Термины. Обязательное социальное страхование
Социальные гарантии
Обязательное социальное страхование
Добровольное социальное страхование
Социальное вспомоществование
Социальное страхование
Страховые взносы
Пенсии
Трудовые пенсии
Социальные пенсии
Пособие
Государственные внебюджетные фонды
Индивидуальный коэффициент пенсионера
Вопросы для самопроверки
1. Какую роль играет социальное страхование в системе социальной защиты населения?
2. Каковы основные субъекты и источники финансирования социального страхования в условиях переходной экономики?
3. В чем сходство и различия обязательного и добровольного социального страхования?
4. Каковы важнейшие виды социального страхования?
5. В чем состоят задачи и функции государственных внебюджетных фондов социального страхования?
6. Каковы основные направления реформ социального страхования в России?
Раздел IV ИНФЛЯЦИЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ
Содержание раздела IV
Глава 14. Инфляция и ее влияние на доходы населения
14.1. Виды и последствия инфляции
14.2. Антиинфляционная политика
14.3. Особенности инфляции в России
14.4. Индексация денежных доходов граждан
Глава 15. Налогообложение доходов
15.1. Особенности налогообложения доходов в России
15.2. Важнейшие налоги
15.3. Проблемы реформы налоговой системы
Раздел IV. Инфляция, налогообложение и их влияние на формирование доходов
Глава 14. Инфляция и ее влияние на доходы населения
14.1. Виды и последствия инфляции
Понятие и виды инфляции
Под инфляцией понимается обесценение бумажных денег, вызванное ростом цен. Инфляция классифицируется на различные виды и типы. В рыночной экономике, функционирующей в относительно нормальных условиях, инфляционное обесценение денег связано только с ростом цен; такая инфляция называется открытой. В командно-директивной экономике, или экономике, в которой сильны нерыночные факторы, инфляция принимает подавленный характер. Она связана с тремя параллельными процессами: ростом цен, периодическим возникновением или усилением товарного дефицита и снижением качества товаров и услуг.
Инфляция различается также в зависимости от определяющих ее факторов. Если в ее возникновении и протекании решающую роль играют денежные факторы, увеличивающие платежеспособный спрос выше товарного предложения (при данном уровне цен), то она называется инфляцией спроса. Если же основными являются неденежные факторы — со стороны производства и рыночных условий, то возникает инфляция издержек. Среди таких факторов выделяются: усиление давления на цены тех или иных издержек производства, повышение которых превышает средний рост цен; сильные монополистические элементы в рыночной структуре экономики, приводящие к монополистической практике повышения цен; дефицит определенных товаров и ресурсов; удорожание импорта в результате роста цен на мировом рынке или девальвации (обесценения) национальной валюты (так называемая импортируемая инфляция) и пр. Факторы инфляции спроса и инфляции издержек часто действуют одновременно, что значительно затрудняет проведение успешной антиинфляционной политики.
Инфляцию можно классифицировать и с учетом масштаба роста цен. Выделяют ползучую инфляцию, при которой среднегодовое повышение цен составляет до 5—10%; галопирующую — соответственно от 10 до 50—100% и гиперинфляцию — более 50—100% в год. В рамках последней выделяется супергиперинфляция, или суперинфляция, при которой цены возрастают на 50% и более в месяц; при среднемесячном приросте цен 50% - в год более чем в 130 раз.
Современный рекорд — 330-кратное повышение цен в Никарагуа в 1988 г. Но в истории были случаи и более высокого роста цен. Например, в Германии в последний год инфляции после Первой мировой войны (1923) в отдельные месяцы рост цен составлял 100 раз и более. При проведении конфискационной денежной реформы в конце 1923 г. одна новая марка обменивалась на 1 трлн старых марок.
Отрицательные последствия инфляции
Инфляция, по своим масштабам превышающая ползучую, отрицательно действует на экономику. Причем с возрастанием инфляции усиливается и ее отрицательный эффект. Воздействие инфляции на экономическое развитие принимает подчас разрушительный характер.
