Проблемы обоснования экономической модели

В процессе перехода от советских традиций экономического образования к использованию западных принципов в этом образовании в государственных стандартах и программах по экономической теории стали преобладать такие три раздела, как микроэкономика, макроэкономика и эконометрика. В предыдущих темах данного учебного пособия мы кратко рассмотрели современные микро- и макроэкономические проблемы науки и практики. Приступаем к проблемам эконометрики.

Эконометрика — это наука, изучающая количественные и качественные экономические взаимосвязи с помощью математических и статистических методов и моделей. Она в одном исследовании объединяет экономические, математические и статистические подходы к объекту.

Термин «эконометрика» состоит из двух частей: «эконо» — от «экономика» и «метрика» — от «измерение».

Первые попытки количественных измерений в экономике относятся к ХVII веку. Они были связаны с представителями нового направления в экономической теории — политической арифметики (У. Петти, Ч. Давенант и Г. Кинг).

Далее, значительный вклад в становление эконометрической науки внесли исследования цикличности экономики (К.Жугляр, С.Китчин, С.Кузнец и Н.Кондратьев).

С 1925 г. начали строиться первые экономические модели, использующие методы гармонического анализа. Эти методы были перенесены в экономическую теорию из астрономии, метеорологии и физики.

К 1930-м годам XX столетия сложились все предпосылки для выделения эконометрики в отдельную науку. В этот период для более глубокого понимания хозяйственных процессов экономисты стали использовать в той или иной степени статистику и математику. Возникла необходимость объединить все исследования в этом направлении с целью создания новой науки со своим предметом и методом.

Но наиболее широкое распространение эконометрика получила с созданием и внедрением первых электронно-вычислительных машин. Дальнейшее развитие электронно-вычислительной техники на основе цифровых технологий расширило возможности использования эконометрических моделей и методов практически во всех прикладных экономических науках (финансы, бухучёт, статистика, экономика промышленных предприятий, менеджмент и других). В последующие годы количество эконометрических исследований лавинообразно увеличивалось. Происходило быстрое развитие математического аппарата, необходимого для изучения экономики, в первую очередь, теории экстремальных задач и специфических методов анализа данных, составивших основное содержание эконометрики. Всё новые и новые разделы математики стали привлекаться для анализа экономических явлений, например, теоремы о неподвижных точках, дифференциальная топология, теория устойчивости, функциональный анализ, теория случайных процессов, и другие. Кажется, что сегодня не осталось ни одного раздела математики, который не использовался бы экономистами, опирающимися на либеральную методологию, для теоретических исследований микро- и макроэкономических процессов. Однако западная экономическая теория продолжает находить новые области приложения эконометрики. Поскольку эконометрика дает методологию оценки параметров моделей микро- и макроэкономики, а также инструментарий для различных экономических измерений в реальной экономике, то либеральная методология рассматривает эконометрику как часть экономической теории, наряду с разделами экономикс по микро- и макроэкономике,

Современные телекоммуникационные технологии продолжают расширять возможности совершенствования методов экономических измерений. Данные технологии создали условия для стандартизации национальных счетов в странах «Золотого миллиарда» и в некоторых развивающихся социально-экономических системах, функционирующих ныне в системе мирового хозяйства. Это способствовало развитию мощных исследовательских международных кредитных организаций, таких как Мировой Банк и Международный валютный фонд, а также увеличению потока экономической информации, доступной для большинства исследователей в разных странах мира. Поток такой информации постоянно обновляется и обогащается как за счет введения новых измеряемых показателей (например, индекса инфляционных ожиданий, кредитных рейтингов, и т.п.), так и за счет внедрения международных стандартов в развитых и в отдельных развивающихся странах. В результате у западных экономистов сложилось мнение, что эконометрика, микроэкономика и макроэкономика представляют базовую составляющую современного экономического образования мирового уровня.

