Совокупный спрос:сущность, элементы и факторы
Совокупный спрос (АD) представляет собой спрос на общий объём товара и услуг который может быть предъявлен при определённом уровне цен,(это та потребность хоз.деятельности, которая выраж. в денежной форме).Если эк-ка близка к состоянию полной занятости, то рост АD вызовет не столько увеличение объема выпуска (т.к. практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.
В структуре АD можно выделить:Спрос на потребительские товары и услуги; Спрос на инвестиционные товары; Спрос на товары и услуги со стороны гос-ва; Спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента АD). AD = C + I + G + Xn
Кривая совокупного спроса (АD) – это шкала, графически изображаемая в виде кривой, кот.показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальные объемы пр-ва, кот.внутренние потребители, фирмы и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в эк-ке, при кот. товарный и денежный рынки находятся в равновесии. Нисходящая кривая АD указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем нац. пр-ва, кот. будет куплен. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем нац.продукта потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели захотят купить.
На характер кривой AD влияет целый ряд факторов, кот. можно разделить на две группы: ценовые и неценовые факторы. Ценовые ф-рыдействуют таким образом, что изменяется объем AD, что выражается в движении вдоль кривой AD. Движение вдоль кривой AD отражает изменение AD в зависимости от динамики общего уровня цен.
Выделяют три ценовых ф-ра:
1) Эффект процентной ставки: Повышение уровня цен вызывает повышение спроса на деньги, что при неизменном объеме денежного предложения влечет повышение процентной ставки, последнее сокращает спрос на реальные денежные остатки и снижает спрос на реальный объем национального продукта: объем инвестиций и общий уровень расходов в экономике.
2) Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков: Повышение уровня цен вызывает снижение реальной стоимости финансовых активов с фиксированной ставкой (срочных счетов и облигаций), что делает домашние хозяйства беднее и снижает общий объем расходов.
3) Степень открытости нац.экономики: Повышение уровня цен в стране вызывает снижение ее экспорта и увеличение импорта и, соответственно, чистого экспорта, что влечет за собой снижение общего объема расходов на отечественные блага как со стороны национальных, так и со стороны иностранных потребителей (при стабильных импортных ценах).
Неценовые факторы действуют таким образом, что вызывают изменения характера совокупного спроса, что выражается в сдвиге кривой AD вправо или влево:
1.Факторы, вызывающие изменение в потребительских расходах (рост населения, доходы, благосостояние потребителей, ожидание потребителей, задолженность потребителя, подоходный налог.)
2.Факторы, вызывающие изменение в инвестиционных расходах (%-ые ставки, ожидаема прибыль от инвестиций, налоги на прибыль, технологический уровень производства)
3.Факторы, вызывающие изменение в расходах государства (гос. закупки)
4.Факторы, вызывающие изменение в расходах со стороны иностранного сектора на чистый объем отечественного экспорта (динамика и уровень национального дохода в других странах, изменение валютного курса)
5.Монетарные факторы (предложение денег, скорость обращения денег).
17. Совокупное предложение-объём реально производимого конечного продукта в нац.экономике при определ.уровне цен(в стоимостном выражении)
Совокупное предложение (AS) — это общее количество конечных товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) в экономике при разных уровнях цен. Зависимость объема предложения от среднего уровня цен в стране называют КРИВОЙ AS. На характер кривой AS влияют:
а) ценовые факторы;
б) неценовые факторы. Первые изменяют объем совокупного предложения (перемещение вдоль кривой AS). Вторые (изменения в технологии, ценах ресурсов, объеме применяемых ресурсов, налогообложении фирм, структуре рынка, производительности труда) приводят к сдвигу кривой AS.
Выделяют 3 сегмента кривой:
а) горизон-тальный (кейнсианского), когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным;
б)вертикальный (классического), когда национальный продукт остается посто-янным на уровне полной занятости, а уровень цен может изменяться; в) промежуточный (восхо-дящий) отрезок, когда изменяются и реальный объем национального производства, и уровень цен.
В краткосрочном периоденоминальные вели-чины (уровень цен, номинальная з/п, номинальная ставка ссудного %) достаточно стабильны. Как гибкие параметры себя обнаруживают реальные величины: объём выпуска, уровень занятости, реальная ставка %. Поэтому кривая AS в краткосрочном периоде принимает почти горизонтальный вид.
В долгосрочном периоде номинальные вели-чины способны заметно измениться, а реальные изменяются крайне медленно, так что их рассматривают как постоянные. Линия AS принимает вертикальный вид на отметке, соответствующей экономике полной занятости.