Для студентов заочной формы обучения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению контрольной работы

по дисциплине «МАРКЕТИНГ»

для студентов заочной формы обучения

по специальности «Экономика и управление на предприятии (топливно-энергетического комплекса)»

Ухта 2001

ББК 65.

Методические указания. – Ухта: УГТУ, 2001. – 12с.

Методические указания предназначены для выполнения контрольной работы по дисциплине «Маркетинг» для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии в (отраслях топливно-энергетического комплекса)».

Методические указания соответствуют рабочей учебной программе.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры ЭУП «___» ___________ 2001г., пр. №5.

Рецензент:

Редактор:

В методических указаниях учтены предложения рецензента и редактора.

План 2001 г., позиция

Подписано в печать Компьютерный набор.

Объем с. Тираж экз. Заказ №

© Ухтинский государственный технический университет, 2001
169300, г. Ухта, Первомайская, 13

Отдел оперативной полиграфии УГТУ
169300, г. Ухта, Первомайская, 13

Введение

Данные методические указания преследуют цель помочь студентам заочного отделения специальности «Экономика и управление в отраслях ТЭК» самостоятельно рассуждать и анализировать конкретные маркетинговые ситуации.

Выбор варианта осуществляется по последней цифре номера зачетной книжки. Например, если последняя цифра 1, то можно выбрать вариант №1, №11, или №21 и по одному из этих вариантов выполнять работу.

Требования к контрольной работе

Работа состоит из трех вопросов. Первый – теоретический. Для того, чтобы ответить на него, следует ознакомиться с основной литературой, рекомендуемой по каждому варианту. Ответ необходимо начать с плана, который включает в себя: «Введение», «Основную часть», «Заключение».

Во Введении излагаются вопросы, требующие, на взгляд автора работы, исследования при рассмотрении данной темы.

В Основной части излагается основное содержание темы.

В Заключении делаются выводы по работе.

Второй вопрос – «Практикум» – подразумевает творческий анализ предложенной маркетинговой ситуации. Для этого следует, прежде всего, ознакомиться с литературой по предложенной теме, а затем на основе теоретического материала провести анализ. Ответ на второй вопрос предполагает умение самостоятельно мыслить.

Третий вопрос связан с оценкой маркетинговой деятельности предприятия, на котором работает студент. При ответе на этот вопрос не рекомендуется ограничиваться только констатацией факта: «есть» или «нет». В этом случае, когда на предприятии отсутствует маркетинговая деятельность, объясните, в чем причина, предложите свои направления маркетинговой деятельности. Если же в структуре предприятия имеется маркетинговая служба, то приведите структуры маркетинговой службы и перечень функций, выполняемых ею (например, только исследование рынка и продвижение товара).

Предложенная по варианту литература не является обязательной. Автор может воспользоваться любой другой литературой, имеющей отношение к поставленной проблеме.

Оформление работы

Изложение первого вопроса начинается с плана. При использовании цитат в конце фразы указать номер по порядку из списка использованной литературы и, через запятую, страницу, откуда эта цитата взята.

В конце работы автор прилагает список использованной литературы.

Контрольные задания

Вариант 1

1. Маркетинг. Нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка в системе маркетинга.

Основная литература

[11], гл.1.

2. Практикум: Любопытная статистика по американскому автомобильному рынку: 60% жителей США, приобретающих автомобили американского производства, покупают следующий автомобиль той же фирмы, а из тех, кто купил импортный, такое постоянство показали только 36% покупателей. Объясните эти цифры.

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 2

1. Концепции управления маркетингом: совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, маркетинга, социально-этичного маркетинга.

Основная литература

[11], гл.1.

2. Практикум: Как, по-вашему мнению, отражаются различные потребности (и возможности) молодых потребителей и потребителей из других возрастных групп на разных характеристиках товаров длительного пользования?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 3

1. Роль маркетинга, его функции, субъекты и цели.

Основная литература

[11], гл.1; [15], гл.1

2. Практикум: Почему промышленные фирмы охотно идут на оплату рекламы торговых предприятий, сбывающих их продукцию?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 4

1. Маркетинг и внешняя среда организации: контролируемые и неконтролируемые факторы.

Основная литература

[11], гл.4; [15], гл.2

2. Практикум: Прокомментируйте решение администрации ряда университетов США требовать от всех принятых студентов обязательного наличия дома персонального компьютера (но размышляйте не только в терминах «студент-университет»).

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 5

1. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей.

Основная литература

[11], гл.5.

2. Практикум: Вы обладаете данными, что совокупная доля рынка источников света (в Западной Европе), контролируемая четырьмя крупнейшими производителями, составляет около 90%. К какому типу рынка по уровню монополизации его следует отнести? За счет чего удается другим производителям все-таки удерживать оставшиеся 10%?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 6

1. Рынок предприятий и поведение покупателей от имени предприятия.

Основная литература

[11], гл.6; [15], гл.5.

