ЕАЭС – договорно-правовая база и институциональные основы
Вопрос
n Экономическая интеграция. Правовые формы.
В современных условиях и в долговременной стратегической перспективе глобализации всех жизненно важных процессов в обществе – самоочевидная тенденция. Центростремительные факторы напрямую затрагивают все сферы и направления государственного устройства: политику, оборону, экономику, культуру, науку, информационную среду и экологию. Всё это проявляется в интернационализации хозяйственной жизни, переплетении и сближении экономик, в устранении национальных преград, укреплении региональных и международных структур. Фундаментальные изменения здесь всё в меньшей степени зависят от локальных, внутригосударственных целей и задач.
Практика показывает, что ни одна страна в мире не может нормально развиваться без её активного участия в международном разделении труда[1]. Опора отдельных стран на «собственные силы» ограничивает развитие национальных экономик, ведёт к более низкому уровню жизни населения.
В мире насчитывается более 100 интеграционных объединений, что подтверждает высокую взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость стран-участниц. Подтверждением этого факта стал мировой финансовый кризис 2008 г., который сопровождался самым тяжёлым за многие десятилетия глобальным экономическим спадом и обвалом показателей экономики.
В экономической сфере наиболее явное направление глобальной унификации – устранение административных, торговых, финансовых, таможенных и прочих барьеров на пути свободного передвижения товарных потоков, услуг, капитала, интеллектуальной собственности, рабочей силы.
Интеграция как процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволяет выделить такие классификационные формы интеграции, как:
Формы интеграции | Характерные черты | Примечание |
Зона свободной торговли (ЗСТ) | - отмена таможенных барьеров и количественных ограничений во взаимной торговле; - сохранение автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении третьих стран; - отсутствие механизмов компенсации потерь менее развитым странам | Страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры. Либерализация внешнеторговой политики по отношению к сельскохозяйственным товарам носит ограниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые позиции товаров. Отсутствие барьеров на перемещение товаров внутри ЗСТ и неодинаковые барьеры на импорт из третьих стран ведёт к тому, что последние ввозят товары в ту страну ЗСТ, где таможенное регулирование благоприятнее, в итоге эти товары попадают на рынки всех стран ЗСТ. Большинство ныне действующих ЗСТ идут дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию мер нетарифного регулирования, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободного движения капитала. |
Таможенный союз | - единство таможенной территории; - формирование единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам; - формирование единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам; - единые правила распределения таможенной выручки между странами | Формирование единой внешнеторговой политики требует создания наднационального регулирующего органа и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления. Таможенные органы, действующие на внутренних границах стран-участников Союза, упраздняются и их функции передаются таможенным органам на внешних границах. Сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения), что в свою очередь, ставит вопрос о сближении и проведении государственной экономической политики в целом. |
Общий рынок | - снятие таможенных барьеров на товары, услуги, капитал и рабочую силу, т.е. на основные факторы производства; - проведение единой экономической политики; - взаимное сближение национальных экономик по параметрам: дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют | Страны участницы начинают разрабатывать скоординированную политику развития отраслей и секторов экономики. Взаимодополнение и сращивание экономик позволяет начать формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию менее развитых областей интеграционного объединения. |
Экономический и валютный союз | - введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром; - проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области | Правительства отдельных стран уступают всё больше своих функций созданным межнациональным органам. Общая экономическая политика и её соблюдение необходимы для того, чтобы сформировать единое экономическое пространство, которое в свою очередь, необходимо для проведения денежно-кредитной политики и функционирования единой денежной единицы. |
Полная экономическая и политическая интеграция | - унификация законодательной базы; - формирование единого валютного, экономического и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и проч.; § - формирование нового межнационального субъекта международных экономических и политических отношений, движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства. |
В Российской Федерации мировые интеграционные тенденции также получили своё развитие. В частности, активно развивалось международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации, которое было направлено на упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств путём гармонизации и унификации зако-нодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела с нормами международного права и общепринятой международной практикой и осуществлялось в рамках взаимодействия с таможенными и другими органами государственной власти иностранных государств, международными организациями и интеграционными объединениями.
