Методы принятия решения о местоположении предприятия.
Принятие решений – основная часть работы менеджеров любого звена
любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.
Для принятия оптимальных решений необходимо использовать научный
метод. В науке управления научный метод подразумевает наличие определенной структуры процесса принятия решений и использование различных методов и моделей принятия решений.
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих
факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Методы принятия решения о местоположении экономической организации.
Местоположение оказывает существенное влияние на конечные результаты деятельности организации. В бизнес-плане обоснованию местоположения должно быть уделено достаточно внимания.
Объективную основу размещения составляет неоднородность природных и экономических условий. Задача состоит в том, чтобы согласовать требования к размещению данной организации с реально существующими или прогнозируемыми условиями её расположения.
Решение о местоположении сложно принять в случае создания нового предприятия из-за значительной неопределённости исходной информации.
Выбор наиболее эффективного местоположения осуществляется последовательной разработкой альтернативных вариантов размещения организации. Качество местоположения бизнеса определяется соответствием выбранного участка типу землепользования и близостью к экономической среде. Вместе эти две характеристики составляют экономическое местоположение организации.
Главным экономическим критерием при выборе местоположения организации является получение максимальной прибыли. В зависимости от обстоятельств он может быть дополнен другими, например, критерием увеличения объёмов оборота капитала и доли на рынке, неэкономическими критериями стабильного роста организации, сохранения самостоятельности. Основная и дополнительные цели в конечном счёте должны иметь количественное выражение.
Местоположение определяется целой совокупностью факторов: транспортными расходами, обеспеченностью трудовыми ресурсами и ценой труда, условиями землепользования, наличием сырья и материалов, возможностями сферы услуг, расстоянием до рынков сбыта и рыночными ценами, государственной политикой и экологическими условиями, социально-экономической средой бизнеса.
Принятие решения о местоположении экономической организации производится путём оценки альтернативных вариантов размещения и степени достижения поставленных целей на основе выбранных критериев.
Применяются частичные и общие модели. Частичные включают один или два фактора местоположения. Общие объединяют определённую комбинацию одновременно действующих факторов.
Наиболее распространённой частичной моделью принятия решений о местоположении частного бизнеса является модель транспортных издержек Вебера, в которой затраты на перевозку принимаются пропорциональными удалённости предприятия от пунктов заготовок и поставок.
28. Анализ инвестиционной привлекательности отрасли.
Адекватные методы оценки инвестиционной привлекательности региона и отрасли и, в частности, сравнительная оценка их инвестиционной привлекательности сравнению с другими регионами отраслями более чем актуальна для российской экономики.
Для анализа инвестиционной привлекательности субъекта экономики предлагается методика согласования инвестиционного контракта между инвестором и субъектом экономики. В рамках такой методики описаны характеристики, оценивающие инвестиционную привлекательность субъекта экономики. В действительности, такая методика может быть использована для решения более широкого круга задач, в частности, в задаче рационального заимствования субъектом экономики средств одновременно у различных инвесторов, либо в задаче рационального размещения средств инвестором у различных субъектов экономики.
В преодолении кризиса, который переживает российская экономика, важнейшую роль должна, сыграть инвестиционная политика, проводимая в различных секторах экономики. В нынешних условиях, к основным препятствиям для проведения успешной инвестиционной политики относятся отсутствие обоснованных «инвестиционных паспортов» в различных секторах экономики и высокий уровень рисков. Отмеченные сложности актуализируют задачу описания участников инвестиционного процесса, среды, в которой они взаимодействуют, и правила их взаимодействия.
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства, производственной и социальной инфраструктур.
Процесс привлечения инвестиционного капитала представляет собой взаимодействие двух лиц – инвестора и стороны, ведущей инвестиционный проект.
Инвестор – физическое или юридическое лицо, готовое передать капитал в управление с целью его увеличения, либо диверсификации своей деятельности.
Регион – сторона, ведущая инвестиционный проект, желающая привлечь капитал для улучшения показателей своей деятельности.
Под инвестиционной привлекательностью будем понимать совокупность критериев, побуждающих инвестора относиться с предпочтением к вложению капитала в данную отрасль.
Далее возникает вопрос, кто в сегодняшних условиях реально выполняет функцию инвестора? Проблема состоит в том, что раньше эту роль в единственном числе играло государство, которое фактически и являлось инвестором, диктовавшим обществу финансовую политику. Сегодня же, когда инвесторов великое множество, а средства у них крайне ограничены, возникают методологические проблемы с оценкой состояния развития отраслевых комплексов с учётом рыночных индикаторов, характеризующих состояние спроса и предложения на продукцию комплекса.
