Бойкоты, в том числе при монопсонии

В деле Восточных Штатов группа дилеров по продаже пиломатери­алов приняла соглашение не покупать пиломатериалы у любого опто­вого продавца, который вступил в данный бизнес в конкуренции с членом группы розничных продавцов.42 Но соглашение могло удер­жать оптовых продавцов от вступления в розничный бизнес только в том случае, если розничные продавцы обладали монопсонией по от­ношению к оптовым продавцам — это важное понятие мы объясним с помощью рис. 10.4. Данный график отображает производный спрос фирмы на некоторый ресурс (т. е. выведенный из спроса на конеч­ный продукт фирмы). Предполагается, что цена предложения поло­жительно взаимосвязана с покупаемым количеством ресурса, а это подразумевает, что производство ресурса требует использования ред­ких ресурсов, специализированных в этом производстве. Предельные издержки фирмы по покупке данного ресурса возрастают быстрее цены предложения (вспомним обсуждение этого вопроса в п. 10.7), т. е. каждое увеличение цены повышает общие издержки фирмы по приобретению ресурса на большую величину, поскольку увеличение цены распространяется не только на дополнительные покупки, но и (если предположить, что ценовая дискриминация отсутствует) на все предыдущие покупки ресурса. Таким образом, предельные издержки соотносятся с ценой предложения так же, как и предельная выручка соотносится с ценой продажи. Выгоды покупателя максимизируются при ограничении его покупок ресурса уровнем qm на рис. 10.4, при котором предельные издержки равны предельной ценности. (Можете ли вы сказать, почему кривая производного спроса является функци­ей предельной ценности?) На этом уровне цена ниже, чем в случае, когда конкуренция заставляет покупателей устранить монопсонную прибыль (чем она измеряется?), создаваемую при qm, поднимая цену

Дорс.

Привлекательность монопсонного поведения зависит от положи­тельного наклона кривой предложения. Если бы кривая была гори-

41 Elizabeth Granitz & Benjamin Klein. Monopolization by «Raising Rivals' Costs»: The Standard Oil Case, 39 J. Law & Econ. 1 (1996).

42 Eastern States Retail Lumber Dealers' Assn. v. United States, 234 U. S. 600 (1914).

Бойкоты, в том числе при монопсонии

Бойкоты, в том числе при монопсонии - student2.ru

зонтальной, ограничение покупаемого количества ресурса не принес­ло бы монопсонной прибыли (почему?). Таким образом, монопсония является проблемой только тогда, когда на производство данного исходного ресурса затрачиваются ресурсы, которые менее ценны в других способах использования. Обычно это условие выполняется только в краткосрочном периоде. Как только построен железнодо­рожный путь, его ценность в альтернативных способах использова­ния резко уменьшается, так что монопсонный покупатель железнодо­рожных услуг сможет ограничить цену, которую он платит за эти услуги, уровнем, на котором железнодорожная компания может не возместить свои инвестиции в строительство пути.43 Но железнодо­рожный путь не будет заменен; сталь, труд и другие ресурсы, затра­ченные на его производство, должны переместиться для этого на дру­гие рынки, где соответствующие издержки должны быть полностью возмещены. Угольная шахта является другим хорошим примером ресурса, который не может быть перемещен без огромной потери ценности.44

Если розничные дилеры по продаже пиломатериалов в деле Вос­точных Штатов имели монопсонную власть, почему они не приме­нили ее непосредственно, сократив ниже конкурентных уровней ко-

43 Эти инвестиции можно приблизительно оценить на рис. 10.4, если предположить, что железная дорога не использует других специализирован­ных ресурсов, по треугольной области, ограниченной вертикальной осью, рс и кривой предложения.

44 См. вопрос 5 в конце главы 12. :

Антимонопольное законодательство

I

личество пиломатериалов, которое они покупали у оптовых продав­цов? Возможно, розничным продавцам было легче прийти к согла­шению об «отсечении» конкурирующих оптовых продавцов, чем об оптимальной монопсонной цене пиломатериалов. Другое возможное объяснение заключается в том, что оптовые продавцы были менее эффективны в розничной дистрибуции, чем розничные продавцы, и были привлечены на розничный рынок всего лишь тем фактом, что розничные продавцы назначили картельную цену. Тогда бойкот увеличил бы эффективность картеля, а монопсония не увеличила бы ее. И монопсонное ценообразование было бы эффективно только в краткосрочном периоде.

Наши рекомендации