Вступление в 2012 г. России во Всемирную торговую организацию (ВТО – от англ. WТО –World Trade Organization) стало существенным стимулом развития таможенной политики и таможенного дела. Основой для создания ВТО стало формирование структуры на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ – от англ. General Agreement on Tariffs and Trade), которое было принято 30.10.1947 г. и вступило в силу 01.01.1948 г. В правовом смысле структура ГАТТ не являлась международной организацией и не входила в систему ООН на правах специализированного учреждения.
Деятельность ГАТТ была основана на следующих основных принципах: торговля без дискриминации; предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам; содействие справедливой конкуренции; защита экономического суверенитета с помощью таможенных пошлин; поощрение экономических реформ в государствах.
Основными функциями ГАТТ были определены: административная работа по многосторонним соглашениям; наблюдение за состоянием мировой торговли и консультации по вопросам управления ею; выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров; обеспечение механизмов примирения при регулировании споров; сотрудничество с международными организациями по проблемам глобальной торговой политики.
Задача создания универсально действующего механизма правового регулирования внешней торговли и институционального механизма разрешения споров, связанных с регулированием внешней торговли, технически была выполнена с помощью такого правового инструмента, как многосторонние торговые переговоры (МТП), которые велись между государствами – участниками ГАТТ на протяжении ряда лет с целью получить результат в форме соглашений по торговле и соответственно назывались раундами переговоров. Регулярность проведения и единая направленность МТП в рамках ГАТТ позволили квалифицировать их как постоянно действующий в рамках ГАТТ правовой институт.
В период с 1947 по 1993 г. проведено восемь таких раундов, самым важным из которых стал Уругвайский раунд (1986-1994, Женева), который завершился в апреле 1994 г. в Марракеше (Марокко) принятием Соглашения об учреждении ВТО/ГАТТ. По замыслу создателей, Соглашение «возвещает новую эру в международном экономическом сотрудничестве, отражая широкое стремление работать в рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы торговли в интересах благосостояния всех народов». Благодаря этим базисным документам все соглашения и договорённости составляют единую мировую торговую систему.
Соглашение о ВТО/ГАТТ вступило в силу с 1 января 1995 г. (в течении одного года оно действовало параллельно с ГАТТ). С 1 января 1996 г. ВТО/ГАТТ полностью заменила своего предшественника.
ВТО/ГАТТ представляет собой не только систему взаимосвязанных международных соглашений по вопросам международной торговли. Она создаёт общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между её членами в вопросах, относящихся к соглашениям и к связанным с ними правовым документам, включенным в Приложения к Соглашению.
В качестве основных функций ВТО/ГАТТ можно выделить следующие.
Во-первых, ВТО/ГАТТ контролирует национальную торговую государств – участников и выполнение ими требований сопряжённых соглашений, а также использует предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли.
Во-вторых, ВТО/ГАТТ является организатором многосторонних переговоров в целях устранения препятствий для роста международной торговли и упорядочения последней.
В-третьих, ВТО/ГАТТ выполняет функции общепризнанного международного суда, что позволяет правительствам государств – участников решать споры, связанные с нарушением правил игры на мировом рынке.
В-четвёртых, ВТО/ГАТТ тесно сотрудничает с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и неправительственными), участвуя таким образом в формировании глобальной экономической политики. Об этом свидетельствует, в частности, серия заключенных ВТО/ГАТТ соглашений о сотрудничестве с ведущим международными организациями в смежных областях, в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе.
ВТО/ГАТТ имеет все признаки постоянно действующей международной организации, находясь между тем вне рамок системы ООН.
