Задачи производственной логистики
К общим задачам (функциям) производственной логистики относятся:
1) планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в ГП и заказов потребителей;
2) разработка планов-графиков производственных заданий цехам и др. производственным подразделениям;
3)разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
4)установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
5)оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
6)контроль за количеством и качеством ГП;
7)участие в разработке и реализации производственных нововведений;
8)контроль за себестоимостью производства ГП.
Два Варианта схем и описаний. Кому какая понятнее будет
Существует два варианта управления материальными потоками.
1. Толкающая система (push system), т. е. предметы труда, поступающие на производственный участок, которые у технологического звена не заказываются (рис.1).
Этот вариант предполагает, что изготовление изделий начинается на одном конце производственной линии, проходит через последовательный ряд технологических операций и заканчивается обработкой на другом конце производственной цепочки. Материальный поток выдается получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. При этом по завершении обработки на одном участке изделие передается на следующий независимо от того, готов ли этот участок принять изделие на обработку или нет. Каждый участок имеет производственный план. Однако создать жесткий технологический процесс, все параметры которого были бы наперед точно рассчитаны, невозможно, поэтому на предприятиях всегда должен быть определенный производственный запас, который играет роль буфера и увеличивает гибкость системы. Толкающие системы известны под названием «система MRP». Названные выше системы в значительной степени характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с широким использованием ЭВМ, что позволило повысить гибкость этой системы.
Рис.1. Система с выталкиванием изделия, запущенного в производство
2. Тянущая система (pull system), при которой предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости. Она способствует сокращению производственных запасов при одновременном увеличении гибкости производства (рис. .2).
Рис. 2. Система с вытягиванием изделия, запущенного в производство
Эта система предполагает получение изделий с предыдущего участка по мере необходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. На промышленных предприятиях план имеет только линия окончательной сборки, и отсюда информация о необходимости производить нужные детали поступает на предыдущие участки посредством специальных карточек. План на участках формируется каждый день, что и обеспечивает гибкость системы.
К логистическим системам с вытягиванием относят систему «Канбан». В этой системе выделяют два вида карточек:
1.карточки отбора;
2.карточки производственного заказа.
В карточке отбора указывают число деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки.
В карточке производственного заказа указано число деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем участке.
В месте складирования детали погружают в автопогрузчик в количестве, указанном в карточках отбора. При этом с ящиков снимают прикрепленные к ним карточки заказа, которые информируют о заказе на изготовление новых деталей в строго определенном количестве. План на участках формируют каждый день. Это обеспечивает гибкость системы. Какое-либо перемещение изделий без карточек недопустимо. Обычно система «Канбан» сочетается с системой контроля качества. Эта система не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок и высокую ответственность персонала, что и ограничивает ее внедрение в различных странах.
Тянущие и толкающие системы
Толкающая система– это такая организация движения МП, при которой МР подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким графиком. МР «выталкиваются» с одного звена ЛС на другое (рис. 6.1). Каждой операции общим расписанием устанавливается время, к которому она должна быть завершена. Полученный продукт «проталкивается» дальше и становится запасом незавершенного производства на входе следующей операции. То есть такой способ организации движения МП игнорирует то, что в настоящее время делает следующая операция: занята выполнением совсем другой задачи или ожидает поступления продукта для обработки. В результате появляются задержки в работе и рост запасов незавершенного производства.
Рис. 1. Схема толкающей системы
Тянущая система –это такая организация движения МП, при которой МР подаются («вытягиваются») на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график движения МП отсутствует. Размещение заказов на пополнение запасов МР или ГП происходит, когда их количество достигает критического уровня (рис.2.). Тянущая система основана на «вытягивании» продукта последующей операцией с предыдущей операции в тот момент времени, когда последующая операция готова к данной работе. То есть когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал-требование на предыдущую операцию. И предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу дальше только тогда, когда получает на это запрос.
Рис.2 Схема тянущей системы
3. Роль государства в создании и функционировании инновационной экономики.
Государственное регулирование экономики решает различные задачи, выступающие на передний план в тот или иной период. Одной из важнейших задач ГРЭ является решение проблемы отставания технологической базы производства и формирования новых технологических укладов хозяйства, необходимых для обеспечения процессов модернизации экономики в нашей стране и ее регионах. Решается данная проблема путем разработки инновационной политики и эффективных механизмов государственного регулирования инновационной деятельности.
Государственное регулирование инновационной деятельности
Виды регулирования | Способы регулирования |
Организационное регулирование инновационной деятельности | - развитие инновационной инфраструктуры, - обеспечение приоритета инновационной деятельности, - моральное поощрение авторов инноваций, - содействие модернизации, - развитие интеграционных процессов, - развитие международных связей |
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности | - развитие предложения инноваций, - расширение спроса на инновации, - содействие конкуренции в инновационной сфере, - развитие предпринимательства, - обеспечение занятости в инновационной сфере, - развитие лизинга наукоемкой продукции - инвестиции в инновации, повышение их эффективности, - создание благоприятного инвестиционного климата |
- охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности, -охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями, - защита промышленной, интеллектуальной собственности, - развитие договорных отношений |
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности – организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Государство создает организационные, экономические и правовые факторы и условия для инновационной деятельности.
Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:
1)развитие рыночных отношений,
2)проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
3)создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
4)обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
5)расширение спроса на инновации,
6)предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
7)содействие модернизации техники,
8)развитие лизинга наукоемкой продукции,
9)активизация предпринимательства,
10) пресечение недобросовестной конкуренции,
11) поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
12) развитие экспортного потенциала страны,
13)развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
14)внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы
Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
1)государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
2)содействие развитию инновационной инфраструктуры,
3)кадровая поддержка инновационной деятельности,
4)содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
5)моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
6)информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т. п.);
7)содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
8)защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.
Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
1)проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
2)направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
3)выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
4)создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
5)предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
6)снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.
Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
1)установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
2)гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования – правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.
Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно: договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров на выполнение проектных и изыскательских работ, договоров строительного подряда, договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности, договоров страхования инновационных рисков, договоров (контрактов) с инвесторами, и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.
Механизм регулирования инновационного развития экономикиявляется производной категорией по отношению к управлению в целом как социальному явлению и служит средством выражения его существования. Сущность механизма регулирования инноваций представляет собой отношения между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами по поводу инновационной деятельности.
Содержание механизма регулирования инноваций заключается в совокупности мер целенаправленного управляющего воздействия по созданию благоприятных условий для инновационной деятельности, максимально мобилизующих инновационные возможности на данном этапе развития.
Механизм регулирования инновацийвключает в себя: объект, субъект, цели, функции, методы, инструменты регулирования
Объектами регулирования являются:
- субъекты инновационной деятельности и отношения между ними;
- источники инноваций и их пропорции;
- воспроизводственная структура и направления инвестиций.
Полномочия по регулированию инвестиций реализуют субъекты разного уровня:
- международные организации (МБРР, ОЭСР);
- интеграционные межгосударственные формирования (ЕС, СНГ и т. д.);
- органы государственной власти и управления;
- региональные органы власти и управления;
- органы местного самоуправления.
Основными задачами государства являются:
1)определение приоритетов инновационного развития в условиях ограниченности ресурсов;
2)выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей взаимные интересы науки, промышленности, инвесторов;
3)государственная поддержка (в виде прямого бюджетного финансирования) крупномасштабных исследований и дальнейшего внедрения полученных результатов в производство;
4)обеспечение условий, необходимых для эффективного, «цивилизованного» функционирования инновационного рынка
В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к след. моментам:
1)государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
2)в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
3)государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
4)фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
5)государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.