Отрицательное влияние инфляции сказывается по многим направлениям. Прежде всего высокая инфляция подрывает покупательную способность национальной валюты. Обесценившаяся национальная валюта перестает полноценно (а то и полностью) выполнять решающие функции денег.
Уже на уровне галопирующей инфляции в значительной мере сводится на нет такая функция национальных денег, как средство накопления. Предприниматели и население начинают преимущественно использовать в качестве средства накопления не национальную валюту, а иные средства — золото и другие ценности, а в открытой экономике — твердую валюту, прежде всего доллар, выполняющий роль международной валюты, что, по сути, означает развертывание процесса долларизации экономики. В условиях гиперинфляции и особенно супергиперинфляции национальная валюта перестает выполнять и такие функции, как мера стоимости и средство обращения. Вся денежная система приходит в полное расстройство, что вызывает нарушение экономической деятельности вплоть до спада производства. Возникает так называемый стагфляционный кризис, сочетающий процессы сокращения производства и инфляционного роста цен.
Отрицательное воздействие инфляции проявляется также внеравномерном росте цен. Многократное вздорожание, превышающее средний рост цен, каких-либо товаров и услуг, имеющих важное экономическое или социальное значение, ставит барьеры экономическому росту подверженных высокой инфляции стран.
Товары, завоевавшие из-за своих качественных характеристик, распространенности и относительной дешевизны, заметные ниши экономического пространства, в результате резкого абсолютного и относительного удорожания ставят под угрозу перспективы развития важнейших отраслей и сфер национальной экономики.
Рассмотрим для примера ситуацию с энергоресурсами. До 1970-х гг. важнейшие энергоресурсы, особенно нефть и нефтепродукты, отличались относительной дешевизной. Рыночная экономика всех стран развивалась на основе все расширяющегося их использования в производстве и в личном потреблении. В результате энергетического кризиса 1970-х гг. мировые цены на нефть за 10 лет—с 1971 по 1980 г. — возросли в 20 раз, что поставило рыночную экономику многих стран в тяжелейшее положение. Энергетический кризис был преодолен только посредством снижения темпов экономического роста, особенно в энергоемких отраслях и сферах деятельности, массового внедрения в производство ресурсо- и энергосберегающей техники и технологии и эксплуатации ряда новых крупных месторождений нефти.
Инфляционный рост цен ставит под угрозу доходы, формирующиеся в рыночной экономике, вызывая нередко заметное снижение реальной заработной платы. Именно поэтому периоды высокой инфляции становятся одновременно периодами усиления социально-политической напряженности и нестабильности.
14.2. Антиинфляционная политика
Ортодоксальная и гетеродоксная программы
Отрицательные последствия инфляции потребовали выработки государственных мер по борьбе с ней или хотя бы приспособления к ней. В настоящее время сформированы две основные антиинфляционные программы (или, как их чаще называют, программы финансовой стабилизации): ортодоксальная и гетеродоксная (с возможностью формирования и смешанных программ).
Ортодоксальная программа финансовой стабилизации опирается на теоретические и практические рекомендации экономистов-монетаристов. Эта программа исходит из признания господствующей роли в развертывании инфляции денежных факторов (т. е. инфляции спроса); соответственно рекомендуемые ею антиинфляционные меры направлены на ограничение платежеспособного спроса и денежного обращения.
На основе усиления рыночных факторов ортодоксальная программа предусматривает такие меры против инфляционного спроса, как уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета, повышение налогов, жесткоограничительная кредитно-денежная политика с поддержанием высоких процентных ставок. В случае чрезмерного увеличения платежеспособного спроса в рамках ортодоксальной программы возможно проведение конфискационной денежной реформы.
Одновременно эта программа предусматривает максимально возможное включение рыночных регуляторов (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты; максимальная либерализация условий деятельности предприятий и компаний на внутреннем и внешнем рынках), уменьшение государственной собственности на основе приватизации; максимальное свертывание хозяйственной активности государства. Необходимо лишь стремиться к сбалансированию бюджета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства, обычно в пределах нескольких процентов прироста.