ВТО/ГАТТ имеет статус юридического лица, каждый участник предоставляет ей правоспособность, необходимую для выполнения её функций. Каждое государство-участник предоставляет ВТО/ГАТТ, а также её должностным лицам и представителям участников ВТО/ГАТТ привилегии и иммунитеты, необходимые для выполнения соответствующих функций.
С 22.08.2012 г. Россия официально стала страной-членом ВТО/ГАТТ. Таким образом, целевая задача России, связанная с расширением внешнеэкономической деятельности на основе взаимного партнёрства, была решена.
Среди международных экономических организаций, сотрудничество с которыми является приоритетным для внешнеэкономических связей государства, важное место занимает Совет таможенного сотрудничества (СТС), ныне – Всемирная таможенная организация (ВТО – World Customs Organization – WCO). ВТО/СТС учреждена Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества 15.12.1950 г., которая вступила в силу 4.11.1952 г. Это одна из первых международных организаций, с которыми Союз ССР установил деловые отношения. В 1991 г. было оформлено членство Союз ССР в СТС.
ВТО/СТС это межправительственная организация, основная задача которой – повысить эффективность деятельности таможенных служб. Сегодня она объединяет 162 государства, в том числе и бывшие республики Союза ССР.
ВТО/СТС ведёт разработку, внедрение и обновление международных Конвенций и других правовых инструментов в области таможенного дела. Является депозитарием 16 международных конвенций, регулирующих различные направления таможенной деятельности.
Главная задача ВТО/СТС – разработка и распространение единых правил таможенного дела с целью ускорения мирового товарооборота, унификация и облегчение перемещения товаров и транспортных средств, пассажиропотоков через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни. Большое значение в этой связи придается содействию и гармонизации таможенных систем и таможенных законодательств.
Россия является членом Политической комиссии и Финансового комитета ВТО/СТС. С ВТО/СТС подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере обучения, образования, модернизации и исследований в области таможенного дела.
Таким образом, развитие межгосударственных экономических связей России, участие в международных торговых и таможенных союзах открывает широкие перспективы выхода страны на мировой рынок, что должно способствовать оздоровлению национальной экономики, стабилизации финансовой системы и защите внутреннего рынка. Связующим звеном в этой сфере являются, наряду с другими, российские таможенные органы, которые в рамках ВТО/СТС решают важные процедурные задачи взаимовыгодной торговли.
Среди международных организаций, сотрудничество с которыми является существенным для России, следует выделить Европейский Союз (ЕС). Сотрудничество с таможенными службами европейских государств осуществляется в рамках совместных проектов Комитета сотрудничества Россия – ЕС и на двусторонней основе.
Евросоюз занимает особое место, как крупнейший торговый и экономический партнёр России. Это основной рынок сбыта российских энергоносителей, и важный источник поставок продовольственной и машиностроительной продукции. Официальные переговоры между ЕС и Союзом ССР начались в августе 1988 года, а в декабре 1989 года было подписано соглашение о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве. В дальнейшем Россия, как правопреемница Союза ССР, подтвердила свои намерения участвовать более чем в 300-х международных торговых и таможенных соглашениях. Вместе с тем, чтобы претендовать на полноправное членство в ЕС Россия должна выполнить ряд условий и, в частности, подтвердить наличие функционирующей рыночной экономики.
Расширение ЕС за счёт вступления в него стран Восточной Европы и Балтии привело к возникновению ряда проблем. Основные причины были связаны с радикальным изменением устоявшихся экономико-политических отношений между новыми членами и третьими государствами, которые пользовались преференциальным статусом в отношении своей продукции. В сложившейся ситуации третьи страны столкнулись с необходимостью изменения условий торговли с присоединившимися к ЕС государствами.
Особенно остро эта проблема проявилась в России, учитывая её исторически сложившиеся тесные торгово-экономические отношения с Восточной Европой и Балтией. С мая 2004 года эти государства обязаны выполнять все действующие против России в этом сообществе антидемпинговые процедуры. Уже сейчас это означает для российских поставщиков недополучение примерно 250 млн евро в год. Прогнозируется дальнейшее уменьшение торгового оборота и выдавливание российских товаров с рынков этих стран.
В рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, заключённым 24 июня 1994 г. на острове Корфу (Греция), реализуется стратегия развития таможенного сотрудничества, которая направлена на реализацию программ и проектов в таких областях таможенной деятельности, как: совершенствование таможенной инфраструктуры; освоение технологий управления рисками; изучение новых информационных технологий, используемых в таможенном деле; развитие систем обучения и повышения квалификации таможенных кадров и др.
Актуальным направлением развития многопланового сотрудничества с центрально-азиатскими странами и Китаем становится Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)[2] – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996–1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.
Главными задачами ШОС провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.
Россия рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую цель, тогда как в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Это обусловлено тем, что снятие сегодня торговых барьеров между странами ШОС создаст благоприятные условия для резкого увеличения предложения китайских товаров и откроет перед Центральной Азией не радужную перспективу стать придатком китайской экономики.
Создание Шанхайской организации сотрудничества убедительно свидетельствует, что в центре континента Евразии появляется новое динамичное объединение, охватывающее около пятой части населения планеты и включающее в себя такие глобальные величины, как Россия и Китай, которые вошли в новый век стратегическими партнёрами. Можно сказать, что, с одной стороны, провозглашение ШОС – это своеобразный «промежуточный финиш», но вместе с тем – и старт на новой большой и ответственной дистанции.
В заключении выделим перспективнейшее объединение группы из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика – БРИКС (англ. BRICS – сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa). По мнению экспертов, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семерки).
Страны БРИКС[3] занимают 30% территории Земли, на их территории проживает 45% населения планеты. Экономика этих стран за последние 10 лет выросла в 4,2 раза (в то время как экономики развитых стран выросли лишь на 61%). Более того, необходимо отметить, что в 2011 году суммарный ВВП стран-участниц БРИКС составил около 25% от общемирового.
Практическое взаимодействие в рамках БРИКС началось в сентябре 2006 года, когда по инициативе президента России Владимира Путина "на полях" сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке состоялась первая встреча глав внешнеполитических ведомств в этом формате. Её итогом стало подтверждение участниками заинтересованности в развитии многопланового сотрудничества.
Целью БРИКС являются ускорение темпов экономического развития стран-членов, совместное решение глобальных проблем, а также отстаивание своих политических интересов на международной арене. За достаточно короткий период существования данного интеграционного объединения было проведено пять встреч, в рамках которых стороны высказали заинтересованность в дальнейшей координации взаимодействия в процессе формирования многополярного мира, поддержке идей и инициатив в отношении новой системы устойчивого роста, в укреплении и большей координации сотрудничества в энергетической сфере с участием производителей, потребителей и стран‑транзитеров энергоресурсов. Взаимодействие в группе БРИКС позволит каждому из государств-участников занять более выгодную позицию в условиях экономической глобализации.
Экономики стран опираются на основные ресурсы друг друга, тем самым осуществляя наиболее выгодное взаимодействие внутри группы БРИКС. Это также позволяет поднимать уровень политического влияния, которое как никогда важно в сегодняшней мировой ситуации. Конфликты, которые происходят повсеместно на Ближнем Востоке и Украине, заставляют власти наиболее сильных государств задумываться о благополучии своего народа на ближайшее будущее. Рост террористической угрозы также требует адекватного проведения внешней политики.
Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов. В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к утрате лидирующей позиции современной западной экономической элиты, и к переходу на другую модель экономического управления, не нуждающуюся в наличии элиты как таковой.
Не менее важной задачей являются и взаимоотношения, складывающиеся между Российской Федерацией и бывшими республиками Союза ССР. Стремясь к дальнейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, тесной интеграции в сфере таможенного дела, реализуя демократические принципы, зафиксированные в документах ООН, на основе Минского соглашения от 8 декабря 1991 года и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года было создано Содружество независимых государств (СНГ).
