Достоинства и недостатки совместного обучения
Метод совместного обучения возлагает ответственность за обучение на ученика. База исследований в поддержку совместного обучения обширна. Эти исследования делают вывод о том, что использование хорошо структурированного совместного обучения более эффективно с точки зрения улучшения знаний учащихся, чем традиционные методы. Исследования также дают возможность предположить, что совместное обучение помогает учащимся в развитии позитивных отношений друг с другом.
Критики метода совместного обучения высказывают озабоченность тремя проблемами.
Первая возможная проблема связана с групповым вознаграждением. Лучшие ученики могут не получить высоких оценок из-за того, что другим учащимся из их группы не удалось настолько же хорошо изучить материал, насколько лучшим ученикам. Это разочаровывает и самих учеников, и их родителей. Во-вторых, при совместном обучении делается упор на то, что одни ученики обучают других учеников; однако ученики не настолько хорошо знают содержание предмета, чтобы обучать друг друга. Критики полагают, что именно учитель, понимающий содержание предмета, должен играть основную роль при непосредственном преподавании. Наконец, мало кто из учителей действительно следует шагам, обозначенным в различных моделях совместного обучения. Многие учителя рассматривают совместное обучение как работу в группах. Если это так, то в результате успехи в освоении академического содержания будут менее значительными.
Совместное обучение в большинстве случаев предполагает специфический подход к организации классной комнаты. Многие учителя в Соединенных Штатах используют различную технику совместного обучения. Материалы Национального Совета по Экономическому Образованию не предполагают особого подхода к совместному обучению. Тем не менее уроки часто предусматривают работу в группах и проведение групповых упражнений, которые легко могут быть использованы в рамках совместного обучения. В уроке, предполагающем групповое обучение, должны содержаться инструкции для учителя - ему следует проинформировать учащихся, что им предстоит работать в группах; тщательно сформулировать задачу; проверить понимание учащимися поставленной задачи; установить временные рамки для выполнения работ; организовать возможность обратной связи при работе в группах; наконец, тщательно провести обсуждение в конце занятия, с подведением итогов и обзором обучающего упражнения.
5. Технология построения урока экономики по методу исследования.
· На уроке ставится вопрос или задача, способные возбудить у учащихся искренний интерес.
· Учащимся может быть предложена какая-то гипотеза (или принцип) ИЛИ же учащиеся сами выдвигают гипотезу: предлагают вероятное объяснение наблюдаемого явления или возможное решение проблемы
· Учащиеся собирают данные/информацию, проводя свое собственное исследование, читая литературу, изучая таблицы, графики, карты и т.д..
· Основываясь на полученных данных, учащиеся делают выводы по поставленной проблеме
· Учащиеся проверяют выдвинутые ранее гипотезы или формулируют новые.
Модели преподавания: исследование
Как метод преподавания, исследование можно рассматривать по-разному. Большинство педагогов сходится во мнении, что исследование помогает школьникам научиться ставить вопросы относительно человеческого поведения и пытаться найти на них ответы при помощи тщательного анализа фактов. Преподавание по методу исследования предполагает вовлечение учащихся в процесс постановки вопросов и поиска ответов на них. Поэтому данный метод может быть крайне полезным при обучении экономике.
Преподавание по методу исследования обеспечивает непосредственное участие школьников в процессе, воспроизводящем прикладное научное изыскание. Одна из целей такого подхода - формирование людей, мыслящих самостоятельно, но владеющих при этом четкой системой навыков познания. Определяя проблемы и анализируя данные, школьники учатся отстраняться от эмоций и быть объективными. Они начинают уважать факты и осознавать, что всякое знание относительно и меняется при появлении новых данных. Учащиеся учатся проверять свои предположения и утверждения других, используя для этого самую разную информацию и логику. Преподавание по методу исследования задействует уровни мышления высшего порядка. Ученики анализируют имеющиеся данные и пытаются выявить в них закономерности, которые помогли бы им убедиться в правильности гипотез, выдвинутых по ходу решения поставленных задач.
Каковы же результаты подобного метода обучения? Американские исследования в области образования свидетельствуют, что учащиеся, обучающиеся по этому методу, получают глубокое знание содержания предмета, а также стабильные навыки получения и анализа информации. В плане усвоения нового содержания исследование никак не уступает таким более традиционным методам, как лекция или дискуссия.
Преподавание по методу исследования начинается с формулировки проблемы. Учащиеся знакомятся с событием загадочным, неожиданным или неизвестным. После ознакомления с проблемой или событием они должны предложить возможные объяснения и задать вопросы. Если урок носит более открытый характер, учащиеся сами находят источники информации и собирают данные, чтобы лучше понять и попытаться решить рассматриваемую проблему. Некоторые преподаватели дают учащимся задания найти необходимую информацию в библиотеке или компьютерной базе данных. На более жестко структурированных уроках необходимую учащимся информацию предоставляет учитель. Школьники изучают данные и ищут закономерности, стремясь проверить свои первоначальные предположения. Наконец, исходя из фактических данных, учащиеся делают выводы. Они пересматривают свои гипотезы, дают лучшее объяснение полученных ими результатов и выявляют новые проблемы.
Этот вид преподавания ставит перед собой две цели: помочь усвоить содержание и научить использовать научные методы. Владение процессом исследования настолько же важно, насколько и приобретение самой информации. Согласно этой модели, класс - это сообщество учеников, совместно ищущих пути к лучшему пониманию мира.
Исследование и экономика
Применительно к экономике, занятие, построенное по методу исследования, может предусматривать как индуктивную, так и дедуктивную логику. Дедуктивный ход рассуждений здесь возможен потому, что экономика как дисциплина предлагает ряд уже готовых положений и принципов, которые можно использовать для решения проблем. Эти положения могут послужить для учащихся стартовой точкой и помочь им отделить полезную информацию от ненужной. При “индуктивном” подходе учащиеся могут использовать данные для разработки новых или проверки ранее выдвинутых гипотез об экономических событиях или условиях.