Тема 6. сертификация: цели, задачи, принципы, участники
План
6.1. Определение сертификации.
6.2. Задачи сертификации.
6.3. Цели сертификации.
6.4. Принципы сертификации.
6.5. Участники сертификации.
6.6. Функции органа по сертификации.
Сертификация является одним из видов деятельности по оценке соответствия, т. е. соблюдения установленных требований к продукции, процессу или услуге.
Комитет по вопросам сертификации (СЕРТИКО) Международной организации по стандартизации (ИСО) в руководстве № 2 ИСО (ИСО /МЭК2) версии 1982 г. определил сертификацию как действие, удосто- веряющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствуют определенным стандартам или другим нормативным документам.
Таким образом, сертификация получила всемирное признание как одна из форм обеспечения высокого качества и безопасности продукции1.
Значит, сертификация – это процедура, посредством которой орган по сертификации документально удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов.
Цели сертификации:
1) содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
2) защита потребителя от недобросовестного изготовителя;
3) контроль безопасности продукции для окружающей среды,
жизни и здоровья людей;
4) создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России;
Пример, который свидетельствует о высоком социально-экономическом эффекте сертификации: отказ в сертификации и запрет реали зации на рынке 100 т бельгийской говядины спасли от острого пищевого отравления тысячи людей, затраты на их лечение составили бы около 60 млн р., а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах – еще около 100 млн р.»2.
Задачи сертификации
Для достижения вышеуказанных целей сертификации должен быть решен ряд важных задач, к числу которых относятся:
- создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений;
- определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды нормативных документов;
аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых;
- подготовка и аккредитация экспертов;
- разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым для сертификации продукции, процессов и услуг;
- модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс-методов, отвечающих требованиям международных стандартов;
- установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;
- международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двухсторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.
Основные принципы сертификации:
1. Законодательная основа сертификации – Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон «О техническом регулировании» и другие правовые акты.
2. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с междуна-родными нормами и правилами. Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран.
3. Открытость и закрытость информации. При сертификации должно осуществляться информирование всех ее участников – изготовителей, потребителей, органов сертификации и др. заинтересованных сторон. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.
Участниками сертификации являются:
– изготовители продукции, исполнители услуг (первая сторона), т.е. в индустрии гостеприимства это гостиницы и другие средства размещения;
– органы по сертификации, испытательные лаборатории, Росстандарта РФ и другие федеральные органы исполнительной власти (вторая сторона).
Орган по сертификации (ОС) несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата. Испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний осуществляют аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею испытаний нормативных документов, а также за достоверность и объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром.Например, известный центр испытаний и сертификации «Ростест – Москва». Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются Центральные органы систем сертификации (ЦОС),которые, в свою очередь, осуществляют руководство и координируют деятельность ОС и ИЛ, рассматривают апелляции по поводу действий ОС и ИЛ.
Главным участником работ по сертификации является эксперт – лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.От его знаний, опыта, личных качеств, т. е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.
Как было отмечено в определении, сертификация – это процедура, посредством которой орган по сертификации документально удостоверяет соответствие продукции установленным требованиям. В качестве документального удостоверения выступает свидетельство, которое может быть в виде сертификата или декларации о соответствии.
Сертификат соответствия– документ, выданный по правилам системы сертификации, для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Декларация о соответствии– документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель услуг) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция или оказываемая услуга соответствует установленным требованиям.
Вопросы для самоподготовки:
1. Назовите цели и задачи сертификации.
2. Приведите принципы сертификации.
3. Кто является участниками сертификации?
4. Что такое сертификат соответствия?