Понятие прямых иностранных инвестиций и их влияние на экономику государства

Термин «инвестиции» произошел от латинского слова «invest», что означает «вкладывать», а в более широкой трактовке понятие «инвестиции» представляет собой «вложения капитала с целью последующего его увеличения». При этом подразумевается, что прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на другие цели, в т.ч. потребление, вознаградить его за риск, а также возместить определенные потери от инфляции в предстоящем периоде [8, c. 120].

Инвестиции являются одним из базисных объектов регулирования экономики государством. Понятие «инвестиций» относится к числу фундаментальных; они являются одной из самых дефицитных и важных составляющих любой национальной экономики. Адаптация к условиям жесткой конкуренции, риску, а также недостаточности финансовых ресурсов требует чёткого определения понятия «инвестиция» и классификации категорий различных инвестиционных вложений. Ряд ученых, таких как, например, Кэмпбэлл Р. Макконелл и Стэнли Л. Брю дают свою, отличную от других формулировку инвестиций, определяя ее как затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов [14, с. 165]. Итак, инвестициями являются средства, вкладываемые в экономические объекты и проекты, которые предназначены для обеспечения производства экономическими ресурсами в перспективе. Иными словами, инвестиции – это любые имеющиеся средства, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего потребления и вкладываются в определенное направление, приносящее выгоды в перспективе.

Развитие международного сотрудничества и глобализация мирохозяйственных связей ведут к расширению движения капитала между различными странами, а также к росту международных инвестиций. Направляя свой капитал в другую страну, инвестор осуществляет вложения, которые в стране-реципиенте, или принимающей стране, являются иностранными инвестициями.

Под иностранными инвестициями понимают финансовые и материальные средства, вложенные иностранными юридическими и физическими лицами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные ими хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.

Иностранные инвестиции привлекаются в экономику страны с целью ее структурной перестройки, обеспечения экономического роста, создания новых рабочих мест, а также наряду с дополнительными финансовыми и материальными ресурсами для этого же используются передовые иностранные технологии, современная техника, инновационное оборудование, управленческий опыт и прочее. Привлечение иностранного капитала способствует также развитию экспортного потенциала страны, расширению импортозамещения, повышению технического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.

Иностранные инвестиции осуществляются в форме предпринимательского капитала, размещаемого в производственные предприятия стран-реципиентов, либо ссудного капитала в виде займов, кредитов, вложений на текущие счета в иностранные банки.

Предпринимательский капитал может быть размещен в виде прямых, а также портфельных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции выступают основной формой экспорта предпринимательского капитала в зарубежные предприятия, обеспечивая осуществление контроля инвестором или его участие в управлении производством. Согласно определения Международного валютного фонда, иностранные инвестиции являются прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25 % уставного капитала предприятия. Такая форма инвестиций предусматривает организацию новой фирмы или создание совместного предприятия, покупку или поглощение действующего предприятия, а также, как вариант - открытие зарубежного филиала. Прямые иностранные инвестиции являются, как правило, долгосрочными и значительными по объему, что выгодно для стран - получателей инвестиций.

Портфельные инвестиции связаны с ограничением участия в предприятиях и компаниях стран-реципиентов через инструменты фондового рынка (покупку акций, облигаций или других ценных бумаг), при этом инвесторы не контролируют производство фирмы и почти не влияют на процесс управления ею.

Ссудный капитал как кредитные иностранные инвестиции — это кредиты иностранных государств, банков, международных финансово-кредитных учреждений и организаций, корпораций, выдаваемые для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте.

В рамках межправительственных соглашений иностранные кредиты предоставляются стране-реципиенту под платежную гарантию правительства принимающей страны или центрального банка, что делает их наиболее привлекательными для иностранных инвесторов формами вложения капитала, в большей степени защищенными от риска невозврата.

Объектами иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь могут выступать:

- недвижимость, включая предприятие как комплекс имущества;

- ценные бумаги;

- интеллектуальная собственность.

Субъектами иностранных инвестиций, или иностранными инвесторами, на территории Республики Беларусь могут выступать:

- иностранные государства, а также административно-территориальные единицы данных государств в лице уполномоченных органов;

- международные организации;

- иностранные юридические и физические лица;

- граждане Республики Беларусь и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства заграницей;

- иностранные организации, которые не являются юридическими лицами, но созданы в соответствии с законодательством иностранных государств.

Иностранные инвестиции осуществляются преимущественно в следующих формах:

- долевое участие в уставных фондах юридических лиц;

- создание юридического лица, полностью принадлежащего иностранным инвесторам;

- приобретение имущества, имущественных прав, а именно: оборудования и других основных средств, недвижимости, ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности и пр.

В соответствии с законодательством иностранным инвесторам запрещены инвестиции в сферу обеспечения обороноспособности и безопасности страны, если на то не дано специальное разрешение Президента Республики Беларусь. Также запрещены инвестиции в изготовление и реализацию наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ согласно перечня, утверждаемого Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Запрещены иностранные инвестиции в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, если на то не получено согласие Министерства экономики Республики Беларусь [6, c.32].