СНГ, несмотря на все декларативные заявления, звучавшие при его формировании, цели и задачи, зафиксированные в уставных документах, создавалось прежде всего как инструмент для обеспечения максимально быстрого и безболезненного «развода» новых независимых государств, возникших на постсоветском пространстве. Однако значимость этой региональной структуры заключалась в том, что она, откликаясь на происходившие изменения и формирование объединительных тенденций на евразийском пространстве, смогло изменить вектор своего развития, сменив дезинтеграцию на реинтеграцию.
Предпосылкой этого являлось то, что экономики этих стран изначально являлись элементами советского хозяйственного механизма. Разрывая партнёрские связи, большинство предприятий постсоветского пространства, продукция которых была неконкурентоспособна на мировых рынках, оказались на грани закрытия. И для поддержания их работоспособности даже минимальная реинтеграция была жизненно необходимой.
В реализуемой сегодня Российской Федерацией внешнеэкономической политике страны СНГ занимают приоритетное место. Успешное развитие торгово-экономических отношений с ними, безусловно, отвечает национальным интересам России, обеспечению её экономической безопасности. На рынках СНГ Россия продает 66 % от всего стоимостного объёма экспорта кокса, 26 % – руды и концентратов, 26 % – электроэнергии, 22 % – машинотехнической продукции, 39 % – легковых и 32 % – грузовых автомобилей. Производственно-кооперационные связи являются стабильной базой для функционирования отдельных отраслей российской промышленности, в первую очередь машиностроения. Так, удельный вес машиностроительной продукции в экспорте России в страны СНГ составляет порядка 20 % против 5 % в экспорте в страны дальнего зарубежья.
Кроме того, для России важен доступ к значительным сырьевым ресурсам Содружества, т.к. именно там находятся месторождения многих цветных металлов и редкоземельных элементов, которые необходимы для устойчивого развития цветной металлургии, химической промышленности, оборонного комплекса. Именно за счёт стран СНГ Россия удовлетворяет на 70 % импортные потребности в черных металлах, на 34 % – в стальных трубах, 65 % – в подсолнечном масле, 24 % – в кукурузе и т.п. До 2/3 морского грузооборота осуществляется через порты других бывших союзных республик, поэтому нарушение транзита через страны СНГ может нанести России серьёзный экономический ущерб и привести к значительным дополнительным затратам.
Россия продолжает оставаться одним из важнейших торговых партнёров большинства стран СНГ, т.к. укрепление торгово-экономических связей со странами СНГ диктуется внешнеполитическими и военно-стратегическими интересами России. Всё это свидетельствует о том, что налаживание эффективных взаимовыгодных экономических отношений со странами Содружества отвечает национальным интересам России. Стратегическим направлением развития этих отношений является формирование на рыночной основе интеграционного союза стран СНГ, в котором Россия с её мощным экономическим и научно-технологическим потенциалом играла бы ведущую роль.
Наиболее существенную роль в российском экспорте в страны Содружества играют Беларусь с долей 38,5 %, Украина – 37,4%, Казахстан – 15,4%. Импорт из указанных стран соответственно составляет 36,8%, 31,6% и 19,3%, т.е. 87,7% всего российского импорта из стран СНГ.
20 января 1995 года было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В преамбуле Соглашения о Таможенном союзе трёх стран изложены стратегические задачи договаривающихся сторон: стремление к дальнейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений; намерение продолжать реализацию Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.
26 февраля 1999 года был сделан ещё один шаг на пути многосторонней интеграции. Главы государств России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали в Москве Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Этот документ очертил основные цели ЕЭП, среди которых были эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение согласованной таможенной и тарифной политики.
Развитие заложенных в этих международных документах целей и принципов формирования Таможенного союза, механизма и этапов его создания, а также порядок его функционирования в конечном итоге сформировали основу для создания Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 10.10.2000 г. в Астане главы государств России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали Договор об учреждении ЕврАзЭС и тем самым продемонстрировали решимость к более тесному интеграционному взаимодействию. Целью новой международной организации было провозглашено продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) на постсоветском пространстве, которые обеспечат глубокую экономическую интеграцию участвующих в процессе государств.
