Интеграционные объединения на территории постсоветского экономического пространства
Единое экономическое пространство СССР представляло собой замкнутую систему, базировавшуюся на крупных специализированных предприятиях, ориентированных на потребности общесоюзной экономики.
Распад Советского Союза повлек за собой процесс разрушения экономических связей между бывшими союзными республиками. Единое экономическое пространство распалось, появились таможенные границы. Однако во многих из этих стран нарастало стремление к более тесному экономическому сотрудничеству.
В состав Советского Союза входили республики со значительной дифференциацией уровня экономического развития. Но наряду с этим бывшие союзные республики специализировались на производстве определенных видов товаров, причем с высоким уровнем концентрации производства в общесоюзном масштабе.
Бывшие советские республики и сегодня являются важными экономическими и политическими партнерами России. Перспективы развития Российской Федерации во многом определяются тем, как будут складываться ее отношения с этой группой стран.
В 1992 году государства - союзные республики бывшего СССР (за исключением прибалтийских республик) образовали Содружество Независимых Государств(СНГ), главными задачами которого являются экономическая и политическая интеграция его участников на новой рыночной основе в тесной взаимосвязи с мировой экономикой.
В настоящее время существуют два сценария развития СНГ: 1) автономное вхождение каждой страны в мировой рынок; 2) согласованная модернизация общего экономического пространства республик. Второй сценарий пользуется поддержкой большинства бывших советских республик, в том числе России.
Основой экономического сотрудничества стран СНГ является Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года. На его основе предусматриваются следующие этапы интеграции: 1) ассоциация свободной торговли; 2) таможенный союз; 3) общий рынок.
Модели развития интеграции. В настоящее время выделяют две основные модели развития интеграции бывших союзных республик: 1) интеграция с использованием механизма СНГ; 2) сближение России на двусторонней основе с государствами, которые готовы активно участвовать в интеграции.
Первая модель представляется наиболее приемлемой. Однако СНГ существует несколько лет, подписаны сотни соглашений между его участниками и, несмотря на это, процессы интеграции идут крайне медленно. Но данный механизм уже действует, созданы и продолжают создаваться органы, которые будут управлять процессами интеграции; государства-участники принимают решения, ведущие к сближению.
Вторая модель реализуется в развитии отношений России, Белоруссии и Казахстана. С Белоруссией декларировано создание союзного государства и начато его строительство. Россия, Белоруссия и Казахстан являются центром интеграции в рамках СНГ, ее ядром. В целом вторая модель не противоречит первой.
Направления интеграции стран СНГ. Торгово-экономическая сфера является одним из самых перспективных направлений интеграции в рамках СНГ.
С большинством бывших советских республик Россия заключила двусторонние соглашения о режиме свободной торговли и таможенном сотрудничестве. Подписано также многостороннее Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. К сожалению, на практике многие соглашения стран СНГ не начали действовать (например, соглашение об Экономическом суде СНГ).
Сотрудничество в производственной сфере предполагает создание условий для развития специализации и кооперации, образования международных компаний, совместных производственных объединений и финансово-кредитных организаций, установление единого антимонопольного законодательства, снятие ограничений на инвестирование капитала стран-участниц СНГ. Одно из направлений сотрудничества - свободное перемещение рабочей силы и снятие ограничений на получение работы и жилья гражданами стран СНГ во всех странах Содружества.
Страны Содружества 9 октября 1994 г. подписали Соглашение о создании платежного союза стран СНГ, который в будущем сменится валютным союзом. В соответствии с соглашением расчеты между хозяйствующими субъектами должны осуществляться децентрализовано через коммерческие банки и валютные рынки без существенного вмешательства государств, с применением рыночного обменного курса для всех видов внешнеэкономических операций и через либерализацию режима обмена остатков средств на счетах нерезидентов в их национальную валюту.
Практическая реализация направлений интеграции, отраженных в подписанных членами СНГ соглашениях, осуществляется крайне медленно.