Частные показатели основных фондов
Частные показатели характеризуют уровень использования ак-тивной части основных производственных фондов и раскрывают ре-зервы возможного улучшения работы техники.
К ним относятся следующие коэффициенты: 1) экстенсивный (загрузка ММО по времени):
К | э | = | Т ф | ; | К | э | = | Тф | ; | |
Т э | Тпл | |||||||||
2) интенсивный (загрузка ММО по мощности, производительно-
сти):
К | и | = | Пф | ; | К | инт. | = | Qф | ; | |
П пл | Мср | |||||||||
3) интегральный (загрузка машин, механизмов и оборудования или транспортных средств по времени и по мощности одновременно):
Кинт = Кэ · Ки,
Экономика дорожного строительства
где Тф – фактический фонд рабочего времени (ФРВ), ч; Тэ – эффек-тивный ФРВ, ч; Qф – фактический годовой объём продукции в нату-ральных единицах; Мср – среднегодовая мощность ДСО в тех же еди-ницах измерения; Пф – фактическая производительность ММО; Ппл – плановая (проектная, паспортная) производительность ММО или транспортных средств.
Для оценки использования суточного времени машин, механиз-мов, оборудования и транспортных средств служит показатель, назы-ваемый коэффициентом сменности, его можно определить по одной из формул:
К | см | = | МС ; | К | см. | = | N1 + N 2 + N 3 | ; | К | см | = | N 1+ N 2+N 3 | , | |
N уст | N общ | Nmax |
где МС – число отработанных машино-смен; Nуст − число единиц уста-новленных ММО; N1, N2 и N3 – число единиц ММО, работающих соот-
ветственно в I, II и III сменах; Nобщ – общее число единиц ММО; Nmax − число единиц ММО, работающих в наиболее загруженную смену.
Коэффициенты сменности установленных Ксм.у и действующих Ксм.д машин, механизмов, оборудования и транспорта определяют по формулам:
Ксм.у = | 1N1 + 2 N 2 + 3 N 3 + 0Nб.д | ; | Ксм.д = | 1 N 1 + 2 N 2 + 3N 3 | . | ||
N1+ N 2+ N 3+ Nб.д | N 1+ N 2+ N 3 |
где Nб.д − число единиц бездействующих, но установленныхММО;1, 2 и 3 − количество единиц ММО, работающих в одну, две и три смены.
Изменение фондоотдачи ∆Фо за счёт изменения сменности ∆Ксм за отчётный период по сравнению с базисным определяется по фор-муле
Ф о.о =Фо.б Ксм.о
Ксм.б
−1 .
Кроме того, для характеристики машин, механизмов, оборудо-вания, транспортных средств используются следующие натуральные показатели:
выработка продукции в натуральных единицах на одну машину; среднее число часов работы в сутки (месяц или год);
Глава 1. Основные фонды и производственные мощности
коэффициент использования парка машин во времени; доля целодневных потерь в годовом балансе рабочего времени;
доля внутрисменных потерь в сменном балансе рабочего времени. Экстенсивный путь означает увеличение времени использования ММО (работа в две и три смены), т.е. увеличение часов, отработан-ных в течение года, что требует сокращения непроизводительных по-
терь ФРВ.
Наиболее серьёзные причины внутрисменных потерь ФРВ свя-заны с:
перебоями в снабжении материалами, устранению которых по-могут надлежащая структура складского хозяйства, правильное ис-пользование МПЗ, чётко организованный процесс снабжения;
некачественным ремонтом ММО, что требует совершенствова-ния системы технического обслуживания;
недостатками в организации труда, технологии и организации работ, избежать которых можно, совершенствуя организацию труда, повышая действенность низового оперативно-производственного планирования.
Интенсивный путь означает рост объёма СМР, производимой за единицу времени, для чего необходимо совершенствовать техноло-гию производства работ, внедрять передовые методы труда, наиболее полно использовать конструктивные возможности ОПФ, особенно их активную часть.
