Анализ динамики и структуры сбыта продукции в разрезе ассортимента

Наиболее значимым для сбыта продукции КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» является национальный рынок – рынок Республики Беларусь. Именно на этом рынке наблюдается рост объёмов сбыта.

Данные об объёме производства за 2008-2009 гг. представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Объём и структура сбыта продукции по основным товарным группам.

Показатели 2008г. 2009 г. Оклонение Темп изменения,%
тонн % тонн %
1.Реализовано продукции всего   10323,3     10804,6     481,3   104,7
в т.ч. 1.1 Сухие завтраки         43,5         43,5         104,6
1.2Кондитерские изделия   5830,3   56,5   6106,6   56,5   276,3   104,7

Источник: собственная разработка на основе данных предпиятия.

Исходя из анализа объёма сбыта продукции КУПП ВКК «Витьба» , можно сделать вывод о том, что в целом по организации в 2009 г. объём сбыта увеличился на 481,3 тонны, что составило 104,7 % по отношению к 2008 году. В том числе, по сухим завтракам, составляющим 43,5 % (как в 2008 г., так и в 2009 г.) в общем объёме реализации, сбыт увеличился на 205 т. А по кондитерским изделиям, составляющим 56,5 % (кА в 2008 г., так и в 2009 г.), реализация увеличилась на 276,3 тонны. Темп изменения сбыта в 2009 г. по сравнению с 2009 г. составил 104,6 5 и 104,7 % для сухих завтраков и кондитерских изделий соответственно.

Данные для анализа объёма производства и реализации продукции представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Сравнительный анализ производства и реализации продукции КУПП ВКК «Витьба» в 2008-2009 гг. В тоннах

Показатели 2008 г. 2009 г. Отклонение Темп изменения,%
1.Объём производства: 1.1 сухие завтраки         109,0
1.2 кондитерские изделия                 109,4
2.Объём реализации: 2.1 сухие завтраки         104,6
2.2 кондитерские изделия     5830,3     6106,6     276,3     104,7
3.Остатки готовой продукции: 3.1 сухие завтраки     196,3     217,6     21,3     110,8
3.2 кондитерские изделия     173,3     214,7     41,4     123,8

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Исследование объёма производства и реализации продукции КУПП ВКК «Витьба» показало, что объём производства сухих завтраков в 2009 г. увеличилось на 397 т. по сравнению с 2008 г., что в процентном выражении составляет 9 %. Объём их реализации также увеличился, но на 4,6 %, т.е. 205 тонн, что свидетельствует о том, что темпы производства сухих завтраков опережают темпы их реализации. Остатки готовой продукции по сухим завтракам в 2009 г. увеличилось на 21,3 тонны, т.е. на 10,8 % по сравнению с 2008 г.

Анализируя кондитерские изделия, необходимо отметить то, что темпы их производства опережают темпы их реализации на 4,7 %, т.к. объём производства в 2009 г. увеличился на 522 т., т.е. на 9,4 % к уровню 2008 г., а объём реализации на 276,3 т.е. на 4,7 % к уровню предыдущего года. Остатки готовой продукции по кондитерским изделиям увеличились с 173,3 т. в 2008 г. до 214,7 т. в 2009 г., т.е. на 41,4 т., или 23,8 %.

Информация о динамике производства продукции в разрезе ассортимента КУПП ВКК «Витьба» представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Динамика и структура производства продукции в разрезе ассортимента. В тоннах

Наименование продукции 2008 г. 2009 г. Отклонение Темп изменения,%
1.Сухие завтраки: 1.1 Подушечки с начинкой                 106,3
1.2 Изделия из кукурузы         117,3
1.3 Изделия из смеси зерновых       -9   98,8
1.4 Драже 112,2
1.5 Орешки макси        
ИТОГО 109,0
2. Кондитерские изделия: 2.1 Вафли глазированные                 126,2
2.2 Вафли неглазированные       -12   75,5
2.3 Вафельные трубочки         162,0
2.4 Вафельные торты         165,5
2.5 Печенье 144,5
2.6 Вафли фасованные         103,2
2.7 Вафли весовые       -224   59,0
2.8 Вафельные рулетики         140,9
ИТОГО 109,4

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Как видно из таблицы 2.4, выпуск сухих завтраков в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 397 тонн, или 9%. Наибольшему изменению подверглись орешки макси, производство которых увеличилось с 4 до 16 тонн, т.е. в четыре раза. Производство изделий из кукурузы увеличилось на 219 т., что составляет 117,3 % к уровню 2008 г. Также объём производства увеличился по драже и подушечкам с начинкой на 54 т. и 121 т. соответственно. А по изделиям из зерновых производство продукции сократилось на 9 тонн, что составляет 98,8 % к уровню предыдущего года.

