограничения.

С 1 января 2015 года на территориях государств-членов функциони­рует общий рынок труда; реализована свобода пе­редвижения рабочей силы. Граждане этих государств будут работать на од­них и тех же условиях: трудящимся государств-чле­нов ЕАЭС не потребуется получение разрешений на работу в рамках Союза. С созданием общего рынка труда граждане стран ЕАЭС могут напрямую почувствовать преимущества Евразийского экономического союза. Взаимное признание дипломов производиться с 1 января 2015 года в автоматическом порядке. Налог на до­ходы физических лиц-граждан государств-членов ЕАЭС будет уплачиваться по внутренней резидентской ставке с пер­вых дней работы по найму. Граж­дане стран ЕАЭС перестанут заполнять миграционные карты при пересече­нии внутренних границ стран ЕАЭС, если срок их пребывания не бу­дет пре­вышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобо­ждаются от обязанности регистрации (постановки на учёт) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток.

Другая важнейшая новелла Договора о ЕАЭС: возможность примене­ния нацио­нального режима для граждан всех стран-членов в части социаль­ного обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В каждой стране в рамках ЕАЭС все медицинские ус­луги, гарантированные государством, бу­дут в равной степени доступны всем гражданам стран Союза.

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси, Казахстана, Ар­мении и Киргизии в ЕАЭС создается за счет:

– Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.

– Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет рав­ного уровня экономического развития.

– Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Союза, благодаря вхож­дению на рынок новых стран.

– Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и по­вышению производительности труда.

– Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.

– Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.

– Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличен­ному объёму рынка.

Органами управления ЕАЭС являются:

а) Высший Евразийский экономический совет – высший наднациональный орган ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обяза­тельными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

б) Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регу­лирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также раз­работка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Дого­вора о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2010 года. Все права и функ­ции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразий­ской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии:

· таможенные тарифы и нетарифное регулирование;

· таможенное администрирование;

· техническое регулирование;

· санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;

· зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

· установление торговых режимов с третьими странами;

· статистика внешней и внутренней торговли;

· макроэкономическая политика;

· политика в области конкуренции;

· промышленные и сельскохозяйственные субсидии;

· энергетическая политика;

· естественные монополии;

· государственные и муниципальные закупки;

· внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;

· транспорт и перевозки;

· валютная политика;

· интеллектуальная собственность и авторское право;

· миграционная политика;

· финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);

· и некоторые другие области.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.

Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского эко­номического совета.

В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполне­ния в странах-членах ЕАЭС.

Вопрос

Наши рекомендации