Гетеродоксная программа финансовой стабилизации опирается на теоретические и практические рекомендации немонетаристских теорий (кейнсианства, теории «экономики предложения», теории «структурной инфляции» и др.). Эта программа исходит из параллельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек и предусматривает активное регулирующее воздействие государства. К основным мерам этой программы, направленным на преодоление высокой инфляции, относятся временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы (так называемая политика доходов), либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства; его стимулирование путем значительного снижения налогов; участие государства в формировании рыночной инфраструктуры, в благоприятных структурных сдвигах в экономике, в поддержании жизненно важных отраслей и производств; государственное регулирование внешнеэкономической и валютной сферы и т.п.
Практический опыт антиинфляционной политики в странах с рыночной экономикой показывает, что, как правило, почти во всех из них удачные результаты при применении подобной политики достигались на основе смешанных программ, т.е. программ, характеризующихся различным сочетанием ортодоксальных и гетеродоксных мер.
Меры приспособления к инфляции
Особой мерой приспособления к высокой инфляции служит прежде всего индексация заработной платы и других основных доходов населения, т.е. увеличение последних в связи с ростом цен. Индексация может быть полной, т.е. примерно соответствовать росту цен, и частичной, т.е. отставать от роста цен и тем самым не ликвидировать полностью вызываемое инфляцией снижение реальной заработной платы и других доходов (см. п. 14.4).
Международная практика знает и другие меры приспособления к инфляции, чаще всего используемые в развивающихся странах: поддержание государством искусственно заниженных цен на определенный, обычно относительно узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для тех же слоев; другие формы благотворительной помощи.
Мировой опыт свидетельствует, что при достаточно широком проведении подобных мер они приводят к заметному смягчению отрицательных социальных последствий высокой инфляции и хотя бы частично ограничивают возможность усиления социально-политической напряженности в обществе.
14.3. Особенности инфляции в России
Реализация ортодоксально-монетаристской программы
Высокая инфляция в России возникла при реализации ортодоксально-монетаристской программы финансовой стабилизации, предложенной МВФ. Эта программа, известная также под названием шоковой терапии, с 1992 г. последовательно и жестко применяется в России для перехода от командно-директивной экономики к рыночному ее типу. Основными элементами программы были либерализация цен товаров и услуг; беспрецедентная по своим масштабам и краткосрочности приватизация, распространившаяся примерно на 3/4 государственной собственности; либерализация внешнеэкономической деятельности, включая широкое использование плавающего курса рубля по отношению к доллару и другой твердой валюте; жесткая борьба с высокой инфляцией, возникшей в результате подобной политики.
Правомерность столь долгосрочного использования в государственной экономической политике России мер ортодоксально-монетаристской программы отстаивается ее сторонниками на основе монетаристской теории, включая ее отношение к инфляции и мерам борьбы с ней. По мнению сторонников этой позиции, использование таких мер уже привело к значительному замедлению инфляции в стране.
Подобные утверждения как будто оправдывались, хотя и с серьезными оговорками, до августа 1998 г. Так, по официальным данным, потребительские цены в России увеличились в 1992 г. в 27 раз, в 1993 г. — примерно в 10 раз, в 1994 г. — в 3,2 раза, в 1995 г. — в 2,4 раза, в 1996 г. — в 1,22 раза, в 1997 г. — в 1,11 раз. Следовательно, в экономике России в течение 1992-1995 гг. господствовала гиперинфляция (хотя и снижающаяся); в 1996 и 1997 гг. инфляция упала до уровня умеренно галопирующей.
Сторонники монетаристского подхода считают, что преодоление высокой инфляции должно автоматически создать благоприятную основу для экономического возрождения России: неминуемо произойдет оживление, подъем производства и всей экономической деятельности в стране. В качестве решающих факторов подобных радужных перспектив назывались обязательное с точки зрения монетаристов стихийное саморегулирующееся воздействие сформировавшихся рыночных сил и усиление притока в страну иностранных инвесторов, прежде всего частных.
