История развития научной мысли и понятийное осмысление собственности
Ксенофонт рассматривал всякое хозяйство как имущество, состоящее из полезных вещей, которыми люди пользуются в своей жизни. Платон, исходя из разделения труда между сословиями, полагал, что в идеальном государстве должна существовать общая собственность, ибо собственность частная является основой имущественных раздоров и взаимных разбирательств.
Идею связи собственности с хозяйственными отношениями позднее развил Аристотель. Согласно его взглядам, собственность - неотъемлемая часть «ойкоса» (дома, хозяйства), необходимое условие и предпосылка его существования. Каждый свободный человек распоряжается принадлежащим ему имуществом на основе права собственности, которое поддерживается и охраняется государством. В противоположность Платону, ратовавшему за общую собственность, Аристотель выступал как сторонник собственности частной.
Таким образом, эволюция научных представлений о собственности в античной философии протекала в двух основных направлениях. Во-первых, собственность рассматривалась в прямой связи с хозяйственными отношениями, с точки зрения которых выделялись ее основные элементы. Во-вторых, она трактовалась как правовое отношение, с присущими ему принципами и законами. Свое логическое завершение эти идеи получили в классической римской юриспруденции (II век н. э.), где были окончательно определены и зафиксированы такие основные элементы собственности, а« «владение», «пользование» и «распоряжение». Связывая с собственностью абсолютное господство свободного гражданина над вещью, римские юристы считали, что она может реализоваться лишь с помощью права. Позднее должно официально закрепляться в законодательном порядке, благодаря которому регламентируются все имущественные отношения в обществе.
Один из наиболее ярких приверженцев “естественного права” - английский ученый Т. Гоббс (1588-1679) трактовал проблему собственности применительно к своей теории происхождения государства. Ее постулаты таковы. Во-первых, человеческая природа естественна, неизменна и всегда остается равной себе самой. Во-вторых, все люди равны от природы по своим физическим и умственным способностям, а следовательно, они обладают равными естественными правами. В-третьих, человеческое общество в своем развитии проходит два состояния: естественное (первобытное) и гражданское. Первое характеризуется отсутствием собственности, разграничением между «моим» и «твоим». Здесь каждый стремится осуществить свое естественное право, не считаясь с естественными правами других, вследствие чего между людьми возникает борьба. В этом состоянии всеобщий принцип человеческого поведения - «война всех против всех», который противоречит стремлению людей к самосохранению и нормальной жизни. Разум позволяет им договориться между собой о принципах совместной деятельности. Так возникает государство, знаменующее собой переход от «естественной фазы» развития к «гражданскому обществу», где на законном основании формируется естественное право каждого человека на принадлежащую ему собственность.
Дальнейшее развитие теории «естественного права» собственности связано с именем другого английского ученого - Дж. Локка (1632-1704), в работах которого она обрела свою классическую форму. Различая вслед за Гоббсом два состояния человеческого общества, Локк вместе с тем считал, что естественное состояние вовсе не означает полного бесправия и постоянной вражды одних людей с другими. Напротив, оно характеризуется естественной свободой и равенством. Основные принципы естественного права - личная свобода и частная собственность. Отсюда и утверждение: причина перехода от естественного состояния к гражданскому обществу- «не война всех против всех», а ненадежность прав человека. Общественный договор, лежащий в основе происхождения государства, не создал никакого права. Он был заключен между людьми для того, чтобы гарантировать им соблюдение и защиту их естественных прав, в том числе права собственности.
Согласно Локку, в качестве первоначальной основы частной собственности выступает труд. В естественном состоянии общества каждый индивид, будучи «господином над самим собой и владельцем своей личности, ее действий и труда», присваивает часть предметов природы, находящихся в общем владении и пользовании. Частная собственность на землю ограничивается здесь участком, на котором он трудится и обретает все произведенные им продукты. На этой основе покоятся личная свобода и имущественное равенство всех членов общества.
Таково, по мнению английского мыслителя, содержание «естественного права» частной собственности - «священной» и «неприкосновенной». Оно оставалось бы незыблемым, если бы не существовало денег. С их появлением приращение частной собственности может осуществляться посредством не только труда, но и обмена. Возникающее при этом неравенство в распределении земли и денег дает возможность отдельным лицам присваивать в виде процента и ренты ту часть прибыли, которая раньше представляла собой вознаграждение за личный труд. Так «естественное право» частной собственности, основанное на личном труде, «естественным» же образом превращается в право присвоения чужого труда.