2. Практикум: Есть интересные оценки отделения оборудования телефонной связи фирмы «Сименс»: для того, чтобы выжить в конкурентной борьбе на мировом рынке этой продукции, нужно контролировать не менее 10% данного рынка. Какие факторы влияют на уровень этой цифры?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 7

1. Исследование рынка как основа маркетинговой деятельности. Маркетинговые информационные системы.

Основная литература

[11], гл.3; [15], гл.4.

2. Практикум: Эксперты «Чейз Манхеттен Бэнк» прогонзируют существенное удлинение сроков эксплуатации морских танкеров. К каким последствиям это приведет и для каких рынков?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 8

1. Этапы процесса маркетингового исследования.

Основная литература

[11], гл.4; [15], гл.3.

2. Практикум: Прокомментируйте интересную цифру, которую получили маркетологи ФРГ в результате анализа предпочтений потребителей электронной техники: только 15-20% указали на высокий технический уровень как главный фактор в принятии решений о покупке.

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 9

1. Методы сбора маркетинговых данных.

Основная литература

[15], гл.4.

2. Практикум: «Японцы покупают не продукцию, а поставщика» – так нередко говорят о политике снабжения крупных японских фирм. Какое отношение к потребности имеет такая политика?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 10

1. Сегментация рынка: ее сущность и критерии.

Основная литература

[11], гл.7; [15], гл.6

2. Практикум: Фирма «Мацусита» заставляет своих инженеров определенное время торговать продукцией фирмы непосредственно в магазинах. Что это дает специалистам?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 11

1. Выбор целевого рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг.

Основная литература

[11], гл.7; [15], гл.6

2. Практикум: Прокомментируйте мысль: «Персональные контакты с вашей традиционной клиентурой – самое лучшее».

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 12

1. Новый подход к выбору целевого рынка: выбор ниши рынка.

Основная литература

[14], гл.5.

2. Практикум: Производитель аэродромного осветительного оборудования французская фирма «Эрофан» недавно стала ареной ожесточенного соперничества трех крупных промышленных групп: каждая из них хотела ее купить. Главная причина такой острой борьбы – наличие у фирмы мощной бытовой сети, в том числе филиалов в Италии, Бельгии, Австралии, Саудовской Аравии. Чем можно было бы объяснить такой выбор фирмы при размещении бытовых филиалов?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 13

1. Этапы разработки товарной политики.

Основная литература

[11], гл.8; [15], гл.7

2. Практикум: Считаете ли вы обоснованным решение крупнейшего японского производителя автомобильных шин фирмы «Бриджетоун» потратить на введение сбытовой сети в США 500 млн. дол (при средней прибыли от деятельности фирмы примерно 70 млн. дол. в год)? Приведите аргументы.

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 14

1. Основные виды классификации товаров.

Основная литература

[11], гл.8; [15], гл.7

2. Практикум: Нередко сбытовые сети фирмы реализуют значительную массу товаров и конкурирующих фирм. Какие аргументы в пользу этого можно привести?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 15

1. Решения об использовании марок, упаковки, этикетки.

Основная литература

[11], гл.8; [15], гл.7

2. Практикум: Эксперты большинства капиталистических стран прогнозируют на начало 90-х гг. падение темпов прироста населения и уменьшение государственных дотаций на жилищное строительство. На каких потребностях это, скорее всего, отразится?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 16

1. Решения относительно товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

Основная литература

[11], гл.8; [15], гл.7

2. Практикум: В расчете на одного ребенка продажа игрушек и игр в год составляет в Испании сумму около 7 тысяч песет, в то время как в Италии, ФРГ и Франции чуть более 10. Действительно ли испанским детям игрушки нужны меньше?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 17

1. Жизненный цикл товара и его роль в разработке товарной политики.

Основная литература

[11], гл.8; [15], гл.7

2. Практикум: По некоторым оценкам, емкость английского рынка средств информатики в 1,5 раза больше французского. С какими основными факторами это может быть связано, если по численности населения эти страны примерно одинаковы, а территория Франции почти вдвое больше?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 18

1. Задачи, определяющие политику ценообразования.

Основная литература

[11], гл.10; [15], гл.17

2. Практикум: Жизненный цикл модели персональной ЭВМ сократился с 48 месяцев в 1975г. до 36 месяцев в 1983г., а средние сроки «ответов конкурентов» – с 24 месяцев до 18 месяцев. Что бы вы сказали о возможности использования пробных рынков для продажи этой продукции в середине 70-80х гг, и сейчас?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 19

1. Факторы, влияющие на решения по ценам.

Основная литература

[11], гл.10; [15], гл.16

2. Практикум: Продажа малогабаритных телевизоров в странах ЕЭС растет вдвое более быстрыми темпами, чем телевизоров в целом. Объясните этот факт.

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 20

1. Каналы распределения товаров; число уровней распределения.

Основная литература

[11], гл.12; [15], гл.10

2. Практикум: Для удовлетворения только одной потребности – борьба с вредителями сельскохозяйственных растений – в мире выпускалось до 500-600 различных видов пестицидов (данные 1987 года). Попытайтесь связать это разнообразие с какими-то достаточно определенными потребностями.

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 21

1. Методы распространения товаров: розничная торговля.