Однако современный мировой кризис обнажил несостоятельность этого мнения. Эмпирические исследования не привели к обнаружению фундаментальных законов или хотя бы закономерностей универсального характера, которые могли бы служить базой для теоретических построений. Ряд закономерностей, которые в течение десятилетий считались эмпирически доказанными, были впоследствии опровергнуты. Под давлением разразившегося кризиса-катастрофы развитые страны Запада, отказавшись от основных принципов либеральной методологии, все как один вынуждены применять жёсткое государственное регулирование и национализацию в качестве первоочередных мер. Отступление лидерами мирового хозяйства от идеалов свободного рынка наглядно демонстрирует, что дальнейшее развитие этих государств на основе теории «западного мэйнстрима» невозможно.

В России эконометрика не получила статус отдельного направления в экономической науке, а использовалась как часть статистики, математики и информатики. Но, с введением в программу государственного стандарта по экономической теории курсов по микро- и макроэкономике, стали широко применяться эконометрические исследования. Данный стандарт предполагает включение в экономическую теорию курса эконометрики, поэтому отечественным высшим учебным заведениям было рекомендовано преподавание этой дисциплины в качестве раздела экономической теории.

Классическая политэкономия и её высшее критическое выражение – марксистская политэкономия – относит эконометрику к одному из направлений экономико-математических методов анализатеоретико-экономических исследований. Она рассматривает эконометрику как преемницу и продолжательницу многих разделов точного естествознания, в первую очередь математики и статистики. Поэтому при использовании моделей и методов эконометрики в сфере социальной и экономической деятельности необходимо учитывать специфику данного междисциплинарного направления. Опасность неправомерного распространения эконометрики на области, достаточно далёкие от сфер точного естествознания, может привести к искажению результатов научных исследований, к расхождению их с реальной действительностью. В связи с этим политэкономия не рассматривает эконометрику как науку, позволяющую объяснить все социально-экономические процессы общественного воспроизводства, а применяет экономико-математический анализ как один из методов познания экономической теории. В данном контексте эконометрика используется политэкономией как прикладная наука.

Сущность метода экономико-математического анализа в изучении марксисткой теории заключается в статистическом измерении (оценивании) параметров математических выражений, характеризующих некоторую экономическую концепцию о взаимосвязи и развитии объекта, явления, и в применении полученных таким путём эконометрических моделей для конкретных экономических выводов. При этом процесс создания эконометрических моделей должен учитывать все важные взаимосвязи, закономерности и условия развития объекта моделирования в различных возможных (часто ненаблюдаемых в действительности) условиях.

Главным инструментом эконометрики является эконометрическая модель (англ. econometric model) - экономико-математическая модель, параметры которой оцениваются с помощью методов математической статистики.

По сравнению с чисто аналитическими моделями эконометрические модели более точны и подробны, не требуют грубых допущений и упрощений, позволяют учесть большое число факторов. Но они имеют существенные недостатки – громоздкость, плохая обозримость, большой расход машинного времени при их построении и анализе и крайняя трудность поиска оптимальных решений, которые приходиться искать "на ощупь", путем догадок и проб. Аналитические модели в отличие от эконометрических являются более приспособленными к решению оптимизационных задач. Наиболее эффективная методика экономико-математических исследований – это совместное применение аналитических и эконометрических моделей. Аналитическая модель дает возможность в общих чертах разобраться в явлении, наметить как бы контуры основных закономерностей. Уточнение же этих закономерностей – прерогатива эконометрических моделей. С этой точки зрения важная задача эконометрики – проверка теоретико-экономических положений и выводов на фактическом (эмпирическом) материале при помощи методов математической статистики.

В целом экономико-математическая модель представляет собой обобщение существенной качественной информации об объекте анализа и служит базой для проведения расчётных экспериментов, позволяющих получить различные характеристики и параметры для заданных условий развития изучаемого объекта.

Основные преимущества использования экономико-математических моделей заключаются в:

а) одновременном учёте в модели большого числа требований, условий и предположений, а также в их пересмотре в ходе работы с моделью;

б) непротиворечивости получаемых по модели систем показателей;

в) возможности получения вариантов поведения изучаемого явления (объекта) для широкого диапазона и сочетания исходных условий и предположений.

Экономико-математические модели по назначению делятся на теоретико-экономические и прикладные. Большинство прикладных моделей являются экономико-статистическими моделями или включают последние в качестве составных частей. Эти модели используются как средства анализа и прогнозирования конкретных экономических процессов на микро- и макроэкономическом уровне на основе реальной статистической (эмпирической) информации.