В гражданском обществе эти правоотношения оформляются и закрепляются в виде юридических норм. И коль скоро государство права не создает, а лишь его поддерживает и защищает с помощью законов и судебных учреждений, выросшее из естественного состояния право собственности превращается в право гражданского общества. Но сущность самого права остается при этом неизменной: частная собственность имеет в качестве своей предпосылки личную свободу, последняя в свою очередь базируется на частной собственности.
Учение Локка о естественности свободной частной собственности оказало большое влияние на развитие английской классической политической экономии. «Взгляды Локка, - писал К. Маркс, - имеют тем более важное значение, что он является классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному; кроме того, его философия служила всей позднейшей английской политической экономии для всех ее представлений». Речь, в частности, шла о представлениях А. Смита, который развил эти идеи применительно к политической экономии. Он отправлялся от той посылки, что самое священное и неприкосновенное право собственности есть право на собственный труд, ибо труд есть первоначальный источник всякой собственности вообще. Вместе с тем Смит полагал: только в первобытном обществе рабочий присваивает полный продукт своего труда; с возникновением же частной собственности на землю и накоплением капитала из него делаются «вычеты» в пользу собственников средств производства и землевладельцев в форме прибыли и ренты. Оставшаяся часть образует заработную плату рабочего. Прибыль, ренту и заработную плату Смит считал «естественными» формами дохода, имеющими своими источниками соответствующие объекты собственности - капитал, землю и труд. Исходя из этого, он выделил три класса буржуазного общества: предпринимателей (промышленников и купцов), земельных собственников и наемных рабочих.
Такое положение вещей, согласно Смиту, базируется на «естественном праве» свободной частной собственности. Это означает, что каждый индивидуум может свободно распоряжаться принадлежащей ему собственностью: предприниматель - капиталом, землевладелец - землей, наемный рабочий - трудом. И никто не имеет права вмешиваться в их пользование собственностью (при условии, что последнее не наносит вреда обществу). Если же подобное вмешательство имеет место, оно представляет собой посягательство на священную частную собственность, а значит, и на законную свободу ее субъекта.
Сообразно этому наилучшей экономической системой может быть только система «естественной свободы», где наиболее полно реализуется право частной собственности. В ней «каждому человеку, пока он не нарушает законов справедливости, предоставляется совершенно свободно преследовать по собственному разумению свои интересы и конкурировать своим трудом и капиталом с трудом и капиталом любого лица и целого класса». Это, собственно, и есть система рыночной экономики, которая представлялась А. Смиту изначально данной и разумной, развивающейся по своим естественным законам. Государство не должно вмешиваться и диктовать свою волю ее субъектам; задача государственной власти состоит в том, чтобы создавать и поддерживать надлежащие условия для их предпринимательской деятельности.
Экономическое обоснование естественной частной собственности и классовой структуры буржуазного общества, данное А. Смитом, всецело разделял Д. Рикардо, идеи которого представляют собой высший взлет английской классической политической экономии. В дальнейшем эти идеи стали одним из фундаментальных оснований западной экономической науки, сыграли большую роль и в становлении марксистской политэкономии.
Одним из наиболее широко распространенных вариантов правовой интерпретации собственности является экономическая теория прав собственности, у истоков которой стояли американские экономисты - Р. Коуз и А. Алчиан. Важный вклад в ее дальнейшую разработку внесли И. Барцель, Г. Беккер, Г. Демеец, Л. Норт, Р. Познер и др.
К числу отличительных черт данной теории следует отнести следующее. Во-первых, ее авторы считают, что собственностью является не какой-либо ресурс сам по себе, а пучок прав или доля прав по его использованию, т.е. собственность как таковая отождествляется с правом собственности. Полный «пучок прав» включает в себя одиннадцать элементов: 1) право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами; 2) право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя; 3) право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ; 4) право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ; 5) право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага; 6) право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; 7) право на передачу благ в наследство; 8) право на бессрочность обладания благом; 9) запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде; 10) право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга; 11) право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий. Все эти права собственности трактуются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.