Экстенсивный путь характеризуют следующие показатели: коэффициент использования календарного времени (плановый,
фактический), определяемый сопоставлением продолжительности ра-бочего времени ММО (планового, фактического) с календарным пе-риодом работы:
К | и.к.в | = | Т | пл | ; | К | и.к.в | = | Тф | ; | |
Тк | |||||||||||
Т к |
коэффициент использования рабочего времени машины, опре-деляемый сопоставлением продолжительности фактического рабоче-го времени машины со временем, установленным режимом её экс-плуатации Треж:
Ки.р.в = ТТф ;
реж
Экономика дорожного строительства
коэффициент использования внутрисменного времени машины, определяемый отношением времени полезной работы машины Тп.р к продолжительности последней (время полезной работы машины оп-ределяется продолжительностью смены за вычетом внутрисменных потерь Пв.с):
Ки.см = | Т см − П в . см | ; | Ки.см = 1 − | Пв.см | ; Тп.р = Тсм − Пв.см . | |
Тсм | Тп.р |
Задача 1.23. На участке имеется250машин.В первую сменуработало 180, во вторую – 120, в третью – 100. Фондоотдача базисно-го периода составляла 5 руб. В отчётный период было принято реше-ние увеличить коэффициент сменности до 1,9.
Определить базисный коэффициент сменности, изменение фон-доотдачи и фондоотдачу в отчётном периоде.
Решение
Определим:
1) базисный коэффициент сменности:
Ксм.б = N1 + N 2 + N 3 = 200+150+100 = 1,8 смены;
Nобщ 250
2) изменение фондоотдачи в отчётном периоде:
К см.о | ||
Ф о.о = Ф о.б | ||
К см.б | ||
− 1 | = 5 | 1,9 | − 1 | = 0,28 руб.; | |||
1,8 | |||||||
3) фондоотдачу в отчётном периоде:
Фо.о = Фо.б + Фо.о = 5 + 0,28 = 5,28 руб.
Задача 1.24. В цехе10станков работали в одну смену, 20 –в двесмены, 35 – в три смены, 3 станка находились в простое.
Определить коэффициенты сменности установленных и дейст-вующих станков.
Решение
Определим:
Глава 1. Основные фонды и производственные мощности
1) коэффициент сменности установленного оборудования:
Ксм.у =1⋅10+2⋅20+3⋅35+0⋅3 = 2,28 смены; 10 + 20 + 30 +3
2) коэффициент сменности действующего оборудования:
Ксм.д = 10⋅1+ +20⋅2++35⋅3 = 2,38 смены. 10 20 30
Фонды рабочего времени
Режим работы организации определяется на основе фондов ра-бочего времени ФРВ: календарного Тк, номинального Тн, эффектив-ного Тэ, планового Тпл и фактического Тф.
Календарный ФРВ единицы оборудования(одной машины,
одного механизма, одного станка) – максимально возможное время их работы. Этот фонд определяют по формуле
Тк = ТсмДк С = 8 · 365 · 3 = 8760 ч,
где Тсм – продолжительность одной смены, обычно 8 ч; Дк – число ка-лендарных дней периода; С – число смен в сутки.
Номинальный ФРВ–время календарного фонда за вычетомпраздничных Дп и выходных Дв дней, определяемый по одной из формул:
Т н = Т см С ( Д к − Д в − Дп ); Т н = Т см СДр ; Д р = Д к − Д в −Дп ,
где Др – число рабочих дней в году.
Для единицы оборудования номинальный фонд рабочего време-ни можно определить следующим образом:
Тн = 8 · 1 (365 – 52 · 2 – 11) = 2 000 ч ,
где 1 – одна смена; 8 – время одной смены; 365 и 52 – число кален-дарных дней и недель в году; 11 – среднее число праздничных дней
Экономика дорожного строительства
в году; 2 – число выходных дней в неделю; Др – число рабочих дней
в году, 250 (365–104–11).
Для организаций с непрерывным циклом производства номи-нальный фонд рабочего времени равен календарному ФРВ.