Веской причиной для привлечения иностранною капитала является рост объема капиталовложений в принимающей стране до более высокого уровня, чем это дает возможный уровень сбережений внутри страны. Низкий уровень сбережений не позволяет осуществлять через банковскую систему капиталовложения в новые предприятия и продукцию. А увеличение капиталовложений ускоряет экономический рост, хотя между прямыми иностранными инвестициями и ростом ВВП нет причинной связи. Некоторым странам, характеризующимся высоким уровнем прямых иностранных инвестиций, удалось создать благоприятные условия для роста инвестиций. Страны с низким уровнем прямых иностранных инвестиций, не создавшие необходимых условий, не достигли экономического роста и характеризуются постоянным отсутствием инвестиций. В большинстве же случаев рост иностранных инвестиций сопровождается экономическим ростом при проведении рыночных реформ, носящих последовательный и устойчивый характер.

Прямые иностранные инвестиции стимулируют рост экспорта и являются важным постоянным источником валютных резервов в странах с переходной экономикой.

При привлечении иностранных инвестиций в процессе приватизации государственной собственности имеется возможность финансирования бюджетного дефицита, пенсионных программ и других обязательств. Привлечение прямых иностранных инвестиций может привести к росту производительности через предоставление новых технологий, улучшение методов работы и контроля качества, обучение кадров.

Определяющим критерием привлечения иностранного капитала является трансферт иностранных технологий или иных инновационных внешних факторов. Сам факт включения предприятия с долей иностранного капитала в разряд привлекающих иностранные технологии положительно отражается как на повышении его престижности, так и на внутренней конкурентоспособности.

Преимущественной формой иностранных инвестиций являются прямые инвестиции, в связи с чем они являются основным источником капиталовложений. Прямые иностранные инвестиции не ложатся бременем на внешний долг государства, но они обеспечивают интеграцию национальной экономики в мировую, а также являются фактором усиления рыночных отношений. Развитие совместной предпринимательской деятельности обусловливает появление новых отраслей, инновационных видов производства, снижение производственной себестоимости, а также расширение рынков сбыта и экспортных возможностей предприятия.

Деятельность иностранных компаний, безусловно, влияет на состояние внутреннего рынка, так как заставляет конкурирующие предприятия поставлять качественные товары на международные рынки. Для стран с трансформационной экономикой и высококвалифицированной рабочей силой наличие в государстве высокотехнологичных предприятий международного уровня позволяет снизить склонность и стремление квалифицированных работников к эмиграции в страны с более высоким заработком.

Иностранными инвесторами движут различные мотивы, но независимо от этих мотивов любая страна должна стать привлекательной для них. Существует три типа иностранных инвесторов в зависимости от мотивации и целевых установок.

Так, инвесторы, заинтересованные в освоении новых рынков, путем покупки или создания фирм завоевывают или расширяют свое присутствие на рынке. Объектами их инвестиций становятся технологические коммуникации, машиностроение, торговля, финансовый сектор, производство потребительских товаров.

Среди инвесторов, которые размещают производство в зарубежной стране с целью минимизации производственных издержек и увеличения прибыли, преобладают известные транснациональные компании, которые перемещают производство в более «дешевые страны» из-за высокой заработной платы и рентных выплат в своей стране.

Существует множество факторов, объясняющих неравномерную или различную роль, которую играют иностранные инвестиции в экономике страны-реципиента. К таким факторам относятся:

- состояние переходного процесса, которое показывает, в какой степени переходная экономика действует в качестве рыночной и каким образом она отражает доверие иностранных инвесторов к работе в этих условиях экономики. К этому также относится приватизационная политика, которая отражает готовность страны открыть свой процесс приватизации для иностранных инвесторов;

- наличие природных ресурсов, которое привлекает крупные иностранные компании по добыче нефти, газа и полезных ископаемых;

- инфляция и стабилизация национальной денежной единицы, так как при высокой инфляции выгодно вкладывать денежные средства в отрасли с коротким сроком обращения капитала – торговлю, а также другие виды посредничества. Инфляция отрицательно сказывается на размерах банковского процента за кредит. Чем выше инфляция, тем выше ставка процентов за кредит, тем меньше выгодность вложений в досрочные активы. Поэтому стабилизация национальной денежной единицы – одна из главных задач государственного макроэкономического регулирования, решение которой будет способствовать вложению средств в производство;

- инвестиционный рейтинг государства. Высокие рейтинговые оценки позволяют повысить авторитет государства на международном рынке капитала, а также снизить издержки для его привлечения;

- создание инфраструктуры фондового рынка и механизма доступа к нему иностранных инвесторов. Основной функцией государства в этой сфере является создание устойчивой системы регулирования рынка ценных бумаг и обеспечения его функционирования, при этом один из принципов государственной политики на данном рынке – минимальное государственное вмешательство и максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка. При этом следует учитывать, что рынок ценных бумаг – один из наиболее регламентированных рынков, и особое внимание нужно уделить программе мер, направленных на повышение стандартов информационной прозрачности рынка ценных бумаг, а также созданию саморегулируемых организаций, как профессиональных участников этого рынка, направлениям защиты интересов государства, а также субъектов рынка и ценных бумаг;

- существование торговых, культурных и исторических связей между предприятиями страны-получателя и потенциальными странами-донорами, потому что торговля и инвестиции тесно взаимосвязаны [7, c. 224].

ГЛАВА 2

Наши рекомендации