Рекомендации по проведению практического занятия методом кейс-стади
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»
Кафедра государственного управления и финансов
Утверждены научно-методическим советом БГИТА
протокол № ____ от « » _________2008 года
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Сборник учебных конкретных ситуаций к практическим занятиям студентов 5 курса, обучающихся по направлению 080504- «Государственное и муниципальное управление»
Брянск 2008
УДК 332
Региональная экономикаи управление: Сборник учебных конкретных ситуаций к практическим занятиямстудентов Vкурса, обучающихсяпо направлению 080504 - «Государственное и муниципальное управление»/ Брянск. гос. инж.-технол. акад. Сост. В.В. Ковалевский, Н.Ю. Салова – Брянск: БГИТА, 2008.- 86с.
Содержит учебные конкретные ситуации по курсу «Региональная экономика и управление» и рекомендации по их проведению.
Для студентов очной и заочной форм обучения.
Рецензент:
кандидат эконом. наук, доценткафедрыЭ и УЛППолякова О.Н.
Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА.
Протокол №__ от ______________ 2008года
Введение
Дисциплина «Региональная экономика и управление» изучается студентами, обучающимися по направлению 080504 «Государственное и муниципальное управление».
При изучении данной дисциплины учебным планом предусматриваются практические занятия в размере 32 часа. Наиболее оптимальным методом проведения практических занятий по данной дисциплине авторы считают разбор кейс-стади, или конкретных учебных ситуаций.
Необходимость написания данных методических указаний вызвана отсутствием сборника конкретных учебных ситуаций по дисциплине «Региональная экономика и управление» и имеет своей целью выработку соответствующих знаний, умений и навыков у менеджеров в области принятия управленческих решений по региональной экономике.
Рекомендации по проведению практического занятия методом кейс-стади
Разбор кейс-стади предполагает реализацию последовательных шагов:
а) прочтение конкретной ситуации;
б) обсуждение в малых группах;
в) презентация решений;
г) резюме преподавателя.
При индивидуальной подготовке к кейс-обсуждению следует учитывать следующие рекомендации.
1. После первого прочтения текста необходимо составить представление о поставленной проблеме.
2. Затем нужно внимательно просмотреть таблицы, схемы, диаграммы, решить, какие из них наиболее важны.
3. Следующий шаг: нужно прочитать ситуацию второй раз более внимательно, подчеркивая ключевые моменты, записывая возникающие идеи.
4. И наконец, переходим к анализу конкретной ситуации. Для упрощения процесса разработки решения проблемы, поставленной в ситуации, необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- Каковы цели организации? Какие данные позволили ответить на данный вопрос?
- В чем заключается основная проблема? Анализ какой информации дал возможность ее определить?
- Какие факты являются ключевыми в процессе поиска решения проблемы?
- Что является сильными, а что слабыми сторонами организации? Можно ли их качественно и количественно измерить?
- Каковы критерии решения означенной проблемы?
- Какие альтернативные варианты решения можно предложить?
- Насколько предложенные альтернативные варианты решения проблемы соотносятся с разработанными критериями решения? Каковы «за» и «против» каждого альтернативного варианта?
- Что представляет собой разработанный план действий?
- Каких результатов следует ожидать от реализации предложенного решения проблемы?
В начале занятия преподаватель проверяет насколько «хорошо» студенты владеют материалом ситуации или игры. Для этого задаются вопросы, адресованные студентам, такого типа: «Какие персонажи действуют в ситуации?», «Какие фирмы (организации) действуют в ситуации, каковы их интересы?». Очень полезно для «вживания» в разбираемую историю бизнеса коротко проследить все хронологию событий ситуации или игры. Таким образом, достаточно быстро проверить знания ситуации у 7-10 студентов.
Следующий этап: выделяются проблемы (вопросы), которые являются предметом разбора и «решения».
Формируются малые группы (каждая малая группа по численности должна составлять от 4 до 6 человек), которые в рамках ограниченного времени (стандартное время 30 мин.) должны совместно сформулировать ответы на поставленные вопросы. Отработав отведенное время в малых группах, начинается следующий этап обучения – презентация «решений». Из каждой группы выделяется, как правило, неформальный лидер, подготовленный студент, умеющий выступать. Либо преподаватель сам назначает спикера. Выступления длятся не более 5-7 мин. Каждое выступление предполагает короткое введение, затем основное содержание и затем обязательное резюме по «решению» ситуации.
И в заключении, преподаватель констатирует принадлежность разбираемой ситуации или игры соответствующим разделам учебного курса, напоминает некоторые ключевые моменты теории и ориентирует студентов на профессиональный подход к решению конкретных управленческих задач. Преподаватель выступает в роли профессионального эксперта или консультанта, представляющего анализируемую ситуацию во всем теоретическом и практическом многообразии.
Кейс 1 «Типология регионов как инструмент новой региональной политики»