Эффективный ФРВ–время,полезно используемое в течениепланируемого периода. Эффективный фонд равен номинальному ФРВ, из которого вычитается время, необходимое для ремонта, мо-дернизации, профилактики и наладки оборудования. Этот фонд опре-деляют по формулам:
% | р.пл | % | р.пл | ||||||||||||
Т э = Т н | − Т р . пл ; Т э = Т н | − | ; Т э = Д р ТсмС 1 | − | , | ||||||||||
100% | 100% | ||||||||||||||
где Тр.пл – время простоев на плановый ремонт ММО, ч; %р пл – время простоев на плановый ремонт в процентах от номинального ФРВ, %.
В практической деятельности простои на ремонт планируются от достигнутого уровня. В учебных целях их условно можно принимать равными 10 % от номинального ФРВ, тогда эффективный ФРВ при рабо-те в 1 смену равен 1 800 ч (2 000 · 0,9), в 2 смены – 3 600 ч, в 3 смены –
5 400 ч.
Плановый ФРВравен эффективному за вычетом простоев по про-чим организационно-техническим причинам, %п.пр. В учебных целях эти простои можно условно принимать равными 10 % от эффективного ФРВ:
% | п.пр | ||||||
Т пл = Т э | − | . | |||||
100% | |||||||
Фактический ФРВ–время,фактически отработанное за пери-од. Этот фонд может быть меньше планового на величину простоев, вызванных другими причинами, %д.пр.Эти простои не связаны с про-изводством, они зависят от человеческого фактора.
Структура календарного рабочего времени работников фирмы по их отдельным категориям и группам отражается в балансе рабоче-го времени.
Задача 1.25. В организации имеется500ед.оборудования,ре-жим работы трёхсменный, продолжительность смены 8 ч, в течение года отработано 254 рабочих дня. Простои оборудования на плановый ремонт – 42 тыс.ч.
Глава 1. Основные фонды и производственные мощности
Определить календарный, номинальный и эффективный фонды рабочего времени всего установленного оборудования.
Решение
Определим:
1) календарный ФРВ всего установленного оборудования:
Тк = ТсмС · Дк Nоб = 8 · 3 · 365 · 500 = 4 380 000 ч
или 4 380 тыс. ч;
2) номинальный ФРВ всего установленного оборудования:
Тн = ТсмСДрNоб = 3 · 8 · 254 · 500 = 3 048 000 ч
или 3 048 тыс. ч;
3) эффективный ФРВ всего установленного оборудования:
Тэ = 3 048 – 42 = 3 006 тыс. ч.
Задача 1.26. В2010г.дорожной организации за счёт организа-ционно-технических мероприятий удалось сократить потери рабочего времени на проведение планового ремонта машин. В 2010 и 2011 гг. число выходных дней – 105 и 107, праздничных – 7 и 9. Режим рабо-ты двухсменный, продолжительность смены 8 ч.
Определить номинальный и эффективный фонды рабочего вре-мени, коэффициенты экстенсивной, интенсивной, интегральной за-грузки, фондоотдачи, фондоёмкости, фондовооружённости по годам по данным табл. 1.7.
Данную задачу лучше и нагляднее решать, используя табличную форму (табл. 1.8).
