Ключевые понятия и термины. Конкурентность (соперничество), исключаемость, чистое частное благо, чистое общественное благо, общее благо
Конкурентность (соперничество), исключаемость, чистое частное благо, чистое общественное благо, общее благо, исключаемое благо, кривая спроса на чистое общественное благо, проблема «безбилетника», социальное количество общественного блага, оптимальный объем общественного блага, перегружаемое общественное благо, величина перегрузки, клубные блага.
Вопросы для повторения
1 Каковы характерные особенности чистого частного блага? Чистого общественного блага?
2 Чем различаются кривые спроса на чистое общественное благо и на чистое частное благо?
3 В чем заключается проблема «безбилетника»?
4 При каких условиях производится эффективный объем выпуска общественного блага?
5 Почему в рыночной экономике объем выпуска общественного блага может быть меньше эффективного?
6 Производство каких общественных благ – перегружаемых или исключаемых – более вероятно отдельными фирмами?
7 Почему государство обеспечивает предложение некоторых благ, например, образования, которые не являются общественными?
Тесты и задачи
1 Какие из нижеперечисленных благ являются общественными:
а) общественное телевидение;
б) коммерческое телевидение;
в) бассейн, принадлежащий жилищному кооперативу;
г) честность;
д) НИОКР в области лечения и защиты от СПИДа?
2 Неэффективность рыночного ценообразования при производстве общественных благ проявляется в том, что:
а) страны, полагающие только на рыночный механизм, превращаются в отсталые общества;
б) снижается образованность общества;
в) не создаются транспортные коммуникации там, где они могут оказаться наиболее перспективными;
г) все перечисленное верно.
3 Общественное благо G востребовано двумя группами потребителей. Готовность первой группы платить за это благо описывается функцией вида Р=5- G, а готовность второй – функцией вида Р=10-0,5 G, где Р – готовность платить за благо G, тыс.ден.ед., G – его количество, тыс.ед. Предельные издержки производства блага G заданы функцией МС=2,5 G. Каковы общественно эффективный объем предоставления блага G и готовность каждой из групп потребителей платить за него?
4 Ограниченные возможности рынка в предоставлении общественных благ обусловлены:
а) неспособностью частных производителей выявить такие блага;
б) высокой конкуренцией на рынке общественных благ;
в) способностью потребителей уклоняться от уплаты потребляемых благ;
г) государственным регулированием цен на такие блага.
5 Эффективным является такой объем производства чистого общественного блага, при котором:
а) ни один потребитель не ограничен в его потреблении;
б) общественные предельные издержки производства блага равны общественным предельным выгодам его потребления;
в) частные предельные издержки производства блага равны общественным предельным выгодам его потребления;
г) благо производится с наименьшими издержками.
6 Частные фирмы не способны осуществлять финансирование оптимального объема фундаментальных научных исследований потому, что эти исследования:
а) не дают прибыли;
б) приносят выгоды, которые не могут быть измерены в деньгах;
в) приносят выгоду обществу в целом, включая и неплательщиков;
г) все вышесказанное неверно, так как нерегулируемый рынок всегда поставляет оптимальный объем фундаментальных исследований.
7 Какие внешние эффекты проявляются при производстве чисто общественных благ:
а) положительные;
б) отрицательные;
в) положительные и отрицательные;
г) никаких.
8 Разница между кривыми спроса на чистое общественное и чистое частное благо заключается:
а) в большей эластичности кривой спроса на чистое частное благо;
б) потребители чистого общественного блага могут контролировать объем спроса;
в) кривая спроса на чистое частное благо формируется путем вертикального суммирования, а кривая спроса на чистое общественное благо – горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса;
г) совокупный спрос на чистое общественное благо определяется путем вертикального суммирования индивидуальных объемов спроса.
Литература
[10, с.430-447; 11, с.278-290; 14, с.587-601; 15, с.311-335; 16, с.354-368; 19, с.662-687; 27, с.780-788; 52, т.2, с.298-320]
Тема 14 ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА – 2 часа
1 Методология анализа общественного выбора. Концепция «Экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен.
2 Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя.
3 Общественный выбор в условиях предоставительной демократии: Лоббизм, Логроллинг, парадокс голосования.
4 Модели бюрократии. Поиск политической ренты.
Темы рефератов и докладов
1 Политико-экономический цикл в условиях рентоориентированного поведения.
2 Фиаско государства: проблема эффективности государственного вмешательства в экономику.
Литература
1 Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА. – М., 2008. – С.30-38.
2 Бьюкенен Дж.М. Конституция экономической политики \\ Бьюкенен Дж.М. Сочинения /Пер. с англ. Под ред.Р.М.Нуреева. М.: Таурус Альфа, 1997. (Нобелевские лауреаты по экономике. Избранные труда. Т.1). - С.15-30.
3 Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель \ Пер. с англ.В.Лукашевича и др.; Под общ.ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича. – С.-Пб., 1992. - С.370-378.
4 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Изд-во НОРМА, 2009. - С.461-467.
5 Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. Курс лекций (текст): Учеб.пособие для вузов. – М.: Изд-во дом ГУ ВШЭ, 2005. - С.420-461, 472-486.
6 Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора \ Науч.ред., пер.с англ.Г.М.Куманина. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. - С.189-204.
7 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Ю.В.Тарануха; Под общ.ред.проф.А.В.Сидоровича. – М.: 2006. – С.604-609.
8 Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. – М.: 2004. - С.335-354.
9 Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: 2002. – с.509-517.