Во-первых, авторы теории прав собственности, придерживаясь методологии маржинализма, выводят феномен собственности из факта редкости, ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования; без этой предпосылки бессмысленно говорить и о собственности вообще. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, то они — ничьи, никому не принадлежат или, что одно и то же, принадлежит всем, ибо имеется свободный доступ к ним. Иначе говоря, такие ресурсы не являются объектом чьей-либо собственности.
Исключение других из свободного доступа к ресурсам предполагает четкое определение этих прав. Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу. Поведение всех хозяйствующих субъектов в соответствии с приобретенными правами должно строиться на основе эффективного использования ресурсов, минимизации альтернативных издержек, полной ответственности за положительные и отрицательные результаты осуществляемой ими деятельности.
Следует отметить, что принцип «священности и неприкосновенности» частной собственности был подвергнут сомнению и критике уже в период возникновения капитализма. Так, представители раннего утопического коммунизма Т. Мор и Т. Кампанелла выступили не только против частной собственности, в которой они видели основу нищеты и неравенства, но и за упразднение собственности вообще. Эти мыслители прогнозно описывали идеальное общество, основанное на принципах свободы, равенства, справедливости, общности имущества. Позднее подобного рода идеи развивались представителями утопического социализма - А. Сен-Симоном, Ш. Фурье и Р. Оуэном. Критикуя капитализм и частную собственность, они разрабатывали утопические проекты переустройства общества на социалистических началах .
Особую теоретическую конструкцию построил французский мелкобуржуазный социалист П. Прудон (1809-1865). Применяя формально диалектический, а по сути — метафизический метод к анализу экономических категорий, он считал их продуктом «чистого разума», порождением «абсолютной идеи». Экономические категории предстают у него оторванными от действительности, вечными, раз и навсегда данными. Пытаясь выделить в каждой из них две стороны - хорошую и плохую, Прудон полагал, что первая должна сохраняться, а вторая подлежит устранению. Подвергнув с этих позиций критике частную собственность, он объявил ее просто «кражей», величайшим злом, заблуждением человеческого рода, имея в виду крупную капиталистическую собственность. Последняя-де - плохая сторона собственности, ибо речь идет о присвоении нетрудового дохода. Ей противопоставлялась собственность мелкого производителя, которая определялась как «владение». Это - хорошая сторона собственности, ибо она базируется на трудовом доходе, а потому адекватна человеческой природе и вечной справедливости. Согласно Прудону, в основе будущего разумного устройства общества должен лежать эквивалентный обмен услугами между отдельными товаропроизводителями.
Эти идеалистически-метафизические построения были подвергнуты развернутой критике К. Марксом, показавшим, что их автор не понимал органической внутренней связи частной собственности с простым товарным и капиталистическим товарным производством, что, отрицая одну форму частной собственности (крупнокапиталистическую), он в то же время выступал за сохранение другой (мелкобуржуазной). Кроме того, Прудон «спутал всю совокупность... экономических отношений с общим юридическим понятием «собственность»'. Рассматривая частную собственность как независимую и самостоятельную юридическую категорию, он изображал ее результатом печального заблуждения, насилия и обмана, а не закономерным итогом развития общественного производства. Поэтому частная собственность и предстает у этого автора в качестве метафизической и юридической иллюзии.
В противовес Прудону Маркс, применив диалектический метод к исследованию экономических отношений, принципиально по-новому поставил вопрос о сущности собственности как социально-экономического феномена. Это не нечто вечное, естественное и неизменное, а исторически определенное развивающееся явление. «В каждую историческую эпоху, -писал К. Маркс, - собственность развивалась различно и при совершенно различных общественных отношениях. Поэтому определить буржуазную собственность - это значит не что иное, как дать описание всех общественных отношений буржуазного производства» .
Собственность, таким образом, может быть научно охарактеризована только посредством отображения всей системы производственных отношений. Маркс подчеркивал: ответить на вопрос, что такое собственность, политическая экономия в состоянии только анализом совокупности «этих отношений собственности не в их юридическом выражении как волевых отношений, а в их реальной форме, т.е. как производственных отношений».