Таблица 1.7
Показатели | Годы | ||
Выручка от реализации, тыс. руб. | 2 240 | 2 670 | |
Среднегодовая производственная мощность, млн руб. | 2,7 | 2,78 | |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 1 244 | 1 271 | |
Фактический ФРВ (в среднем на единицу оборудования) за год, ч | 3 340 | 3 649 | |
Плановые потери ФРВ на ремонт оборудования, % | |||
Среднесписочная численность работающих, чел. |
Экономика дорожного строительства
Таблица 1.8 | |||||||||||||||||||
Показатели | Годы | ||||||||||||||||||
Выручка от реализации, тыс. руб. | |||||||||||||||||||
Среднегодовая мощность, | 2,7 | 2,78 | |||||||||||||||||
млн руб. | |||||||||||||||||||
Средняя стоимость ОПФ, | |||||||||||||||||||
тыс. руб. | |||||||||||||||||||
Фактический годовой ФРВ, ч | |||||||||||||||||||
Потери ФРВ на плановый ре- | |||||||||||||||||||
монт, % | |||||||||||||||||||
Среднесписочная численность | |||||||||||||||||||
работающих, чел. | |||||||||||||||||||
Номинальный фонд рабочего | 2 · 8(365 – 105 – 7) = | 2 · 8(365 – 107 – 9) = | |||||||||||||||||
времени | = 4048 | = 3984 | |||||||||||||||||
Эффективный фонд рабочего | 4 048(1 – 0,07) = | 3 984(1 – 0,04) = | |||||||||||||||||
времени | = 764,64 | = 3 824,64 | |||||||||||||||||
Коэффициент экстенсивной за- | =0,887 | = 0,954 | |||||||||||||||||
грузки | 3764,64 | 3824,64 | |||||||||||||||||
Коэффициент интенсивной за- | = 0,83 | = 0,96 | |||||||||||||||||
грузки | |||||||||||||||||||
Коэффициент интегральной за- | 0,88 · 0,8296 = 0,736 | 0,954 · 0,96 = 0,916 | |||||||||||||||||
грузки | |||||||||||||||||||
Фондоотдача | 2240 = 1,8 | 2670 = 2,1 | |||||||||||||||||
Фондоёмкость | = 0,555 | = 0,476 | |||||||||||||||||
1,8 | |||||||||||||||||||
2,1 | |||||||||||||||||||
Фондовооружённость | =5,0. | =5,04 | |||||||||||||||||
Решение
Определим:
1) номинальный фонд рабочего времени:
Тн = 2 · 8(365 – 105 – 7) = 4 048 ч (2008 г.);
Тн = 2 · 8(365 – 107 – 9) = 3 984 ч (2009 г.); 2) эффективный фонд рабочего времени:
Глава 1. Основные фонды и производственные мощности
Тэ = 4 048(1 – 0,07) = 3 764,64 ч (2008 г.);
Тэ = 3 984(1 – 0,04) = 3 824,64 ч (2009 г.); 3) коэффициенты экстенсивной загрузки оборудования:
Кэ= 3764,643340 =0,887 (2008 г.);
Кэ= 3824,643649 =0,954 (2009 г.);
4) коэффициенты интенсивной загрузки оборудования:
К и = 22402700 = 0,83 (2008 г.);
К и = 22 670780 = 0,96 (2009 г.);
5) коэффициенты интегральной загрузки оборудования:
Кинт = 0,88 · 0,8296 = 0,736 (2008 г.);
Кинт = 0,954 · 0,96 = 0,916 (2009 г.);
6) фондоотдачу предыдущего и отчётного периода:
Ф о = 12442240 = 1,8 (2008 г.);
Ф о = 21271670=2,1(2009г.);
7) фондоёмкость предыдущего и отчётного периода:
Ф ё = 1,81=0,555(2008г.);
Ф ё = 2,11=0, 476(2009г.);
Экономика дорожного строительства
8) фондовооружённость предыдущего и отчётного периода:
Фв = 1244248 =5,02 (2008 г.);
Фв = 1271252 =5,04 (2009 г.).
Среднегодовое числоММО определяется по одной из формул как:1) простая средняя:
N ср = | N н + N к | ; | |
2) взвешенная средняя:
N ср= N н+ | Σ (N ввТ1 ) | − | Σ (N выбТ2 ) | . | |
Количество ММО на конец годаопределяют по формуле ба-
ланса
N к= N н+ΣN вв−ΣNвыб.
По мере старения машин, механизмов, оборудования, транс-портных средств потенциальные возможности относительно времени их работы снижаются. Если возраст машины увеличивается, то за пределами от 3 до 6 лет годовой фонд рабочего времени ежегодно со-кращается на 2 %.
Укрупнённая оценка изменения годового фонда рабочего вре-мени одной машины показывает, что для машин возрастом до трёх лет он не изменяется и равен 1 800 ч.