Причины неудач антиинфляционной политики
Действительность не подтвердила надежд на оживление производства и приток инвесторов; преодоление высокой инфляции в России даже до августа 1998 г. носило крайне неустойчивый и сомнительный характер. Это связано с рядом причин.
Борьба в России с высокой инфляцией преимущественно велась монетаристскими методами, хотя даже в странах с развитой рыночной экономикой подобная борьба для своего успеха требовала использования серьезных гетеродоксных мер. В России же при отсутствии нормальной рыночной экономики гетеродоксные меры чаще всего игнорировались, обычно под предлогом, что их применение якобы означает возвращение к методам командно-директивной экономики.
Единственное исключение — использование примерно в течение трех лет (1995—1998) ограничений на дальнейшее снижение курса обмена рубля на доллар. Это, конечно, имело антиинфляционное влияние, но оказывало и достаточно противоречивое воздействие на экономическое положение в России, особенно в экспортных отраслях. Кроме того, с начала 1999 г. предлагались и отчасти использовались некоторые меры налогового стимулирования производства.
Монетаристские меры в антиинфляционной политике, проводимой в России, оказались малоэффективными прежде всего из-за господства в российской инфляции факторов инфляции издержек, в том числе мощного давления быстрорастущих цен на энергетические и другие сырьевые ресурсы, а также транспортных тарифов, столь важных для сохранения единого хозяйственного пространства в огромной России (не говоря уже о разрыве прежних хозяйственных связей, вызванном распадом СССР и усилением раздробленности в самой России). Эти факторы инфляции издержек сыграли огромную негативную роль в подрыве основ экономической деятельности в стране и сокращении ее производственного потенциала.
В условиях России оказались крайне тяжелыми последствия монетаристской борьбы с инфляцией, прежде всего спад производства и экономической деятельности. Он составил более половины валового национального продукта и промышленного производства и свыше 80% инвестиций, что несовместимо с нормальным функционированием производственного аппарата в перспективе. Подобный спад производства превзошел уровень глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. на Западе.
В России массовый характер приняли неплатежи всех видов, в том числе и долгосрочные задержки в выплате заработной платы и пенсий. Очевидно, что в случае ликвидации неплатежей (хотя бы заработной платы и пенсий) рост цен может оказаться гораздо выше.
Огромный спад производства в России вызывался и вызывается монетаристскими ограничениями двояким образом. С одной стороны, обусловливаемое монетаристскими ограничениями падение реальных доходов и покупательной способности широких слоев населения крайне отрицательно сказалось на производстве, особенно потребительских товаров. С другой стороны, необходимо учитывать специфическое взаимодействие монетаристских ограничений с факторами инфляции издержек.
Инфляция спроса и инфляция издержек имеют в своей основе нарушение денежного обращения, однако их механизм различен. В инфляции спроса денежная масса выступает и как основа, и как главная причина роста цен. Поэтому антиинфляционные меры монетаристского характера, ведущие к сокращению платежеспособного спроса и денежной массы, действуют против подобной инфляции весьма эффективно. Но в инфляции издержек деньги, являясь ее основой, выступают в иной, пассивной роли; в инфляции этого типа первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыночные факторы.
Вызванное этими неденежными факторами повышение цен требует подтягивания денежной массы (с учетом скорости ее обращения) к возросшему уровню цен. В условиях рыночной экономики с развитой и гибкой кредитно-денежной сферой такое подтягивание происходит автоматически. При его отсутствии возникает острая нехватка платежных средств, и результатом инфляции издержек становится не рост цен, а либо кризисное сокращение производства, либо меры компенсации нехватки национальных платежных средств (вовлечение в национальный оборот твердой валюты других стран, прежде всего доллара, появление суррогатных квазиденег; развитие бартера и массовых взаимных неплатежей и др.), либо то и другое. Иначе говоря, снижение инфляции в России за 1992 г. — первую половину 1998 г. произошло в значительной степени за счет падения производства, что при прочих социально-экономических отрицательных явлениях сделало крайне непрочным и само замедление инфляции.
