Пример 4.1 ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГА НА ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕНЗИНА
Еще во времена арабского нефтяного кризиса 1973 г. правительство США рассматривало вопрос об увеличении налога на бензин, целью которого было в первую очередь снижение потребления бензина, а не увеличение государственного бюджета. Поэтому правительство также рассмотрело способы перераспределения общих поступлений от налога в пользу потребителей. Одним из популярных предложений стала программа, при которой предлагалось возвратить налоговые поступления в семейный бюджет поровну на душу населения. Была ли это хорошая идея?
Давайте подсчитаем воздействие такой программы за пять лет. Соответствующая эластичность спроса от цены составляет около —0,5. Предположим, что потребитель с низким доходом использует около 1200 галлонов в год, цена бензина I долл. за галлон, а годовой доход потребителя составляет 9000 долл.
Рис. 4.7 показывает воздействие налога на потребление бензина (график построен в соответствующем мас-
1 Товары Гиффина — обычно малоценные товары, спрос на которые в определенных условиях растет при повышении на них цены, а не снижается, как следовало бы ожидать.
После уплаты налога на бензин плюс скидка
После уплаты налога на бензин
Пердоначальная ' бюджетная линия
JJ U и
Потребление бензина, галлонов Рис. 4.7. Зависимость потребления бензина от дохода покупателя
штабе, и поэтому эффекты, обсуждаемые нами, видны достаточно отчетливо). Первоначальная бюджетная линия представлена отрезком AB, потребитель максимизирует полезность в точке С (на кривой безразличия Иг), покупая 1200 галлонов бензина и расходуя 7800 долл. на остальные товары. Если налог равен 50 центам за галлон, цена возрастает на 50 %, смещаясь к новой бюджетной линии AD. (Вспомним, что когда цена меняется, а доход остается фиксированным, бюджетная линия вращается вокруг осевой точки.)
При коэффициенте эластичности —0,5 потребление снизится на 25%—с 1200 до 900 галлонов, а потребительский выбор переместится в максимизирующую полезность точку E на кривой безразличия Hi (потому что на каждый 1 % роста цены бензина спрос снижается на
0,5%).
Предлагаемая программа, однако, частично нивелирует этот эффект. Предположим, что налоговые поступления на человека равны примерно 450 долл. (900 галлонов умножить на 50 центов за галлон) и потребитель полу-
чает свои 450 долл. обратно. Как данный возросший доход влияет на потребление бензина? Воздействие может быть выражено графически сдвигом бюджетной линии вверх на 450 долл. — линии FG, которая параллельна AD. Сколько бензина купит теперь наш потребитель? В гл. 3 мы видели, что эластичность спроса от дохода равна приблизительно 0,3. Так как 450 долл. представляют 5-процентный рост дохода (450 долл./9000 долл. = 0,05), ожидаемый эффект от предлагаемой программы приведет к росту потребления на 1,5 % (0,3 умножить на 5 %) от 900 галлонов, или на 13,5 галлона. Новый максимизирующий полезность выбор соответствует точке H.
Несмотря на программу, предусматривающую возврат налоговых поступлений, налог снизит потребление бензина на 286,5 галлона — с 1200 до 913,5 галлона. Так как эластичность спроса на бензин от дохода относительно низка, в результате возврата налоговых поступлений эффект возмещения будет преобладать над эффектом дохода и программа сократит потребление в целом.
Рис. 4.7 показывает также, что программа взимания налога на бензин с последующим возвратом налоговых поступлений превращает потребителя со средним доходом в потребителя с более низким благосостоянием, так как H лежит ниже кривой безразличия Иг. Зачем же вводить такую программу? Те, кто выступал за налоги на бензин, утверждали, что это укрепило бы национальную безопасность (так как способствовало бы сохранению запасов топлива и, следовательно, снижению зависимости от иностранной нефти) и ослабило бы ОПЕК.
Рыночный спрос
До сих пор мы говорили в основном о кривой спроса отдельного потребителя. Как формируется кривая рыночного спроса? В данном разделе мы покажем, что кривые рыночного спроса могут быть получены суммированием кривых индивидуального спроса всех потребителей на отдельном рынке.