Школьный этап 2016-2017 уч. год
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
Школьный этап 2016-2017 уч. год
Класс
1. Определи, о каком понятии идет речь, запиши это понятие:
Оно может обозначать объединение людей по интересам, по происхождению, конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны — это ____________ .
2. Запиши название норм, о которых идет речь в приведенных примерах:
— Поддержка друга.
— Уважительное отношение к старшим.
— Помощь родителям.
— Справедливое отношение к людям.
Эти нормы называются ______________________ .
Сформулируй золотое правило морали.
____________________________________________________________________
4. Основной Закон Российской Федерации называется _________________________________________
5. Вставив пропущенные слова (вместе, природа, человек, общество), вы восстановите высказывания современного бразильского писателя и русского литературного критика.
Человек тогда (а)_____________________________, когда он со всеми (б)_________________.
(Ж.Амаду)
Создаёт человека (в)___________________________, но развивает и образует его (г)____________________________________________.
(В.Г. Белинский)
6. Прочитайте известные высказывания. Определите, какая тема их объединяет.
•Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
•Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.
•Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить.
•Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.
•Если не умеешь говорить, то научись слушать.
•Когда говоришь, что думаешь - думай, что говоришь.
•Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить.
А) познание В) общение Б) труд Г) игра
7. Прочитайте отрывок из «Сказки о потерянном времени» Е.Шварца. Определите пропущенное в тексте слово.
«Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет _________, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом, и давай ловить ребят, теряющих __________ понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами того не заметили: ведь человек, напрасно теряющий ___________, не замечает, как стареет. А ___________, потерянное ребятами, - забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками».
А) время Б) золото В) богатство Г)достоинство.
Вопрос 8
Укажи, какие пословицы прославляют труд:
А) Долог день до вечера, коли делать нечего.
Б) Иного хлебом не корми, только с печи не гони.
В) Хорошо бы пахать, да руки не марать.
Г) Есть терпенье, будет и уменье.
9. Определи последовательность действий производителя:
А. Приобретение необходимых материалов, сырья.
Б. Производство продукции.
В. Разработка образца (модели) продукции.
Г. Продажа продукции
Расположи буквы в правильной последовательности
10. «Да» или «нет»
А – Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех.
Б – Мораль осталась только в баснях и сказках, а в повседневной жизни она не нужна.
В – Социальная философия изучает развитие общества
Г – Хозяйство – не мужское дело, пусть девчонки этим занимаются.
Д – Каждый должен иметь возможность учиться, заботиться о здоровье, иметь безопасные условия труда и жизни.
Е - Счастлив тот, кто приносит счастье людям
Ж - Беспокойство и тревога за себя – смысл жизни человека
11. Выбери из данного списка ветви государственной власти:
А) законодательная
Б) правительственная
В) исполнительная
Г) депутатская
Д) судебная
12. Производство необходимых для людей товаров и услуг, их распределение, предприятия и т.д. составляют________________ сферу.
________________ сфера призвана оказывать помощь пенсионерам, безработным, многодетным, малообеспеченным, инвалидам.
13. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение полученных слов:
Ц _ Н _ О _Т И
М_Р_ ЛЬ
14.Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:
А) Группой
Б) Коллективом
В) Семьей
Г) Командой
15. К наукам, изучающим общество, относятся:
А) анатомия
Б) экономика
В) физика
Г) математика
16. Что из перечисленного ниже следует, на ваш взгляд, отнести к общественным явлениям?
1) солнечное затмение; 2) возделывание крестьянином пашни; 3) уничтожение тайфуном прибрежных поселений; 4) кулинарная обработка пищи перед ее употреблением; 5) извержение вулкана; 6) распределение добычи после удачной охоты
А) 1, 2, 4
Б) 2, 4, 6
В) 1, 3, 5
Г) 1, 4, 5, 6
17. Установи соответствие между понятием и определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца
1) демократия а) единовластный правитель страны
2) власть б) всеобщее признание, заслуженное уважение
3) монарх в) организация, осуществляющая власть в стране
4) авторитет г) возможность влиять на деятельность и поведение людей
5) государство д) власть, при которой народ имеет право участвовать в решении важных государственных вопросов
Заполните пропуски.
А) Государственным языком на территории нашей страны является ___________ язык, а денежной единицей -_____________________________ .
Б) ___________ это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, включающая в себя особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.
В) Доходы и расходы семьи за определенный прмежуток времени составляют __________________ ___________ .
19. Человек безжалостный, нарушающий право другого человека на жизнь и здоровье - это человек:
А) бесчеловечный
Б) гуманный
В) общественный
Г) грубый
20. Верны ли следующие высказывания о смысле жизни человека:
1) Счастлив тот, кто приносит счастье людям
2) беспокойство и тревога за себя- смысл жизни человека
А) верно 1
Б) верно только 2
В) верно 1и 2
Г) оба ответа неверны
Ответы. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
Школьный этап 2016-2017 уч. год
Класс
1. ОБЩЕСТВО -1 балл
2. Моральные нормы – 1 балл
3. Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. – 2 балла (если смысл верный)
4. Конституция -1 балл
5. А – человек
Б – вместе
В – природа
Г – общество
2 балла (если все верно, если 1 ошибка - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)
6. В – 1 балл
7. А – 1 балл
8. А, Г – 2 балла
(за каждый верный 1 балл)
9. А-В-Б-Г - 2 балла – (если все верно, если 1 ошибка - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 балло
10. Да - 1 балл
Нет – 1 балл
Да – 1 балл
Нет - 1 балл
Да – 1 балл
Да - 1 балл
Нет - 1 балл
7 баллов (за каждый верный 1 балл)
11. А, В, Д - 2 балла
(если все верно, если 1 ошибка - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)
12. Экономическую,социальная -2 балла (за каждый верный 1 балл)
13. Ценности, мораль-4 балла ( по1 баллу – если правильно вставлены буквы, по 1 баллу – если дано верное по смыслу определение)
14. В – 1 балл
15. Б – 1 балл
16. Б – 1 балл
17. 1д, 2г, 3а, 4б, 5в - 2 балла
(если все верно, если 1 ошибка - 1 балл, если 2 ошибки или более – 0 баллов)
18. Русский, рубль. Этикет. Семейный бюджет-4 балла (за каждый верный 1 балл)
19. А – 1 балл
20. А – 1 балл
Итого: 39 баллов