Схемы подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия продукции требованиям ТР в рамках установленной формы обязательного подтверждения соответствия осуществляется в соответствии со схемами обязательного подтверждения соответствия.

Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным нормам, а именно:

- испытания (типовых образцов, партий и единиц продукции);

- сертификацию системы качества (на стадиях проектирования и производства, только производства или при окончательном контроле и испытаниях);

- инспекционный контроль.

В соответствии с новым законом "О техническом регулировании" схемы оценки соответствия устанавливаются исключительно в ТР и не могут быть скорректированы в процессе взаимодействия органа по сертификации с заявителем. Это обстоятельство представляет определенные трудности для разработчиков ТР, которые должны учесть все особенности будущей продукции. Ведь схемы, распространяющиеся на большую группу продукции, по отношению к конкретной продукции не должны быть излишне обременительными с учетом целей ТР.

Для создания благоприятных условий взаимного признания результатов подтверждения соответствия, желательно применять европейскую директиву, желательно брать за основу схемы, близкие к процедурам оценки соответствия, установленным в этой директиве.

Следует отметить, что в Европейском Союзе подобный набор с подробным описанием содержится в Решении Совета ЕС 993\465\ЕЭС) "О модулях различных фаз процедур оценки соответствия и правил нанесения и применения маркировки СЕ".

Необходимо учитывать, что в этом документе применяется единственная форма обязательного подтверждения соответствия - декларирование соответствия.

Схемы сертификации и декларирования соответствия даны в табл. 2,3.

Таблица 3

Схемы декларации

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Обозначение европейского модуля, близкого к схеме
Заявитель Приводит собственные доказательства соответствия в техническом файле. Принимает декларацию о соответствии A
Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Заявитель Принимает декларацию о соответствии C
Орган по сертификации Сертифицирует систему качества на стадии производства Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Заявитель Принимает декларацию о соответствии Орган по сертификации Осуществляет инспекционный контроль за системой качества D
Орган по сертификации Сертифицирует систему качества на этапах контроля и испытаний Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Заявитель Принимает декларацию о соответствии Орган по сертификации Осуществляет инспекционный контроль за системой качества E
Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит выборочные испытания партии выпускаемой продукции Заявитель Принимает декларацию о соответствии F
Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания каждой единицы продукции Заявитель Принимает декларацию о соответствии G
Орган по сертификации Сертифицирует систему качества на стадиях проектирования и производства Заявитель Проводит испытания образца продукции. Принимает декларацию о соответствии Орган по сертификации Осуществляет инспекционный контроль за системой качества H

Таблица 4

Схемы сертификации

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Обозначение прежней схемы сертификации *
1c Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Аккредитованный орган по сертификации Выдает заявителю сертификат соответствия
Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Аккредитованный орган по сертификации Проводит анализ состояния производства Выдает заявителю сертификат соответствия 1a
3c Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Аккредитованный орган по сертификации Выдает заявителю сертификат соответствия Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (испытания образцов продукции) 2, 3, 4
4c Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Аккредитованный орган по сертификации Проводит анализ состояния производства Выдает заявителю сертификат соответствия Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (испытания образцов продукции и анализ состояния производства) 2а, 3а, 4а
Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Аккредитованный орган по сертификации Проводит сертификацию системы качества или производства Выдает заявителю сертификат соответствия Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (контроль системы качества (производства), испытания образцов продукции, взятых у изготовителя или продавца)
6c Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания партии продукции Аккредитованный орган по сертификации Выдает заявителю сертификат соответствия
7c Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания каждой единицы продукции Аккредитованный орган по сертификации Выдает заявителю сертификат соответствия
* Из числа схем сертификации, установленных Изменением №1 "Порядка проведения сертификации продукции в Россицской Федерации"

Органы по сертификации

Сертификацией могут заниматься организации любой формы собственности: частные, государственные или с иностранным участием. При этом устанавливается принцип недопустимости совмещения контрольных функций и функций органа по сертификации.

Что сейчас делает ведомство? Само устанавливает нормы. Затем само контролирует, да еще и сертифицирует изготовителя продукции. Конфликт налицо: чем больше я устанавливаю требований, тем больше мне контрольных функций и полномочий, а также штатной численности. Всех нужно просертифицировать, а это платная услуга. Закон все расставляет по местам; контроль остается за ведомством, а сертификация уходит от государственного органа к сертифицирующему независимому. Сертификация должна стать независимой оценкой. Количество сертифицирующих органов не ограничено, что соответствует закону о конкуренции. Самые главные характеристики органа по сертификации - профессионализм, добросовестность и независимость. Причем "добросовестность" не просто слово: если из-за неправильно проведенной сертификации товар оказался небезопасным, орган по сертификации делит ответственность с изготовителем за небезопасный товар. Смысл сертификации - в объективной независимой оценке, которая в идеале не должна быть навязана государством, а должна стать методом конкурентной борьбы изготовителей или дополнительной перепроверкой безопасности для продавцов различных категорий.

В соответствии с законом "О техническом регулировании" орган по сертификации выполняет следующие функции:

1. привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ;

2. осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации договором;

3. ведет реестр выданных им сертификатов соответствия; информирует соответствующие органы государственного контроля за соблюдением требований ТР о продукции поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

4. приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;

5. обеспечивает заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

6. устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия.

Испытания и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованным испытательными лабораториями.

Сейчас орган по сертификации и испытательная лаборатория - одно юридическое лицо. Рекомендация ЕС - разделить, их так результаты будут объективнее. Но для нас пока это утопия. Независимость испытательных лабораторий - это задача, которую надо решить, развивая декларирование, следует развивать рынок испытательных лабораторий как источник независимых исследований, по результатам которых предприниматель может судить о выполнении требований и на этой основе принимать или не принимать декларации о соответствии.

Наши рекомендации