Наиболее распространенными финансовыми активами являются сберегательные и срочные счета в банках, ценные бумаги
В макроэкономической теории обычно рассматриваются два вида ценных бумаг: обыкновенные акции (долевые ценные бумаги) и облигации (долговые ценные бумаги).
Акции выпускают фирмы, чтобы привлечь средства для инвестирования в производство, не прибегая к займам. Размер собственного капитала фирмы при этом увеличивается, а доля компании, приходящаяся на одну акцию, уменьшается. Владелец обыкновенной акции имеет право на часть прибыли, оставшейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов, — дивиденд — и может участвовать в управлении компанией в рамках своей доли.
Облигация — это ценная бумага, которая подтверждает факт заимствования. Она приносит владельцу (кредитору) фиксированный доход, обычно в виде процента от суммы займа. В реальной экономике выпускать облигации могут и фирмы, и государство. Однако фирмы делают это относительно редко, предпочитая брать кредиты у финансовых посредников, например коммерческих банков. Поэтому под облигациями в макроэкономике обычно понимаются государственные ценные бумаги, выпускаемые для финансирования дефицита бюджета и проведения кредитно-денежной политики.
Независимо от цены размещения ценных бумаг (номинала) фактически их рыночная цена определяется доходностью, которую они приносят владельцу. От доходности зависит, какое количество денег экономические агенты, имеющие сбережения, хотели бы вложить в эти активы, т.е. объем спроса на них. От доходности, которую должны обеспечить покупателям ценных бумаг их эмитенты, зависит также объем их предложения. Для упрощения во многих теоретических моделях в качестве доходности ценных бумаг принимается ставка процента.
Риски, связанные с ценными бумагами, обычно не учитываются.
На валютном рынкепроисходит обмен национальной денежной единицы на деньги, выпущенные другими государствами.
Предложение иностранной валюты на территории страны прежде всего определяется объемом валютной выручки фирм — экспортеров отечественного продукта. Другими источниками являются факторные доходы домашних хозяйств от использования принадлежащих им ресурсов за рубежом, доходы от продажи финансовых активов и объектов недвижимости иностранным экономическим агентам, кредиты, предоставленные внешним миром национальной экономике, иностранная экономическая помощь и частные трансферты.
Спрос на иностранную валюту прежде всего предъявляют фирмы-импортеры. Она нужна им для оплаты благ, произведенных за границей. Другим наиболее значимым мотивом спроса на иностранную валюту может быть использование ее в качестве средства накопления или резерва. Правда, лишь очень ограниченное число валют может выполнять эту функцию более или менее успешно. Кроме того, иностранная валюта нужна для оплаты ресурсов, предоставленных внешним миром национальной экономике, приобретения финансовых и других активов за рубежом и т.д.
Ценой валюты в обменных операциях является ее номинальный валютный курс, т.е. цена единицы национальной валюты, выраженная в количестве иностранной валюты.
Например, валютным курсом рубля к доллару является количество долларов, которые можно обменять на один рубль, к евро — соответствующее количество евро и т.д. Поскольку на территории страны обычно присутствует несколько валют, удобно определять средневзвешенный курс национальной валюты по отношению к «корзине» иностранных валют с учетом доли расчетов в соответствующей валюте во внешнеторговых операциях страны. В этом случае говорят об «эффективном» курсе национальной валюты.