Эконометрические модели – это особый вид экономико-статистических моделей, представляющих собой систему одновременных регрессионных (стохастических) уравнений, в которых отражается зависимость эндогенных величин (искомых) от внешних воздействий (текущих экзогенных величин) в условиях, описываемых оцениваемыми параметрами модели, а также лаговыми переменными. Подобные системы часто называют системами линейных одновременных уравнений (англ. simultaneous equations), имея в виду, что зависимая переменная одного уравнения может появляться одновременно в качестве независимой переменной в одном или нескольких других уравнениях.

Кроме регрессионных (как линейных, так и нелинейных) уравнений в эконометрике используются и другие математико-статистические модели, например, имитационные, гравитационные, адаптивные, рекурсивные и т.д.

Эконометрику как дисциплину, созданную на стыке трёх наук (экономики, математики и статистического анализа) можно подразделить на три вида научной и прикладной деятельности:

1.Разработка и исследование эконометрических методов (методов прикладной статистики) с учетом специфики экономических данных;

2.Применение эконометрических методов и моделей для статистического анализа конкретных экономических данных.

3.Создание и анализ эконометрических моделей в соответствии с конкретными потребностями экономической науки и практики.

В рамках национальных экономик инструментарий эконометрики успешно используется:

- на макроэкономическом уровне – в моделировании систем налогообложения, валового внутреннего продукта, статистического контроля, общественных сбережений и инвестиций и т.д.;

- на микроуровне – в моделировании систем учёта и контроля производственных процессов, документооборота, управления, ценообразования и других систем, необходимых для эффективной внутрипроизводственной деятельности предприятий, фирм и различных микроэкономических образований.

Сегодня любая область экономики и менеджмента имеет дело с экономико-математическим моделированием и статистическим анализом. Поэтому каждый экономист должен знать и уметь применить на практике эконометрические методы для решения производственных и управленческих задач в разных отраслях национальной экономики. Например, в связи с переходом нашей страны на инновационные технику и технологии перспективно использовать эконометрические методы в решении проблем по анализу научного потенциала России, при изучении рисков инновационных исследований, проведении маркетинговых опросов, сравнении инвестиционных проектов, эколого-экономических исследований, разработке стратегии производства, в задачах контроллинга и страхования рисков и в других сферах, представляющих стратегический интерес для российской экономики.

Таким образом, эконометрические методы – эффективный инструмент в работе менеджера и инженера-экономиста, занимающихся конкретными реальными экономическими и теоретическими проблемами, и задача высшей школы – дать его в руки выпускников экономических и технических специальностей. Но, кроме теоретических знаний, будущие специалисты должны знать и использовать в своей деятельности специальные инструменты – компьютерные системы, разработанные на основе достижений эконометрической науки. Эти компьютерные системы предназначены для анализа статистических данных и построения эконометрических моделей определённых экономических и технико-экономических процессов и явлений. Использование таких компьютерных систем, в свою очередь, предполагает необходимость предварительного изучения курса линейной алгебры, теории вероятностей, математической статистики, математического анализа и информатики в пределах стандартного курса вуза.

Цель курса эконометрики – обучить магистрантов практическому применению методов построения регрессионных моделей и их экономической интерпретации, статистического анализа временных рядов и прогнозирования экономических процессов, применения систем одновременных эконометрических уравнений в имитации разных сценариев социально-экономического развития экономических структур различного иерархического уровня (регионов, стран, отраслей, фирм).

В процессе освоения курса студенты приобретают знания и умения, необходимые для построения, идентификации и верификации на базе имеющейся исходной статистической информации эконометрических моделей с применением инструментария регрессионного анализа, моделей временных рядов и систем одновременных эконометрических уравнений. В ходе решения практических задач на персональном компьютере студенты приобретают навыки работы с инструментами анализа данных Excel.

Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов. Непременным условием по успешному изучению раздела «Эконометрика» и освоению эконометрического материала (как, впрочем, в математике и статистике) является решение задач. Для закрепления полученных знаний и выработки навыков самостоятельной научной работы студентам рекомендуется выполнение контрольной работы.

Наши рекомендации