Резкое падение производства привело к заметному сокращению поступлений налогов в госбюджет и обусловило (наряду с малыми доходами от неэффективно проведенной приватизации) резкое сокращение его объема (по оценке в постоянной покупательной способности рубля). Это и было глубинной причиной нарастающей к 1998 г. финансовой дестабилизации, несмотря на видимые успехи в борьбе с высокой инфляцией.
Единственным надежным путем предотвращения этой дестабилизации могло бы стать расширение налоговой базы на основе оживления и подъема реального сектора производства, в том числе в случае необходимости и с помощью действенных мер государственного регулирования. К сожалению, государство не пошло по этому пути и выбрало в качестве решающего источника пополнения доходов госбюджета расширенный выпуск и продажу внутренним и внешним заемщикам государственных краткосрочных обязательств (ГКО).
Пирамида ГКО, с одной стороны, из-за крайне высокой доходности привлекла внутренних и внешних заемщиков, но, с другой стороны, способствовала уменьшению и без того небольших инвестиций в гораздо менее доходный сектор реального производства (тем самым усугубив экономическую и финансовую дестабилизацию). К тому же обслуживание пирамиды ГКО требовало все возрастающих государственных расходов, которые, превысив к середине 1998 г. объем налоговых поступлений в наличных деньгах, оказались для государства неподъемными. Это и привело 17 августа 1998 г. к краху пирамиды, который, в свою очередь, вызвал развал ряда других экономических структур и инструментов. К последствиям кризиса относятся возвращение к плавающему курсу обмена рубля на доллар и другую твердую валюту и вызванная этим огромная девальвация (обесценение) рубля.
В России вновь усилилась инфляция. В целом за 1998 г. потребительские цены, по официальным данным, возросли в 1,84 раза. В результате оказались сведенными на нет все усилия и жертвы в предшествующей борьбе с инфляцией, более того, возникла опасность еще большего ее усиления.
14.4. Индексация денежных доходов граждан
Правовые основы индексации
В связи с негативными тенденциями в формировании реальной заработной платы и других доходов населения в современных российских условиях весьма остро ощущается необходимость их индексации (см. гл. 11).
Правовые основы и механизмы ее осуществления определены еще в 1992 г. Законом Российской Федерации «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» и статьей 811 КЗоТ РФ. Однако в полной мере механизмы, предусмотренные этими нормативными актами, в практике хозяйствования не задействованы.
Между тем мировой опыт свидетельствует, что индексация как устанавливаемый государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен позволяет поддерживать покупательную способность денежных доходов и сбережений. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий др.). Такого рода меры периодически осуществляются, но, поскольку темпы повышения государственных гарантий отстают от роста цен, они не достигают своих целей.
В соответствии с законом об индексации денежных доходов ей подлежат:
• оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги;
• государственные пенсии, стипендии, социальные пособия (семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и другие), кроме единовременных;
• вклады граждан в Сберегательном банке;
• государственные займы и иные государственные ценные бумаги, взносы в организации государственного страхования.
Для индексации денежных доходов и сбережений должен использоваться индекс потребительских цен на товары, а также платные услуги. Законом определено, что он рассчитывается нарастающим итогом ежеквартально с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдений за изменением розничных цен в государственной, кооперативной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося потребления за предыдущий год по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг (без товаров и услуг необязательного пользования).
Наблюдение за изменением потребительских цен призвана осуществлять специальная государственная служба, действующая в составе региональных и местных статистических органов Информация об индексе потребительских цен ежеквартально публикуется в официальных изданиях государственной статистики и периодической печати.
Порог индексации
Законом «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (от 25 сентября 1992 г.) установлен порог индексации — индекс потребительских цен, с которого должна начисляться индексация денежных доходов и сбережений. Он установлен в размере 6%.