Но прежде остановимся на тех условиях рынка, которые определяют потенциальный интерес инвесторов к финансовым вложениям в отечественную промышленность.
Проведём классификацию рынков отраслей. Наиболее известной является классификация отраслей промышленности и регионов, разработанная специалистами ЕЭС:
Таблица 1.1. Классификация отраслей по инвестиционной привлекательности в трудах российских экономистов
Классификатор | Характеристика |
1. Нарождающаяся отрасль | Отрасль, где основные продукты и технологии ещё находятся в процессе лабораторных исследований или опытных производств, в связи с чем вложения в отрасль, находящуюся на этой стадии, носят характер повышенного финансового риска и с позиции обычного инвестора являются менее предпочтительными. |
2. Растущая отрасль | К растущим относятся отрасли, где продукция в перспективе будет пользоваться опережающим спросом. |
3. Отрасль стабильного роста | Для стадии стабильного развития отрасли характерна устойчивая работа предприятия и уровень доходности равен среднему в экономике страны. |
4. Увядающая отрасль | Увядающие отрасли – производящие устаревшую продукцию и работающие на устаревшей технологии. |
Рассмотрев различные классификации отраслей по инвестиционной привлекательности, можно выдвинуть тезис о том, что наиболее приближена к российским условиям классификация, в которой все отрасли разбиваются на 5 групп в порядке возрастания инвестиционной привлекательности:
Рис. 1.2. Наиболее приближенная к Российским условиям классификация отраслей по инвестиционной привлекательности
Подробнее опишем каждую из позиций на рисунке 1.2:
1. Кризисная отрасль – отрасль, характеризующаяся резким падением объёмов производства;
2. Депрессивная отрасль – отрасль, которая имеет неясные перспективы развития, находится в состоянии застоя. Темпы развития и доходы в ней близки к нулю;
3. Стабильная отрасль – отрасль, имеет устойчивый и перспективный рост, который должен быть выше среднего по стране;
4. Перспективная отрасль – это, прежде всего отрасль, обладающая потенциалом развития, имеющая инвестиции под чёткие, целенаправленные комплексные программы. Также она характеризуется малым объёмом производства, но в скором будущем может иметь наибольший эффект от вложения денежных средств
5. Отрасль, находящаяся в стадии роста и имеющая в настоящий момент наибольшую рентабельность. Предприятия отрасли работают на полную мощность и не имеют проблем со сбытом своей продукции. В экономике страны, находящейся на стадии кризиса их обычно нет.
Недостатком всех вышеперечисленных классификаций является использование разного набора индикаторов для характеристики устойчивости отраслевых комплексов к кризисным явлениям. Анализ ситуации в отраслевых комплексах на региональном уровне предопределяет необходимость сравнения возможностей отраслей, что вынуждает признать наиболее приемлемой классификацию, в основу которой заложены параметры спада объёмов производства и роста цен. Согласно данной классификации кризисные отрасли характеризует резкое снижение производства при большом росте цен; депрессивные – резкое снижение производства при небольшом росте цен; стабильные – небольшой рост цен и небольшое снижение производства; растущие – увеличение объёмов производства при стабильных или постепенно увеличивающихся ценах; перспективные – малый объём и медленный рост производства и очень дорогая продукция ввиду её новизны.
Использование для анализа ценового фактора обуславливает выделение группы инфляционных отраслей, для которых характерен значительный рост цен при небольшом спаде производства.
Одна из существующих методик предлагает оценивать инвестиционную привлекательность отрасли по различным группам показателей, которые могут быть представлены в виде системы.
Система представляет собой структурированную совокупность различных коэффициентов, значений показателей в натуральном выражении, а также показателей динамики.
Рис. 1.3. Система показателей для сравнительной оценки отраслей промышленности
Промышленность и связь, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт относятся к базовым отраслям экономики. Наиболее важным показателем, характеризующим динамику развития базовых отраслей в целом, является индекс физического объема базовых отраслей, – это индекс физического объема выпуска товаров и услуг базовых отраслей экономики.
Можно предложить следующие показатели объема:
– объем произведенной в отрасли продукции;
– количество производственного персонала отрасли;
– объем прибыли;
– количество предприятий в отрасли и т.д.
Валовые показатели динамики, используемые для анализа инвестиционной привлекательности отрасли:
– абсолютный прирост объема произведенной продукции;
– абсолютный прирост прибыли и т.д.
