Проблемы демографического свойства в Калининградской области

Решения проблем улучшения демографической ситуации в регионе давно позиционируются Правительством области как одни из самых приоритетных и требующих пристального внимания.

В целом показатели, характеризующие состояние демографии до 2008 года как по России так и в нашей области выглядели удручающе.

Не секрет, что длительное время в регионе наблюдался устойчивый процесс депопуляции населения.

Сокращение числа жителей области как минимум на 4,5 – 5 тысяч человек в год было обусловлено низкой рождаемостью и заметно превышающей ее смертностью.

Вместе с тем с 2006 года в регионе наметились признаки формирующейся позитивной динамики. Спад рождаемости, зафиксированный в 2004 – 2005 годах в 2006 году удалось преодолеть. Число рожденных на 1000 человек населения поднялось до 9,7, в 2009 году уже до 11,5.

Одновременно упала смертность, которая стабильно росла в течение многих лет. Если в 2005 году число умерших на 1000 человек населения региона равнялось 18,1, то в 2009 уже до 14,6.

Естественная убыль населения уменьшалась с 2006 года с «-7,1» до «-3 человек» на 1000 населения в 2009.

По статистике на 1 октября текущего года численность постоянного населения области составила 938494 человека (увеличившись с начала года на 580 человек).

Сокращение естественной убыли происходило на фоне некоторого увеличения миграционного прироста на 2869 человек (на 2,8% больше чем в аналогичном периоде прошлого года)

Фактором, оказывающим существенное влияние на демографическую ситуацию, остается разрыв численности мужского и женского населения.

За последние 10 лет он увеличился по области с 34,9 тысячи человек до 54,2 тысячи в пользу женщин, что обусловлено более высокой смертностью и более низкой продолжительностью жизни мужчин. Диспропорция численности мужского и женского населения, естественно, отражается на показателях браков и разводов и, соответственно, на воспроизводстве населения.

Количество браков и разводов во временном периоде 2004-2009 годов, а также их соотношение Вы видите на слайде 7.

Что касается текущего года, то за его 11 месяцев по сравнению с этим же периодом 2009 года заключено 7950 браков (увеличение на 315 браков), при этом выдано 4544 свидетельства о расторжении брака (меньше на 382).

Вследствие происходящих демографических процессов происходит старение населения и соответственно растет контингент нуждающихся в государственной поддержке. И эта тенденция будет продолжаться.

Для нашей области также характерно, что доля трудоспособного населения за последние годы в основном остается неизменной. Однако в абсолютных значениях контингент трудоспособных уменьшается: если на начало 2009 года он составил 602,3 тысячи человек, то год спустя – 596,2 тысячи.

По состоянию на 01.01.2011 года:

- доля граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, составляет 12,7% (2010 г.);

- количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по состоянию на 01.01.2011 г. составляет, по данным администраций муниципальных образований области, 34456; в том числе количество семей, находящихся в социально опасном положении, по состоянию на 01.01.2011 г. составляет, по данным администраций муниципальных образований области, 903;

- в области проживают 82493 инвалида, в том числе 2815 детей-инвалидов.

Численность населения, живущего за чертой бедности (имеющего доходы ниже прожиточного минимума) сократилась с 395 тысяч человек в 2001 году до 126.5 тысяч в 2009-м, а доля тех, чьи доходы не достигают ВПМ, в общей массе жителей региона уменьшилась с 39 (в 2002 году – 39,6) до 13,5 процентов.

Вместе с тем, в 2010 году численность живущих за чертой бедности в регионе сократится до 119,2 тысяч человек, а их доля в общей массе населения региона – до 12,7%.

31 Транспорт и экономические связи:

Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – 1 из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Расчетная мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн. т. грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-западном районе 100-120 млн. т. В связи с этим предполагается расширение уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных портов в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта – железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. В настоящее время в районе намечается строительство высокоскоростной магистрали “Москва-Скандинавия” через Санкт-Петербург и модернизация Октябрьской магистрали. Планируется сооружение кольцевой автомобильной магистрали вокруг Петербурга, создание нового аэропорта и реконструкция старого (Пулково). В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт (Введен трубопровод “Сияние Севера”, планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).

Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным районом.

Наши рекомендации