За пределами трёхлетнего возраста эффективный фонд рабочего времени (Тэф.i)определяют по формуле
Тэф.i = 1 800[2 – (1 + 0,02)i – 3] ,
где i – возраст, год службы машины; 3 – период времени, равный трём первым годам эксплуатации машины, когда его эффективный фонд равен 1 800 ч.
Глава 1. Основные фонды и производственные мощности
Для группы взаимозаменяемых машин годовой эффективный ФРВ определяют исходя из среднего возраста (Тср) машин данной группы:
Тср = | Т 1 N 1 + Т 2 N 2 + Т3 N 3 + ...... + Тi N i | , | |
N общ |
где Тi – возрастная группа машин, годы; Ni – общее количество ма-шин, входящих в i-ю группу.
Система резервов улучшения использования основных фон-
довдорожной организации создаётся за счёт:
технического совершенствования основных фондов:
модернизация производства и техническое перевооружение на базе комплексной автоматизации и гибких производственных систем;
развитие изобретательства и рационализации; своевременное обновление устаревших основных производст-
венных фондов (особенно их активной части); ликвидация узких мест и диспропорции в производственных
мощностях; механизация и автоматизация вспомогательных и обслуживаю-
щих служб; повышение уровня концентрации, специализации и комбиниро-
вания производства;
увеличения времени работы техники:
освобождение от излишних и ликвидация бездействующих ма-шин, механизмов и оборудования (сдача в аренду, лизинг, реализа-ция);
своевременное и качественное проведение капитальных и пла-ново-предупредительных ремонтов техники;
сокращение сроков ремонта и цело- и внутрисменных простоев;
оптимизации организации и управления производством:
ускорение достижения проектной производительности введён-ных объектов основных фондов;
внедрение научной организации труда и производства, новой техники, прогрессивных технологий (мало- и безотходной; энерго-и топливосберегающей);
обеспечение качественными товарно-материальными ценно-стями;
совершенствование управления производством;
Экономика дорожного строительства
повышение уровня квалификации персонала и развитие у него стимулов, способствующих повышению эффективности работы орга-низации.
Задача 1.27. На балансе дорожной организации имеется12ма-шин, средний возраст которых составляет 8 лет.
Определить годовой фонд рабочего времени парка машин.
Решение
Определим годовой фонд рабочего времени парка машин:
Тэ.8 = 1 800[2 – (1,02)8–3]12 = 19 352 ч.
Задача 1.28. На балансе дорожной организации числится90ма-шин, приобретённых в разное время: в т.ч. машин возрастом шесть лет – 20 ед.; восемь лет – 15 ед.; десять лет – 45 ед.; двенадцать лет –
10 ед.
Определить средний возраст имеющихся в организации машин и их годовой фонд рабочего времени.
Решение
Определим:
1) средний возраст парка машин:
Тср | = | 6 ⋅ 20 + 8 ⋅ 15 + 10 ⋅ 45 + 12 ⋅10 | = | 810 | = 9 лет; |
2) эффективный фонд рабочего времени парка машин:
Тэ.9 = 1 800[2 – (1,02)9–3] 90 = 141 562 ч.
Производственная мощность
Производственная мощность(ПМ)организации(участка,цеха) –
максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в на-туральном выражении в заданной номенклатуре и ассортименте в ус-ловиях полного использования закреплённых ОПФ, применения про-грессивных технологий, эффективной организации производства и труда, высокого качества продукции, заданной специализации про-изводства и режима работы.
Глава 1. Основные фонды и производственные мощности
Для расчёта ПМ необходимо знать следующие показатели: фонды рабочего времени ФРВ единицы оборудования; количество однотипных ММОNоб;
выработку В или производительность П ММО; трудоёмкость (время изготовления) одного изделия Тё1;
трудоёмкость (время изготовления) всей производственной про-граммы ТПП, т.е. всего объёма Q выпуска продукции в натуральных единицах (фактического или планового) Тё1(ТПП = QТё1);
процент выполнения норм выработки К в.н; производственную площадь предприятия и его цехов Sпр; режим работы (С – число смен, Тсм – продолжительность смены).