Договор по созданию ЕврАзЭС открыл новую ступень экономической интеграции в рамках СНГ.
19 сентября 2003 года в Ялте президенты России, Беларуси, Казахстана и Украины подписали Соглашение о формировании ЕЭП, которое предусматривало создание условий для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на территории государств-участников. Соглашение формулировало главную задачу ЕЭП – переход к согласованию экономической политики по наиболее важным направлениям, гармонизацию законодательств, исключение имеющихся разногласий во взаимной торговле. Каждая страна могла участвовать в создании зоны свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы по мере готовности, без жёстких сроков и обязательств. Для достижения всего комплекса заявленных мероприятий потребовалось заключение более 50 дополнительных межгосударственных соглашений.
9 июня 2009 года Межгосударственный совет ЕврАзЭС принял решение об этапах и сроках формирования единой таможенной территории Таможенного союза трёх государств. В основу были положены шесть основополагающих принципов: отмена таможенных пошлин во взаимной торговле; не применение ограничений экономического характера (за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер); проведение единой торговой политики в отношении третьих стран; принятие единого таможенного тарифа; разработка и принятие единого таможенного законодательства в области таможенного дела; создание единой системы управления таможенным делом на территории Таможенного союза.
Формирование Таможенного союза было продиктовано теми экономическими перспективами, которые открывал этот интеграционный проект перед его участниками. Во-первых, это вело к созданию единой таможенной территории и расширяло экономическое сотрудничество России, Белоруссии и Казахстана, открывало новые возможности для создания совместных производств и коопераций. Во-вторых, представители деловых кругов трёх стран получили возможность для свободной торговли, не отягощённой осуществлением таможенных платежей при пересечении границ и оформлением многочисленных документов. В-третьих, углубление интеграции трёх государств сделало их более привлекательными для инвестиций, необходимых для нового импульса в развитии их национальных экономик. В-четвёртых, повышение конкуренции на рынке внутри Таможенного союза приводило к улучшению качества, доступности товаров и продукции. В-пятых, формирование Таможенного союза создавало основы для более эффективного использования транзитного потенциала трёх стран и, соответственно, для модернизации их транспортной инфраструктуры.
n Евразийский экономический союз
1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договором утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определённых этим документом и международными договорами в рамках Союза.
Договор о ЕАЭС был подписан Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29.05.2014 г. в Астане. Членами Союза, помимо этих трёх государств, также стали Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 года, и Киргизская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 года.
Евразийский экономический союз –международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов (Белоруссия, Казахстан, Россия, Армения, Киргизия).
ЕАЭС осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором о Союзе, на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; на основе уважения особенностей политического устройства государств-членов; на основе обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учёта национальных интересов сторон; на основе соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции.
Договор о ЕАЭС закрепил договоренность государств-членов о проведении скоординированной энергополитики и формировании на базе общих принципов общих энергорынков (электроэнергетического, рынка газа, нефти и нефтепродуктов). Договор предполагает, что эта задача будет реализована в несколько этапов и окончательно завершена к 2025 году: формирование общего рынка электроэнергии предполагается завершить к 2019 году, а общего рынка углеводородов – к 2025 году.
Договор о ЕАЭС определяет режим регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий – в рамках Союза к 1 января 2016 года будет создан общий рынок лекарственных средств и общий рынок медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники).
В Договоре определены основные приоритеты транспортной политики на территории Евразийского экономического союза на долгосрочную перспективу. Стороны договорились о пошаговой либерализации транспортных перевозок на территории создаваемого Союза, что, в первую очередь, касается автомобильного и железнодорожного транспорта.
