Тема 7. Цена, прибыль, рентабельность предприятия (2 часа)
1. Цена: сущность, функции, факторы.
2. Система цен.
3. Ценовая политика.
4. Этапы и методы ценообразования.
5. Прибыль и рентабельность предприятия.
6. Решение задач по теме.
В первом вопросе необходимо дать различные определения понятия «цена», встречающиеся в экономической литературе. Рассмотреть функции цены: учетную, стимулирующую, распределительную, функцию сбалансирования спроса и предложения, функцию цены как критерия рационального размещения производства. Выявить и раскрыть факторы, влияющие на формирование структуры и уровня цены: конъюнктурные, неконъюнктурные, регулирующие.
Во втором вопросе следует проанализировать различные виды цен на основе классификационных признаков: по сфере обслуживания национальной экономики; по степени жесткости регулирования государством; с учетом базисных условий; по форме организации торговли и характеру ценовой информации.
Третий вопрос целесообразно начать с определения «ценовая политика». Охарактеризовать основные и типичные цели политики организации (предприятия) в области установления цен: обеспечение выживаемости; максимизация прибыли; завоевание лидерства по показателям доли рынка; завоевание лидерства по показателям качества товара. В качестве примера привести модель решений о ценовом поведении организации (предприятия) на рынке. Определить факторы, которые следует учитывать организации (предприятию) для успешного осуществления ценовой политики.
В четвертом вопросе необходимо раскрыть этапы процесса ценообразования: выбор цены; определение спроса; оценка издержек; анализ цен и товаров конкурентов; выбор метода ценообразования; установление окончательной цены. Охарактеризовать основные методы ценообразования: метод ценообразования «издержки плюс прибыль»; метод ценообразования на основе анализа безубыточности по валовым показателям; метод ценообразования с ориентацией на спрос; метод ценообразования с ориентацией на ценностную значимость товара; параметрические методы; метод удельной цены; метод баллов. Рассмотреть систему ценовых модификаций, в частности, модификацию при применении ценовой дискриминации.
Особенности ценообразования при различных моделях рынка. Рассмотреть особенности ценообразования в условиях свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии. Точка безубыточности: понятие, методика расчета, применение.
В пятом вопросе необходимо рассмотреть один из основных внутренних финансовых источников организации (предприятия) - прибыль. Выявить значение прибыли для организации (предприятия). Указать, какие функции выполняет прибыль. Выделить факторы, определяющие величину прибыли: зависящие и не зависящие от организации (предприятия). Рассмотреть виды прибыли: маржинальная прибыль, валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Охарактеризовать процесс распределения прибыли на предприятии. Рассмотреть основные методы планирования прибыли: прямого счета и аналитический. Рассмотреть экономическую сущность рентабельности, виды рентабельности и методики их расчета: общая рентабельности, рентабельность продаж, рентабельность продукции, рентабельность производства.
Для закрепления пройденного материала предлагается решить ряд задач по теме.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы влияют на уровень цен?
2. Как устанавливается цена в зависимости от типа рынка?
3. Каковы основные функции цены?
4. Каковы сущность и значение ценовой политики предприятия?
5. Какую роль в ценообразовании играет фактор издержек?
6. Какова цель управления формированием прибыли?