Выпуск кондитерских изделий в анализируемом периоде в целом увеличился на 9,4 %, т.е. с 5547 т. с 2008 г. до 6069 т. в 2009 г. Это изменение было вызвано увеличением выпуска вафельных батончиков на 22 т., т.е. на 26,2 %, вафельных трубочек на 251 т., что составляет 162 % к уровню предыдущего года, вафельных тортов на 19 т., или 65,5 %,., печенья на 89 т., что составляет 44,5 %, фасованных вафель на 107 т. (3,2 %) и вафельных рулетиков на 70 т., или 40,9 %. Производство же неглазированных и весовых вафель сократилось на 12 т.(24,5 %) и 224 т. (41 %) соответственно.

Структура ассортимента рассмотренной продукции преведена в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Структура ассортимента производимой продукции. В %

Наименование продукции 2008 г. 2009 г. Отклонение Темп изменения,%
1.Сухие завтраки: 1.1 Подушечки с начинкой   43,6     42,5   -1,1   97,4
1.2 Изделия из кукурузы   28,8   30,9   2,1   107,3
1.3 Изделия из смеси зерновых   17,4   15,8   -1,6   90,8
1.4 Драже 10,08 10,3 0,22 102,1
1.5 Орешки макси 0,12 0,5 0,38 416,6
ИТОГО - -
2. Кондитерские изделия: 2.1 Вафли глазированные     15,28     17,6     2,32     115,2
2.2 Вафли неглазированные   0,88   0,6   -0,28   68,18

Окончание таблицы 2.5

2.3 Вафельные трубочки   7,2   10,8   3,6  
2.4 Вафельные торты   0,5   0,7   0,2  
2.5 Печенье 3,6 4,7 1,1 130,5
2.6 Вафли фасованные   59,4   56,12   -3,28   94,5
2.7 Вафли весовые   9,8   5,3   -4,5   54,08
2.8 Вафельные рулетики   3,34   4,28   0,94   128,1
ИТОГО - -

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Исходя из таблицы 2.5, можно сделать вывод о том, что по сухим завтракам наибольший удельный вес имеют подушечки с начинкой. Их доля сократилась с 43,6 в 2008 г. до 42,5 % в 2009 г.,что составляет 115,2 % к уровню предыдущего года. Но они по-прежнему являются наиболее весомым видом продукции. Удельный вес изделий и кукурузы в 2009 г. до 30,9 % с 28,8 % в 2008 г., что составляет 107,3 % к уровню предыдущего года. Это было вызвано увеличением объёма производства данной продукции. Сократилась доля изделий из смеси зерновых на 1,6 % (17,4 % до 15,8 %), т.е. 90,8 % к уровню 2008 г. Причиной данного изменения послужило снижение их производства на 9 тонн в 2009 году (таблица 2.4). Увеличилась доля драже и орешков макси на 0,22 % и 0,38 % соответственно, что также было обусловлено увеличением объёма их производства.

По кондитерским изделиям доля фасованных вафель сократилась с 59,4 % до 56,12 % в 2009 г., что составило 94,5 % к уровню 2008 г. Удельный вес глазированных вафель увеличился на 2,3 %, т.е. 115,2 % к уровню предыдущего года. Доля вафельных трубочек и вафельных тортов увеличилась на 0,2 % и 1,1 % соответственно. Это произошло под влиянием увеличения объёма их производства на 251 т. и 19 т. (таблица 2.4) соответственно. Удельный вес печенья и вафельных рулетиков увеличился на 1,1 % и 0,94 %, т.е. 130,5% и 128,1 % к уровню 2008 г. соответственно. Такое изменение также было вызвано увеличением объёмов их производства. Сократилась доля неглазированных и весовых вафель на 0,28 % и 3,28 %, что составило 68,18 % и 54,08 % к уровню 2008 г. соответственно. Причиной этому послужило сокращение объёмов их производства на 12 т. и 224 т в 2009 г. по сравнению с 2008 г . (таблица 2.4).

Наши рекомендации