К теме 5. Понятие преступления
С нормативной точки зрения вопрос о понятии преступления урегулирован в ст.2, 14, 15 УК РФ. Студенту следует начать изучение темы с усвоения этого нормативного материала.
Важным аспектом понятия преступления является вопрос о социальной природе преступления. Студенту необходимо знать, что ранее в юридической литературе вопрос о природе преступления рассматривался исключительно с классовых позиций, и преступление рассматривалось как проявление антагонизма между классами или его последствие. В настоящее время в теории уголовного права появились иные точки зрения, в соответствии с которыми, преступление рассматривается в качестве посягательства на общечеловеческие ценности.
Вместе с тем, классовую природу преступления нельзя полностью игнорировать. История развития человечества показывает, что понятие о преступном формируется вместе с формированием государства, общества, разделением его на классы. В этих условиях преступление действительно во многом являлось проявлением классовых противоречий. Да и в настоящее время классовый характер преступления еще не канул в лету. Более того, процесс формирования новых классов может вновь сделать вопрос о классовом характере преступления весьма актуальным.
По мере развития общества изменялось его представление о преступлении, изменялось само понятие преступления, одни деяния криминализировались, другие декриминализировались. Это говорит о том, что преступление носит не только социальный, но и исторический характер. Таким образом, можно сказать, что понятие преступления неразрывно связано с состоянием общества, его политическими, экономическими и социальными условиями.
Содержание понятия преступления раскрывается в ст.14 УК. Это первое законодательное определение понятия преступления, содержащее указание на его признаки. Действующее понятие преступления носит формально-материальный характер, поскольку включает в себя и формальный признак запрещенности деяния законом, и материальный признак - указание на общественную опасность деяния.
Всего понятие преступления включает в себя четыре признака: общественную опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Студенту следует иметь в виду, что он должен уметь раскрыть содержание этих признаков. При этом содержание признака общественной опасности преступления следует раскрывать с позиций социальной природы и исторического характера преступления.
Необходимо также обратить внимание и на следующее обстоятельство. Законодатель достаточно широко использует понятия характера и степени общественной опасности преступления. Следует усвоить содержание этих понятий и уметь пояснить его, исходя из того, что “характер” указывает на качественную, а “степень” на количественную характеристику преступления.
Важное значение для правильного уяснения содержания понятия общественной опасности имеет положение ч. 2 ст. 14 УК. В ней говорится, что не относится к преступлению действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Это положение, кстати, еще раз подчеркивает обязательность общественной опасности как признака преступления.
При изучении темы о понятии преступления студент должен уяснить вопрос и о категориях преступления, которые выделяются в зависимости от характера и степени его общественной опасности. В действующем УК категории преступлений предусмотрены ст. 15. Необходимо отметить, что в уголовном законодательстве регламентация категорийности преступлений в единой норме произведена впервые.
Ранее в законодательстве широко использовались указания на различные категории преступлений, но понятие их, за исключением понятия тяжкого преступления, не давались. Это серьезно затрудняло правоприменительную деятельность. Поэтому включение в УК нормы о категорийности преступлений, несомненно, есть совершенствование уголовного закона.
Статьей 15 УК предусмотрено четыре категории преступлений: небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Студент должен усвоить содержание как указанных категорий, так и те критерии, по которым законодатель делит преступления на категории.
Студенты должны усвоить условия для изменения категории преступления судом, а также те обстоятельства при которых это происходит.
Важным является вопрос об отличии преступлений от иныхправонарушений, в частности, административных правонарушений, гражданско-правовых, трудовых. Здесь необходимо отметить, что в юридической литературе по данному вопросу высказываются различные точки зрения. Так, одни авторы полагают, что преступление от других правонарушений отличается степенью общественной опасности. Другие считают, что признак общественной опасности присущ только преступлению. Третья позиция заключается в том, что преступление от других правонарушений отличается и степенью, и характером общественной опасности. Студент должен знать приведенные точки зрения по рассматриваемому вопросу и уметь аргументировано определить собственную позицию.
Еще одним моментом, на который следует обратить внимание, является проблема криминализации и декриминализации деяний. Дело в том, что этот процесс тесно связан с процессом развития общества и государства, переоценкой ценностей, которая наиболее бурно происходит в периоды резких смен политического и экономического курсов. В определенной мере эти процессы оказывают воздействие не только на решение вопросов о преступном или непреступном, но и на структуру, динамику и тенденции преступности.
Студенту следует усвоить, что, несмотря на схожесть понятий преступлений и преступность, они различны по содержанию. Преступность определяется как относительно массовое, исторически изменчивое, классово-социальное явление, которое образуется всей совокупностью преступлений, совершаемых в конкретном государстве за конкретный период времени. В литературе имеются и другие определения понятия преступности, но подробно данный вопрос изучается в криминологии.