Анализ динамики и структуры сбыта продукции в разрезе ассортимента
Наиболее значимым для сбыта продукции КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» является национальный рынок – рынок Республики Беларусь. Именно на этом рынке наблюдается рост объёмов сбыта.
Данные об объёме производства за 2008-2009 гг. представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Объём и структура сбыта продукции по основным товарным группам.
Показатели | 2008г. | 2009 г. | Оклонение | Темп изменения,% | ||
тонн | % | тонн | % | |||
1.Реализовано продукции всего | 10323,3 | 10804,6 | 481,3 | 104,7 | ||
в т.ч. 1.1 Сухие завтраки | 43,5 | 43,5 | 104,6 | |||
1.2Кондитерские изделия | 5830,3 | 56,5 | 6106,6 | 56,5 | 276,3 | 104,7 |
Источник: собственная разработка на основе данных предпиятия.
Исходя из анализа объёма сбыта продукции КУПП ВКК «Витьба» , можно сделать вывод о том, что в целом по организации в 2009 г. объём сбыта увеличился на 481,3 тонны, что составило 104,7 % по отношению к 2008 году. В том числе, по сухим завтракам, составляющим 43,5 % (как в 2008 г., так и в 2009 г.) в общем объёме реализации, сбыт увеличился на 205 т. А по кондитерским изделиям, составляющим 56,5 % (кА в 2008 г., так и в 2009 г.), реализация увеличилась на 276,3 тонны. Темп изменения сбыта в 2009 г. по сравнению с 2009 г. составил 104,6 5 и 104,7 % для сухих завтраков и кондитерских изделий соответственно.
Данные для анализа объёма производства и реализации продукции представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Сравнительный анализ производства и реализации продукции КУПП ВКК «Витьба» в 2008-2009 гг. В тоннах
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение | Темп изменения,% |
1.Объём производства: 1.1 сухие завтраки | 109,0 | |||
1.2 кондитерские изделия | 109,4 | |||
2.Объём реализации: 2.1 сухие завтраки | 104,6 | |||
2.2 кондитерские изделия | 5830,3 | 6106,6 | 276,3 | 104,7 |
3.Остатки готовой продукции: 3.1 сухие завтраки | 196,3 | 217,6 | 21,3 | 110,8 |
3.2 кондитерские изделия | 173,3 | 214,7 | 41,4 | 123,8 |
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Исследование объёма производства и реализации продукции КУПП ВКК «Витьба» показало, что объём производства сухих завтраков в 2009 г. увеличилось на 397 т. по сравнению с 2008 г., что в процентном выражении составляет 9 %. Объём их реализации также увеличился, но на 4,6 %, т.е. 205 тонн, что свидетельствует о том, что темпы производства сухих завтраков опережают темпы их реализации. Остатки готовой продукции по сухим завтракам в 2009 г. увеличилось на 21,3 тонны, т.е. на 10,8 % по сравнению с 2008 г.
Анализируя кондитерские изделия, необходимо отметить то, что темпы их производства опережают темпы их реализации на 4,7 %, т.к. объём производства в 2009 г. увеличился на 522 т., т.е. на 9,4 % к уровню 2008 г., а объём реализации на 276,3 т.е. на 4,7 % к уровню предыдущего года. Остатки готовой продукции по кондитерским изделиям увеличились с 173,3 т. в 2008 г. до 214,7 т. в 2009 г., т.е. на 41,4 т., или 23,8 %.
Информация о динамике производства продукции в разрезе ассортимента КУПП ВКК «Витьба» представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Динамика и структура производства продукции в разрезе ассортимента. В тоннах
Наименование продукции | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение | Темп изменения,% |
1.Сухие завтраки: 1.1 Подушечки с начинкой | 106,3 | |||
1.2 Изделия из кукурузы | 117,3 | |||
1.3 Изделия из смеси зерновых | -9 | 98,8 | ||
1.4 Драже | 112,2 | |||
1.5 Орешки макси | ||||
ИТОГО | 109,0 | |||
2. Кондитерские изделия: 2.1 Вафли глазированные | 126,2 | |||
2.2 Вафли неглазированные | -12 | 75,5 | ||
2.3 Вафельные трубочки | 162,0 | |||
2.4 Вафельные торты | 165,5 | |||
2.5 Печенье | 144,5 | |||
2.6 Вафли фасованные | 103,2 | |||
2.7 Вафли весовые | -224 | 59,0 | ||
2.8 Вафельные рулетики | 140,9 | |||
ИТОГО | 109,4 |
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Как видно из таблицы 2.4, выпуск сухих завтраков в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 397 тонн, или 9%. Наибольшему изменению подверглись орешки макси, производство которых увеличилось с 4 до 16 тонн, т.е. в четыре раза. Производство изделий из кукурузы увеличилось на 219 т., что составляет 117,3 % к уровню 2008 г. Также объём производства увеличился по драже и подушечкам с начинкой на 54 т. и 121 т. соответственно. А по изделиям из зерновых производство продукции сократилось на 9 тонн, что составляет 98,8 % к уровню предыдущего года.