Производственная мощностьопределяет возможный объёмвыпуска продукции, а следовательно, план производства и программу организации, которые, в свою очередь, влияют на объём потребляе-мых материальных и трудовых ресурсов, издержки, эффективность производственной, хозяйственной и финансовой деятельности (доход, прибыль, рентабельность).
Особенность расчёта производственной мощности заключается в том, что подразделения и отдельные виды оборудования, вовлекае-мые в производственный процесс, имеют разную ПМ.
При расчёте планируемой производственной мощности сначала выделяется ведущее подразделение, выполняющее основные техноло-гические операции по изготовлению продукции, на территории кото-рого сосредоточена главная часть ОПФ. Затем в этом подразделении по тем же критериям выделяется группа оборудования (ведущий уча-сток) и рассчитывается ПМ. Расчёт производственной мощности дру-гих элементов позволяет выявить «узкие» либо «широкие» места.
Фактическая ПМ всей технологической цепочки зависит от обо-рудования, имеющего минимальную пропускную способность. После расчёта мощности группы оборудования переходят к расчёту производ-ственной мощности участка, затем – цеха, потом – организации в целом.
Полученные данные позволяют обосновать производственную программу, которая характеризует фактический (или планируемый) выпуск продукции за тот же период времени. Прирост ПМ подразде-лений и соответственно повышение ПМ организации в целом осуще-ствляется за счёт внедрения мероприятий по ликвидации или «рас-шивке» «узких» мест за счёт установки нового дополнительного обо-рудования, модернизации существующего, кооперативных поставок, увеличения сменности.
Экономика дорожного строительства
В зависимости от целей определения производственной мощно-сти в практической деятельности используются следующие её виды:
теоретическая(паспортная) –характеризует максимально воз-можный выход продукции в идеальных условиях работы;
практическая–характеризует наивысший уровень производст-ва, достигаемый при сохранении приемлемой степени эффективности с учётом допустимых потерь рабочего времени, связанных с ремон-том основных фондов и режимом работы;
нормальная–характеризует средний уровень производствен-но-хозяйственной деятельности, достаточный для удовлетворения спроса на продукцию организации с учётом его колебания;
плановая–соответствует годовой нормальной мощности;производственная–определяет максимально возможный объём
выполняемых работ; действующая–ПМ ведущего производственного подразделения;
проектная–ПМ новой фирмы,предусмотренная проектомстроительства, реконструкции, расширения, технического перевоору-жения;
планируемая–ПМ на перспективу(метод«ведущего звена»);фактическая–ПМ на текущий момент(метод«узкого»места).Для обоснования производственной программы (ПП) каждая ор-ганизация ежегодно разрабатывает баланс производственной мощно-
сти, в который включаются:
входная(Мвх) –мощностьна начало периодаМн;
величина ввода мощностиМвв,изменяющаяся под влияниемразличных факторов: новое строительство Мн . с, расширение произ-водства Мрсш, реконструкция Мрек, техническое перевооружение Мт.п, модернизация Ммод, увеличения (уменьшения) мощности вследствие изменения вида работ, режима, номенклатуры, ассортимен-та,трудоёмкости ± Ми.в.р;
величина выбытия мощностиМвыбв результате продажи,пе-
редачи, списания ОПФ, изменения режима, номенклатуры и ассорти-мента;
выходнаяМвыхмощностьна конец периодаМк(баланс произ-водственных мощностей):
Мк = Мн + ΣМвв – ΣМвыб;
Мк = Мн + Мн.c + Мрсш + Мрек + Ммод + Мт.п ± Ми.в.р – Мвыб;
Глава 1. Основные фонды и производственные мощности
среднегодовая мощностьМсрорганизации: | ||||||
1) | простая средняя: | |||||
Мср = Мн+Мк ; | ||||||
2) | взвешенная средняя: | |||||
Мср = М н + | Σ (М вв Т1 ) | − | Σ (М выб Т 2 ) | ; | ||
1 2 | ||||||
1 2 |
где Т1 – число полных месяцев службы производственных мощно-стей, введённых в отчётном периоде, начиная с первого числа месяца, следующего за сроком их приобретения; Т2 – число полных месяцев с момента выбытия производственной мощности до конца года, начи-ная с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.