Денежные доходы граждан в виде оплаты труда, государственных пенсий, стипендий, социальных пособий подлежат индексации в следующем порядке (ст. 5 названного Закона):
• первая часть дохода, равная полуторной величине минимальной месячной заработной платы, установленной законом, — на индекс потребительских цен;
• вторая последующая часть дохода, равная полуторной величине минимальной заработной платы, — на 50% индекса потребительских цен.
Для лиц, проживающих в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащий индексации, определяется с учетом этих коэффициентов.
Законом установлено правило, согласно которому сбережения граждан в сберегательном банке России индексируются путем изменения процентных ставок по вкладам.
Источники средств для индексации
В качестве источников средств для индексации, согласно Указу Президента РФ от 12 декабря 1993 г. № 2288, выступают:
• оплаты труда работников бюджетных организаций (учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и др.), социальных пенсий и пособий — ассигнования из соответствующих бюджетов;
• оплаты работников предприятий, реализующих продукцию (услуги) по государственным фиксированным ценам и тарифам, при недостатке средств на оплату по независящим от них причинам — бюджетные средства в порядке, определяемом правительством;
• оплаты труда работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на произведенные товары и услуги, общественных организаций (объединений) и их представителей — собственные средства этих предприятий и организаций;
• государственных пенсий — средства Пенсионного фонда РФ, в том числе средства, передаваемые в этот фонд из федерального бюджета для выплаты пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также приравненным к ним в этом отношении категориям граждан и их семьям;
• социальных пособий, выплачиваемых из Фонда социального страхования РФ, — средства этого фонда;
• пособий по безработице — средства Государственного фонда занятости РФ;
• государственных стипендий — ассигнования из соответствующих бюджетов;
• сбережений граждан в Сберегательном банке — доходы банка;
• доходов по государственным ценным бумагам и государственным займам — ассигнования из федерального бюджета.
На практике, как уже отмечалось, меры, установленные законодательством об индексации доходов граждан, в полной мере не осуществляются. Существенное отставание темпов роста доходов от роста потребительских цен на товары и тарифов на услуги влечет за собой падение реальных доходов населения. С особой остротой эти проблемы возникли в результате отказа государства от выплат по внутреннему и внешнему долгу и фактической девальвации валюты Российской Федерации в августе 1998 г.
Государственная Дума Федерального Собрания РФ постановлением от 11 сентября 1998 г. дала поручение комитетам по делам общественных объединений, по труду и социальной политике, по бюджету, налогам и финансам организовать подготовку проекта федерального закона об индексации денежных доходов и гарантий сохранности сбережений граждан Российской Федерации. Однако этот закон еще не принят.
Выводы
1. Высокая инфляция, превышающая 10% прироста цен в год, привносит в экономическое развитие любой страны серьезные негативные моменты, все более остро проявляющиеся по мере возрастания масштабов инфляции (вплоть до возникновения разрушительного стагфляционного кризиса, т.е. кризиса, характеризующегося параллельным спадом производства и устойчивым обесценением денег).
2. Отрицательное влияние роста цен на товары и тарифов на услуги проявляется прежде всего в падении реальной заработной платы и других денежных доходов населения.
3. Антиинфляционная политика проводилась в последние годы в России преимущественно монетаристскими методами, хотя мировая практика свидетельствует, что подобные подходы не дают ожидаемых и необратимых результатов.
4. Опыт стран с развитой рыночной экономикой после Второй мировой войны показал, что успехов в борьбе с инфляцией можно добиться только на основе оживления реального сектора экономики и повышения экономической активности. Это позволяет увеличивать инвестиции в развитие отраслей материального производства и социальной сферы, обеспечить рост поступлений в бюджет, получить экономический эффект от повышения платежеспособного спроса.
5. Негативные тенденции в формировании реальной заработной платы и других доходов определяют острую необходимость более последовательного осуществления мер по индексации денежных выплат гражданам, опираясь на правовые основы, предусмотренные соответствующим Законом РСФСР еще в 1992 г.