Выпуск кондитерских изделий в анализируемом периоде в целом увеличился на 9,4 %, т.е. с 5547 т. с 2008 г. до 6069 т. в 2009 г. Это изменение было вызвано увеличением выпуска вафельных батончиков на 22 т., т.е. на 26,2 %, вафельных трубочек на 251 т., что составляет 162 % к уровню предыдущего года, вафельных тортов на 19 т., или 65,5 %,., печенья на 89 т., что составляет 44,5 %, фасованных вафель на 107 т. (3,2 %) и вафельных рулетиков на 70 т., или 40,9 %. Производство же неглазированных и весовых вафель сократилось на 12 т.(24,5 %) и 224 т. (41 %) соответственно.
Структура ассортимента рассмотренной продукции преведена в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Структура ассортимента производимой продукции. В %
Наименование продукции | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение | Темп изменения,% |
1.Сухие завтраки: 1.1 Подушечки с начинкой | 43,6 | 42,5 | -1,1 | 97,4 |
1.2 Изделия из кукурузы | 28,8 | 30,9 | 2,1 | 107,3 |
1.3 Изделия из смеси зерновых | 17,4 | 15,8 | -1,6 | 90,8 |
1.4 Драже | 10,08 | 10,3 | 0,22 | 102,1 |
1.5 Орешки макси | 0,12 | 0,5 | 0,38 | 416,6 |
ИТОГО | - | - | ||
2. Кондитерские изделия: 2.1 Вафли глазированные | 15,28 | 17,6 | 2,32 | 115,2 |
2.2 Вафли неглазированные | 0,88 | 0,6 | -0,28 | 68,18 |
Окончание таблицы 2.5
2.3 Вафельные трубочки | 7,2 | 10,8 | 3,6 | |
2.4 Вафельные торты | 0,5 | 0,7 | 0,2 | |
2.5 Печенье | 3,6 | 4,7 | 1,1 | 130,5 |
2.6 Вафли фасованные | 59,4 | 56,12 | -3,28 | 94,5 |
2.7 Вафли весовые | 9,8 | 5,3 | -4,5 | 54,08 |
2.8 Вафельные рулетики | 3,34 | 4,28 | 0,94 | 128,1 |
ИТОГО | - | - |
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Исходя из таблицы 2.5, можно сделать вывод о том, что по сухим завтракам наибольший удельный вес имеют подушечки с начинкой. Их доля сократилась с 43,6 в 2008 г. до 42,5 % в 2009 г.,что составляет 115,2 % к уровню предыдущего года. Но они по-прежнему являются наиболее весомым видом продукции. Удельный вес изделий и кукурузы в 2009 г. до 30,9 % с 28,8 % в 2008 г., что составляет 107,3 % к уровню предыдущего года. Это было вызвано увеличением объёма производства данной продукции. Сократилась доля изделий из смеси зерновых на 1,6 % (17,4 % до 15,8 %), т.е. 90,8 % к уровню 2008 г. Причиной данного изменения послужило снижение их производства на 9 тонн в 2009 году (таблица 2.4). Увеличилась доля драже и орешков макси на 0,22 % и 0,38 % соответственно, что также было обусловлено увеличением объёма их производства.
По кондитерским изделиям доля фасованных вафель сократилась с 59,4 % до 56,12 % в 2009 г., что составило 94,5 % к уровню 2008 г. Удельный вес глазированных вафель увеличился на 2,3 %, т.е. 115,2 % к уровню предыдущего года. Доля вафельных трубочек и вафельных тортов увеличилась на 0,2 % и 1,1 % соответственно. Это произошло под влиянием увеличения объёма их производства на 251 т. и 19 т. (таблица 2.4) соответственно. Удельный вес печенья и вафельных рулетиков увеличился на 1,1 % и 0,94 %, т.е. 130,5% и 128,1 % к уровню 2008 г. соответственно. Такое изменение также было вызвано увеличением объёмов их производства. Сократилась доля неглазированных и весовых вафель на 0,28 % и 3,28 %, что составило 68,18 % и 54,08 % к уровню 2008 г. соответственно. Причиной этому послужило сокращение объёмов их производства на 12 т. и 224 т в 2009 г. по сравнению с 2008 г . (таблица 2.4).