Производственная площадьSпрхарактеризуется такими поня-тиями:
общая площадь Sобщ;
полезная площадь Sп без учёта вспомогательной, %в.пл; площадь, занимаемая одним изделием Sизд;
площадь, занимаемая одним изделием, с учётом дополнительно-го места, необходимого для организации работы сборщика S1.
Коэффициент использования мощностиКи.мхарактеризуетзависимость фактического объёма работ в натуральных единицах Qф или фактической выручки от реализации продукции в денежном вы-ражении Вр.ф от среднегодовой мощности или от производственной площади:
К | = | Qф | ; | К | = | Вр.ф | . | |
М | ||||||||
и.м | и.м | М | ||||||
ср | ср |
Коэффициент использования площадиКи.плщхарактеризуетзависимость фактического объёма работ в натуральных единицах Qф или фактической выручки от реализации продукции в денежном вы-ражении Вр.ф от производственной площади:
Ки.плщ. = ВSр.ф . пр
Экономика дорожного строительства
Производственную мощность одной машины(одного меха-
низма или единицы оборудования) определяют по формулам:
1) если известна производительность Поб (при дискретном ре-
жиме):
М = Т э NобП об Кв.н;
2) если известна трудоёмкость единицы продукции Тё1:
М = Т э N об К в.н ;
Т ё1
Если известны площади и время цикла сборки изделия Тц:
%в.пл | |||||||||||||||||||||||||
Тэ S п Кв.н | Тэ S общ | 1 − | Кв.н | ||||||||||||||||||||||
М= | ; | М= | 100 % | ; | |||||||||||||||||||||
S | Т | % | д.пл | ||||||||||||||||||||||
ц | Sизд 1 | + | Тц | ||||||||||||||||||||||
100 % | |||||||||||||||||||||||||
S | = S | 1 − | %в.пл | ; | S = S | 1 + | %д.пл | ; | |||||||||||||||||
п | |||||||||||||||||||||||||
общ | изд | 100 % | |||||||||||||||||||||||
100 % |
4) если известны (при непрерывном режиме работы) объём (вес) загружаемого сырья Q, коэффициент выхода готовой продук-ции Квых:
М = Тэ QКвых.
Т ц
Задача 1.29. Количествостанков в цехе составляет100ед.,6 февраля приобретено 12 ед., 11 мая – 20 ед., 16 марта выбыло 4 ед., 20 августа – 8 ед., число рабочих дней в году –250, режим работы – двухсменный, продолжительность смены – 8 ч, простои на плановый ремонт – 6 %, выполнение норм выработки – 125 %; производитель-ность одного станка – 5 дет./ч; годовой план выпуска – 2 317,1 тыс. деталей.
Определить производственную мощность цеха и коэффициент её использования.
Глава 1. Основные фонды и производственные мощности
Решение
Определим:
1) среднегодовое количество станков:
N ср=100+ | (12 ⋅ 10 + 20 ⋅ 7 )− ( 4 ⋅ 9 + 8 ⋅ 4 ) | = 116 ед.; |
2) эффективный ФРВ:
Т э = 250 ⋅ 2 ⋅ 8 (1 − 0,06 )= 250 ⋅ 2 ⋅ 8(1 − 0,06) = 3 760 ч;
3) среднегодовую производственную мощность:
М = 3760 ⋅ 116 ⋅ 5 ⋅ 1,25 = 2726000 дет. или 2 726 тыс. дет.;
4) коэффициент использования мощности:
= 2317,1 =
Ки.м 2726 0,85.
Задача 1.30. В цехе установлено25станков с годовым фондомрабочего времени 3 600 ч каждый, уровень выполнения норм выра-ботки – 110 %, норма времени на обработку одной детали – 15 мин. Коэффициент использования мощности – 0,9.
