Пример 4.1 ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГА НА ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕНЗИНА

Еще во времена арабского нефтяного кризиса 1973 г. правительство США рассматривало вопрос об увеличении налога на бензин, целью которого было в первую очередь снижение потребления бензина, а не увеличение государ­ственного бюджета. Поэтому правительство также рас­смотрело способы перераспределения общих поступлений от налога в пользу потребителей. Одним из популярных предложений стала программа, при которой предлагалось возвратить налоговые поступления в семейный бюджет поровну на душу населения. Была ли это хорошая идея?

Давайте подсчитаем воздействие такой программы за пять лет. Соответствующая эластичность спроса от цены составляет около —0,5. Предположим, что потребитель с низким доходом использует около 1200 галлонов в год, цена бензина I долл. за галлон, а годовой доход потреби­теля составляет 9000 долл.

Рис. 4.7 показывает воздействие налога на потребле­ние бензина (график построен в соответствующем мас-

1 Товары Гиффина — обычно малоценные товары, спрос на которые в определенных условиях растет при повышении на них цены, а не снижается, как следовало бы ожидать.

После уплаты налога на бензин плюс скидка

После уплаты налога на бензин

Пример 4.1 ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГА НА ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕНЗИНА - student2.ru

Пердоначальная ' бюджетная линия

JJ U и

Потребление бензина, галлонов Рис. 4.7. Зависимость потребления бензина от дохода покупателя

штабе, и поэтому эффекты, обсуждаемые нами, видны достаточно отчетливо). Первоначальная бюджетная линия представлена отрезком AB, потребитель максимизирует полезность в точке С (на кривой безразличия Иг), по­купая 1200 галлонов бензина и расходуя 7800 долл. на остальные товары. Если налог равен 50 центам за галлон, цена возрастает на 50 %, смещаясь к новой бюджетной линии AD. (Вспомним, что когда цена меняется, а доход остается фиксированным, бюджетная линия вращается во­круг осевой точки.)

При коэффициенте эластичности —0,5 потребление снизится на 25%—с 1200 до 900 галлонов, а потреби­тельский выбор переместится в максимизирующую по­лезность точку E на кривой безразличия Hi (потому что на каждый 1 % роста цены бензина спрос снижается на

0,5%).

Предлагаемая программа, однако, частично нивелирует этот эффект. Предположим, что налоговые поступления на человека равны примерно 450 долл. (900 галлонов умножить на 50 центов за галлон) и потребитель полу-

чает свои 450 долл. обратно. Как данный возросший доход влияет на потребление бензина? Воздействие может быть выражено графически сдвигом бюджетной линии вверх на 450 долл. — линии FG, которая параллельна AD. Сколько бензина купит теперь наш потребитель? В гл. 3 мы видели, что эластичность спроса от дохода равна при­близительно 0,3. Так как 450 долл. представляют 5-про­центный рост дохода (450 долл./9000 долл. = 0,05), ожидаемый эффект от предлагаемой программы при­ведет к росту потребления на 1,5 % (0,3 умножить на 5 %) от 900 галлонов, или на 13,5 галлона. Новый мак­симизирующий полезность выбор соответствует точке H.

Несмотря на программу, предусматривающую воз­врат налоговых поступлений, налог снизит потребление бензина на 286,5 галлона — с 1200 до 913,5 галлона. Так как эластичность спроса на бензин от дохода отно­сительно низка, в результате возврата налоговых поступ­лений эффект возмещения будет преобладать над эффек­том дохода и программа сократит потребление в целом.

Рис. 4.7 показывает также, что программа взимания налога на бензин с последующим возвратом налоговых поступлений превращает потребителя со средним доходом в потребителя с более низким благосостоянием, так как H лежит ниже кривой безразличия Иг. Зачем же вводить такую программу? Те, кто выступал за налоги на бензин, утверждали, что это укрепило бы национальную безопас­ность (так как способствовало бы сохранению запасов топлива и, следовательно, снижению зависимости от ино­странной нефти) и ослабило бы ОПЕК.

Рыночный спрос

До сих пор мы говорили в основном о кривой спроса отдельного потребителя. Как формируется кривая рыноч­ного спроса? В данном разделе мы покажем, что кривые рыночного спроса могут быть получены суммированием кривых индивидуального спроса всех потребителей на от­дельном рынке.

Наши рекомендации