Концепция Всеобщего менеджмента качества
(TQM — Total Quality Management) пришла на смену маркетинговой концепции управления бизнесом. TQM — это философия организации, основанная на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству. Составляющие концепции TQM изображены на рис. 5.1.
TOTAL QUALITY MANAGEMENT | ||
Потребители | Качество руководства | Стратегия и политика качества |
Общество | Качество процессов | Цели в области качества |
Члены организации | Качество продукции | Комплексное решение задач |
Подразделения и процессы | Качество услуг | Настойчивость и целеустремленность |
Качество организации (предприятия) |
Рис. 5.1.Составляющие концепции TQM
Данная идеология нашла отражение в новой концепции управления качеством «Total quality management» (TQM), понимаемой как тотальный менеджмент качества («всеобщее управление качеством», «всеобщий менеджмент качества»). Ее составные части иногда называют «total quality» («всеобщее качество»), CWQC (company wide quality control — «управление качеством в масштабах компании»), TQC (total quality control — «всеобщий контроль качества») и т.д.
Прежде всего, философия всеобщего менеджмента качества исходит из того положения, что управлять организацией в условиях современной конкуренции — это управлять ее будущим, а управление будущим тождественно понятию «управление конкурентоспособностью».
философия TQM основывается также на принципах «кайзен» и «кайрио» (непрерывное улучшение качества).
Имеет свои особенности при TQM и система контроля качества продукции. Она ориентируется на принцип «ноль дефектов» и положение, при котором в основе контроля качества лежит самоконтроль, «ноль запасов».
Сформулируем, исходя из рассмотренного выше, основные положения систем, основанных на всеобщем менеджменте качества:
• задачи повышения качества- цель предпринимательства;
• создании стратегии предпринимательства, основанной на удовлетворении актуальных и потенциальных запросов потребителей;
• участие в задаче обеспечения качества персонала всех иерархических уровней;
• командная работа и ответственность менеджеров;
• качество — задача всех
• управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукта;
• систематическая учеба всех сотрудников;
• инжиниринг качества
• постоянное улучшение всех процессов
• постоянное применение новых методов и технологий
• основа качества — качество труда, т.е. мотивация сотрудников
• деятельность должна быть структурирована
• каждое последующее звено должно рассматриваться как потребитель (внутренний);
• тщательный учет затрат на отклонения от качества;
• основной упор на предупредительные меры, предотвращающие отклонения качества;
• сосредоточение усилий высшего руководства на создании стратегии предпринимательства, основанной на формировании современной культуры организации.
Вопрос 17 Восемь принципов TQM
1.Ориентация на потребителя.
2. Лидирующая роль руководства. Руководители организациидолжны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей.
3. Вовлеченность работников.
4. Процессный подход. Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс.
Процессная модель организации содержит совокупность бизнес-процессов, участниками которых являются все звенья и элементы организационной структуры управления организацией.
5. Системный подход к менеджменту. Эффективностьдеятельности организации можно повысить за счет создания и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика.
6.Постоянное совершенствование.Постоянное улучшениедеятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Цели и задачи фирмы основываются на результатах оценки степени удовлетворенности заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации.
7. Принятие решений, основанное на фактах.Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть, например, результаты внутренних проверок системы качества, рекламации и претензии потребителей и т. д.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.Каждая организация тесно связана со своими поставщиками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения возможностей деятельности организации.
Вопрос 18. Основные компоненты TQM
Основные компоненты TQM.К основным составляющим TQM относятся:
• философские аспекты;
• система менеджмента;
• методология TQM.
Философские аспекты TQM объединены в три группы:
• аспекты качества:
• удовлетворение требований внешних и внутренних потребителей;
• обеспечение в организации качества процессов и качества менеджмента;
аспекты менеджмента:
· применение цикла Э. Деминга;
• базирование решений на фактах;
• пользование инноваций в стратегическом планировании и прогнозировании производства;
аспекты гуманизма:
• вовлечение персонала в деятельность по TQM;
· самооценка деятельности.
Системы менеджмента объединяют следующие подсистемы:
• подсистему топ-менеджмента: лидерство;
• видение развития организации;
• разработку стратегии развития организации;
• подсистему управления;
• подсистему обеспечения качества;
• подсистему управления персоналом;
• информационную подсистему.
Методология TQM объединяет два направления:
• методы решения проблем качества;
• методы управления качеством.
Вопрос 19 Преимущества внедрения концепции TQM
Преимущества внедрения концепции TQM.Грамотное использование методологии TQM позволяет фирме получить следующие преимущества:
• повышение качества и конкурентоспособности продукции;
• рост степени удовлетворенности потребителей продукцией (услугами) фирмы;
• увеличение прибыли;
• улучшение имиджа и репутации фирмы;
• обеспечение финансовой устойчивости фирмы;
• обеспечение рационального использования всех видов ресурсов;
• повышение качества управленческих решений;
• увеличение производительности труда;
• внедрение новейших достижений НТП.
Вопрос 20. Международные стандарты качества серии ИСО 9000: этапы создания стандартов
Стандарты серии ISO 9000— это пакет документов по менеджменту качества, подготовленный Техническим комитетом 176 Международной организации по стандартизации (ISO/TC 176). Сам комитет создан в 1979 г. по предложению Британского института стандартов — члена ИСО от Великобритании, имевшего к тому времени проект национального стандарта по управлению качеством.
ISO (International Organization for Standartization; Международная организация по сертификации, русская аббревиатура — ИСО) была создана в 1947 г. со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария).
Первые стандарты на системы качества, носившие название BSI, были разработаны Британским Институтом Стандартов (British Standards Institute) и утверждены в 1979 г. Впоследствии именно эти стандарты были взяты Международной Организацией по Стандартизации за основу первой версии стандартов ИСО серии 9000, утвержденных в 1987 г.