Значительное место в марксистской экономической теории занимают проблемы упразднения капиталистической частной собственности и замены ее социалистической общественной собственностью. Суть соответствующих выдвинутых положений такова. Во-первых, социалистическая собственность возникает не на пустом месте: в недрах капиталистического способа производства складываются материальные предпосылки для перехода к новому общественному строю, к числу которых относится прежде всего обобществление труда и производства. Во-вторых, уже в рамках капитализма в качестве специфической реакции на рост обобществления производства происходит определенное самоотрицание капиталистической частной собственности, которая в ходе своего эволюционного развития принимает ассоциированные формы. В-третьих, превращение капиталистической собственности в социалистическую в экономическом отношении представляет собой не одноразовый акт, а длительный процесс, сопряженный с громадными трудностями; для их преодоления необходим особый исторический переходный период, в течение которого должны быть созданы все условия для реального (а не формального лишь) обобществления производства. В-четвертых, различные формы социалистической собственности становятся в рамках указанного периода двояким образом: а) объекты частнокапиталистической собственности путем национализации сразу переходят в собственность государства, которое призвано выступить действительным представителем всего общества трудящихся в целом, наладить хозяйствование в общенациональном масштабе; б) трудовая частная собственность путем добровольного обобществления средств производства мелких производителей постепенно преобразуется в собственность кооперативную. Наконец, в-пятых, и государственная и кооперативная собственность - суть преходящие формы исторического процесса становления и развития коммунистической общественной собственности.
В советской политико-экономической литературе в рамках официальной марксистской доктрины имели место длившиеся десятилетиями методологические дискуссии по поводу уточнения категориального определения собственности, выявления ее места в системе производственных отношений, интерпретации правовой ипостаси, трактовки диалектики экономической и юридической ее стороны. В ходе этих дискуссий сформировались два главных направления исследования собственности, каждое из которых имеет свои отличительные особенности. Так, в рамках первого направления собственность рассматривается как экономическая категория. Причем внутри данного направления в свою очередь сложились два основных подхода к ее трактовке (назовем их условно «ограничительным» и «расширительным»). С точки зрения «ограничительного» подхода под собственностью понимается отдельное (в методологическом аспекте - исходное и основное) производственное отношение. В целом для него характерно следующее: 1) собственность определяется чаще всего либо как общественно-производительное отношение, складывающееся между людьми по поводу присвоения материальных благ, в первую очередь средств производства, либо как специфический способ соединения непосредственных производителей и средств производства; 2) экономическое содержание собственности раскрывается определенными авторами посредством категорий «владение», «пользование» и «распоряжение»; 3) акцентируется внимание на необходимость разграничения экономических и юридических отношений собственности. С точки же зрения «расширительного» подход» собственность вообще не может выступать в качестве особого, самостоятельного производственного отношения, поскольку она представляет собой систему производственных отношений, в пределах которых развертывается ее экономическое содержание. В связи с этим собственность определяется и как условие и как результат воспроизводственного процесса.
В рамках второго направления собственность означает прежде всего фактическую принадлежность вещей (независимо от того, оформлена ли она в нормах права или нет) определенным лицам. Соответственно собственность на средства производства трактуется как их фактическая принадлежность тем или иным субъектам: индивидам, группам индивидов, классам, обществу в целом. Средства производства выступают здесь как объекты владения, пользования и распоряжения, как предметная сфера проявления води этих субъектов. Собственность как волевое (правовое) отношение представляет собой не отношение определенных субъектов к средствам производства, а отношения между ними по поводу владения, пользования и распоряжения средствами производства, где воля одних лиц так или иначе выступает границей для воли других. При этом различается реально-юридическое отношение собственности и соответствующие ему нормы права. Реально-юридическое отношение собственности по сути своей есть реальное выражение производственных отношений. Иначе говоря, собственность сама по себе (только как волевое отношение) не заключает в себе экономического содержания. Ее содержание дано и проистекает из производственных отношений. В этом заключается реальное (действительное) право собственности, которое присуще любому обществу независимо от исторической ступени его развития. Реальное право собственности отображается в нормах права, которые, как правило, устанавливаются в законодательном порядке.
Стоит отметить, что прошедшие дискуссии хотя и выявили сближение позиций экономистов, придерживающихся того или иного направления, тем не менее не привели к единству взглядов. При всех различиях между ними общим итогом обсуждений стало фактически всеобщее признание в годы «перестройки» необходимости раскрытия специфически экономического содержания собственности через исследование сложной совокупности производственных отношений (включая их поверхностные слои, обозначавшиеся как «хозяйственный механизм», и экономические интересы и т.п.), важности четкого разграничения экономической и юридической сторон собственнических отношений.