Финансовые коэффициенты представляют собой:
– коэффициент общей рентабельности;
– удельная выработка на одного рабочего;
– средняя удельная прибыль предприятий отрасли и т.д.
К относительным показателям структуры относятся следующие:
– структура занятости по отраслям промышленности;
– структура прибыли по отраслям промышленности;
– структура выручки по отраслям промышленности.
Индексные показатели включают:
– индекс физического объема производства;
– индекс прибыли;
– индекс рентабельности и т.д.
Вычислив необходимые значения и сравнив их между собой можно сделать выводы об инвестиционной привлекательности той или иной отрасли промышленности.
Отрасли в значительной степени отличаются друг от друга по таким характеристикам, как: размеры рынка, масштабы конкуренции, темпы роста рынка, число фирм-покупателей и их относительные размеры, сложность вхождения в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы технологических изменений, размеры экономии на масштабах производства и эффект кривой опыта, степень стандартизации или дифференциации продукции фирм-конкурентов, доходность.
Уровень конкуренции определяется пятью силами: соперничеством между продавцами внутри отрасли, наличием привлекательных товаров-субститутов, возможностью вхождения в отрасль новых конкурентов, влиянием поставщиков и способностью потребителей диктовать свои условия. Задачей анализа конкуренции в отрасли является оценка каждой силы, определение того, насколько слабо или сильно ее давление и затем продумывание конкурентной стратегии, на которую следует ориентироваться компании с учетом существующих в отрасли «правил» конкуренции и которая направлена на то, чтобы: а) изолировать фирму насколько возможно от воздействия пяти сил конкуренции; б) использовать «правила» конкуренции в отрасли на благо фирмы; в) завоевать конкурентное преимущество.
Условия в отрасли и уровень конкуренции изменятся, поскольку определенные силы находятся в движении и способствуют или прямо приводят к переменам. Наиболее часто встречающимися движущими силами являются изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли, изменения в составе потребителей, внедрение новых продуктов, выход на рынок или уход с него крупных фирм, глобализация, изменение структуры затрат и производительности, переход потребительских предпочтений к стандартным продуктам от дифференцированных, влияние изменений в законодательстве и в политике правительства, изменение общественных ценностей и образа жизни, уменьшение неопределенности и степени риска. Правильный анализ движущих сил и их влияния на ситуацию в отрасли – предпосылка для грамотной разработки стратегии.
Все вышеперечисленное формируют основу для понимания среды, в которой действует предприятие, и создают базу для разработки стратегии его развития, соответствующей общей ситуации и современным отраслевым тенденциям. Следует отметить, что качественный и глубокий анализ привлекательности отрасли служит важным аргументом в переговорах с банками, потенциальными портфельными и стратегическими инвесторами, поскольку владельцам свободных ресурсов необходимо иметь ориентиры для оптимизации своих вложений.
В рамках рассматриваемого анализа используется набор приемов и методических подходов, который позволяет максимально объективно оценить изменяющиеся условия и определить характер и уровень конкурентной борьбы в отрасли. Алгоритм его проведения состоит из двух этапов и включает оценку уровня интенсивности конкуренции и стадии ее развития.
Оценив стадию развития анализируемой отрасли, специалист по стратегическому планированию может воспользоваться базой стандартных характеристик и получить квалифицированные «подсказки». В частности, для зрелой отрасли характерны:
– низкая доходность. Замедляющийся рост, возросшая конкуренция, периодически возникающий избыток производственных мощностей оказывают негативное влияние на размер прибыли;
– падение темпов роста. Оно порождает острую конкуренцию за долю на рынке. Большое распространение приобретает ценовая конкуренция;
– сильное влияние конкуренции на издержки. Ужесточаясь, она вынуждает фирмы сокращать издержки на единицу продукции. Примером может служить использование более дешевых компонентов, ликвидация малоэффективных и дорогостоящих звеньев в цепочке ценностей, увеличение загрузки производственных мощностей, реорганизация внутрифирменного управления;
– усиление международной конкуренции.
При анализе внешней среды большое значение придается прогнозированию изменений конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках и оценке тенденций развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу.
Необходимо также отметить, что каждая отрасль специфична и может оцениваться по разным показателям. Наиболее важными показателями, отражающими динамику развития промышленности, являются:
– индекс промышленного производства, который характеризует совокупные изменения производства всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе промышленного производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции;
– объем промышленного производства в целом по промышленности и ее отдельным отраслям определяется в стоимостном выражении как сумма данных об объеме промышленной продукции, работ и услуг промышленного характера, произведенных юридическими лицами и их обособленными подразделениями независимо от формы собственности.