Основная литература

[11], гл.13; [15], гл.12

2. Практикум: В конце 80-х гг. для передовых фирм электронной промышленности средний уровень показателя «отношение суммы заказов к объему продаж» составлял 1,13. Прокомментируйте эту информацию с точки зрения конъюнктуры рынка.

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 22

1. Методы распространения товаров: оптовая торговля.

Основная литература

[11], гл.13; [15], гл.11

2. Практикум: Что из вопросов сегментации приходит вам на память при ознакомлении с такой информацией: крупнейший японский производитель строительных и дорожных машин «Комацу» создан с корпорацией «Джон Дир» совместное предприятие в США по производству экскаваторов, узлы и детали для которых будут поставляться из Японии.

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 23

1. Этапы разработки эффективной маркетинговой коммуникации.

Основная литература

[11], гл.14; [15], гл.13

2. Практикум: Изменение цен мирового рынка на динамические запоминающие устройства емкостью 256 Кбайт были следующими: в феврале 1987г. – 1,8 долл. при немедленном сроке поставки, в сентябре 1987г. – 2,7 долл. за 6–8 недель, в феврале 1988г. – 4,5 долл. за 10–20 недель.

Что можно сказать о конъюнктуре рынка в этот период? назовите ряд факторов, по которым можно было бы объяснить такую конъюнктуру.

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 24

1. Продвижение товаров: реклама.

Основная литература

[11], гл.15; [15], гл.14

2. Практикум: Если сопоставить потребление масла и маргарина на душу населения в год, то для США в 1950 году его объем составлял соответственно 9 и 1,5 кг/чел, а в 1985 году – 1,8 и 8,1 кг/чел. Чем вызван такой резкий сдвиг? Каковы его рыночные последствия для рыночных сегментов?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 25

1. Продвижение товаров: стимулирование сбыта.

Основная литература

[11], гл.15; [15], гл.15

2. Практикум: Доля затрат на электронику, средства связи и информационную технику, в общих затратах на производство в машиностроении уже сегодня достигает более 40%. Опишите комплексные причины и рыночные последствия этого процесса.

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 26

1. Продвижение товаров: персональная продажа.

Основная литература

[11], гл.16; [15], гл.15

2. Практикум: Известно, что фирмы-производители часто практикуют неофициальные скидки с продажных цен для крупных клиентов, уменьшение их оплаты за фирменное обслуживание и т.д. Считаете ли вы эту меру коммерчески этичной? Почему?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 27

1. Планирование маркетинга.

Основная литература

[11], гл.17; [15], гл.20

2. Практикум: «На малоактивных рынках доступ к сбытовым каналам обходится дорого». Прокомментируйте это заявление.

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 28

1. Контроль и анализ плана маркетинга.

Основная литература

[11], гл.17; [15], гл.20

2. Практикум: В Индии несколько производителей тракторов, но все они пользуются общей сбытовой сетью. Прокомментируйте все «за» и «против» с точек зрения различных участников рынка.

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 29

1. Маркетинг услуг и маркетинг в сфере некоммерческой деятельности.

Основная литература

[11], гл.19

2. Практикум: Крупнейший производитель трикотажа в Бельгии продает свои товары в супермаркетах и универмагах под одной торговой маркой, а в дорогих специализированных магазинах – под другой. Зачем это делает фирма, и что это дает?

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

Вариант 30

1. Маркетинг и общество.

Основная литература

[11], гл.20.

2. Практикум: Компания «Де Дитрих» – известный производитель микроволновых и других печей для кухонь – закупает также холодильники, стиральные машины и печи у других производителей с целью их сбыта. Прокомментируйте деятельность компании.

3. Оценка маркетинговой деятельности вашего предприятия.

СПИСОК
рекомендуемой литературы

1. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основа теории и методики: Учебное пособие. – СПб., 1992.

2. Балабанова Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. – М.: Экономика, 1990.

3. Баркан Д.И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих. – Л.: Ред.-изд. центр «Культ-информ-пресс». Соц.-коммерческая фирма «Человек», 1991.

4. Все о маркетинге: Сб. материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. – М.: Азимут-Центр, 1992.

5. Веселовская Л.И. Методика поведения рекламной компании. – М., 1991.

6. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. – М.: Издательство стандартов, 1991.

7. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг / сто вопросов – сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке. – М.: Международные отношения, 1991.

8. Жих Е.М., Панкрухин А.П., Соловьев В.А. Маркетинг: как завоевать рынок? – Л.: Лениздат, 1991.

9. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Иванов М.М., Исаенко А.М., Кодунаева С.Р. и др.: Под общей ред. Хруцкого В.Е. – М.: Политиздат, 1991.

10. Картер Г. Эффективная реклама: Путеводитель для мелких предприятий. – М.: Прогресс, 1991.

11. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990.

12. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. – М.: Внешторгиздат, 1990.

13. Ноздрева Р.Б., Цыпичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 1991.

14. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Е.Э. Автухова. Под ред. В.Е. Хруцкого. – М.: Финансы и статистика, 1991.

15. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. – М.: Экономика, 1990.

Наши рекомендации