Достигнута договорённость о формировании и реализации согласованной агропромышленной политики. Немаловажно, что реализация политики в других сферах интеграционного взаимодействия, в том числе, в сфере обеспечения санитарных, фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер в отношении сельскохозяйственной продукции, будет осуществляться с учётом целей, задач и направлений согласованной агропромышленной политики.
Эффективное функционирование ЕАЭС невозможно представить без проведения согласованной макроэкономической политики, которая предусматривает разработку и реализацию совместных действий государств-членов Союза в целях достижения сбалансированного развития экономики. Согласно Договору, основными направлениями проведения согласованной макроэкономической политики является формирование единых принципов функционирования экономики государств-членов Союза, обеспечение их эффективного взаимодействия, а также разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон.
Для обеспечения согласованного регулирования финансовых рынков, по итогам пошаговой гармонизации законодательства, государства-члены ЕАЭС согласились с необходимостью выхода к 2025 году на создание Единого наднационального органа по регулированию финансового рынка.
Договор о ЕАЭС предполагает, что с 1 января 2015 года в ряде секторов, определённых государствами-членами Союза, начнёт функционировать единый рынок услуг. При этом национальный режим заложен как база, т.е. государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг и стран-партнеров; каких-либо ограничений быть не может. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путём поэтапного сокращения изъятий и ограничений, что, безусловно, укрепит евразийский интеграционный проект.
Согласно Договору о ЕАЭС, единый рынок услуг в рамках Союза функционирует в секторах услуг, утверждаемых Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств на основании согласованных предложений государств-членов и Комиссии. На основании Договора решением Высшего Евразийского экономического совета 23.12.2014 года утверждены списки секторов услуг, в которых с 1.01.2015 года функционирует единый рынок. В настоящее время по предложениям Беларуси, Казахстана и России в список услуг включены более 40 секторов услуг (строительные услуги, услуги в области оптовой/розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, включая посев, обработку, уборку сельхозкультур и др.). Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению. В секторах услуг, где не функционирует единый рынок услуг, поставщикам и получателям услуг предоставляются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, а также не применяются количественные и инвестиционные ограничения.
С 1 января 2015 года на территориях государств-членов функционирует общий рынок труда; реализована свобода передвижения рабочей силы. Граждане этих государств будут работать на одних и тех же условиях: трудящимся государств-членов ЕАЭС не потребуется получение разрешений на работу в рамках Союза. С созданием общего рынка труда граждане стран ЕАЭС могут напрямую почувствовать преимущества Евразийского экономического союза. Взаимное признание дипломов производиться с 1 января 2015 года в автоматическом порядке. Налог на доходы физических лиц-граждан государств-членов ЕАЭС будет уплачиваться по внутренней резидентской ставке с первых дней работы по найму. Граждане стран ЕАЭС перестанут заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учёт) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток.
Другая важнейшая новелла Договора о ЕАЭС: возможность применения национального режима для граждан всех стран-членов в части социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В каждой стране в рамках ЕАЭС все медицинские услуги, гарантированные государством, будут в равной степени доступны всем гражданам стран Союза.
Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии в ЕАЭС создается за счет:
– Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.
– Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.
– Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Союза, благодаря вхождению на рынок новых стран.
– Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.
– Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.
– Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.
– Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.
Органами управления ЕАЭС являются:
а) Высший Евразийский экономический совет – высший наднациональный орган ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.
б) Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.
В компетенцию Комиссии:
· таможенные тарифы и нетарифное регулирование;
· таможенное администрирование;
· техническое регулирование;
· санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
· зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
· установление торговых режимов с третьими странами;
· статистика внешней и внутренней торговли;
· макроэкономическая политика;
· политика в области конкуренции;
· промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
· энергетическая политика;
· естественные монополии;
· государственные и муниципальные закупки;
· внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;
· транспорт и перевозки;
· валютная политика;
· интеллектуальная собственность и авторское право;
· миграционная политика;
· финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);
· и некоторые другие области.
Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.
Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета.
В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС.
Вопрос