Определить производственную мощность и величину фактиче-ского выпуска цеха.
Решение
Определим:
1) среднегодовую производственную мощность:
М = 3 600⋅25⋅1,1⋅60 = 396 000 дет. 15
2) фактический выпуск продукции:
Qф= 396 000 · 0,9 = 356 400дет.
Задача 1.31. Годовой фонд рабочего времени одного рабочегоместа при односменном режиме – 1 800 ч. Коэффициент выполнения
Экономика дорожного строительства
норм выработки – 1,15. Общая площадь участка – 1 200 м2, 15 % этой площади относится к вспомогательной. Площадь, занимаемая одним изделием, – 6 м2, дополнительная площадь для организации рабочего места сборщика составляет 25 % от площади, занимаемой изделием. Цикл сборки изделия – 48 ч.
Определить производственную мощность сборочного участка.
Решение
Задачу можно решить двумя способами. П е р в ы й с п о с о б Определим:
1) производственную мощность сборочного участка:
1800 ⋅ 1200 | 1 − | 1,15 | 1 800 ⋅ 1200(1 −0,15) | ||||||||||
М= | = | = 5 865 изд. | |||||||||||
6(1 +0,25)48 | |||||||||||||
1 | + | ||||||||||||
В т о р о й с п о с о б (поэтапный) Определим:
1) полезную площадь (без учёта вспомогательной площади):
Sп=1200 | − | = 1200(1− 0,15) =1020 м | |||||||
1 | ; | ||||||||
2) площадь, занимаемую одним изделием, с учётом дополни-тельного места для организации работы сборщика:
S =6 | 1 + | = 6(1+ 0,25) = 7,5 м2 ; | ||||
3) производственную мощность сборочного участка:
М= 1800⋅1020⋅1,15 = 5865 изд. 7,5 ⋅48
Задача 1.32. Вес загружаемого в обжиговую печь сырья– 60т,выход готовой продукции – 80 %, время обжига – 18 часов. Печь ра-ботает в непрерывном режиме. Плановые потери времени на ремонт –
240 ч /год.
Глава 1. Основные фонды и производственные мощности
Рассчитать годовую производственную мощность печи.
Решение
Определим:
1) эффективный фонд рабочего времени:
Тэ. = 365 · 24 – 240 = 8 520 ч;
2) годовую производственную мощность печи;
М = 852018 ⋅ 60 ⋅ 0,8 = 473 ⋅ 48 = 22720т.
Задача 1.33. На начало2010г.в цехе было установлено136 станков, производительность каждого станка – 80 тыс. шт./год. Планируемый объём выпуска в 2011 г. – 12 млн шт. изделий. Коэф-фициент использования мощности – 0,8. Новые станки, поступающие взамен изношенных, а также для увеличения производственной мощ-ности организации, имеют производительность в 100 тыс. шт./год. Коэффициент выбытия станков в связи с их физическим износом со-ответственно составил в 2010 г. 0,125, в 2011 г. – 0,15.
Определить дополнительную потребность в станках для выпол-нения намеченного плана 2012 года.
Решение
Определим:
1) количество станков на конец 2010 г. или на начало 2011 г.:
N н2011= Nк2010=136(1−0,125)= 119ед.;
2) фактическое среднегодовое число станков в 2011г.:
119 + 119 (1 − 0,15 )
N ср.ф = 2 = 110 ед.;
3) фактическую производственную мощность в 2011 г.:
Мф = 110 · 80 = 8 800 тыс.шт.;
4) планируемую производственную мощность на 2012 г.:
Мпл = | Q | = | 12 000 | = 15 000 тыс. шт.; | |
Ки.м | 0,8 | ||||
Экономика дорожного строительства
5) прирост производственной мощности в 2012 г.:
М = 15 000 – 8 800 = 6 200 тыс. шт.;
6) дополнительное количество новых станков:
N д=6100200= 62ед.
Задача 1.34. Участок работает в две смены по8ч каждая,в году250 рабочих дней. Простои на плановый ремонт – 5 %