Монополистическая конкуренция (из учебника)
Модель и само понятие монополистической конкуренции обязаны своим происхождением выходу в 1933 г. Одноименной книги Э. Чемберлина. Нужно, однако, иметь в виду, что представления Чемберлина о монополистической конкуренции со временем изменялись, неизменным оставалось лишь его убеждение в том, что монополистическая конкуренция представляет некую комбинацию (или форму взаимодействия) сил монополии и конкуренции.
В своей главной работе «Теория монополистической конкуренции» Чемберлин рассматривал олигополию и монополистическую конкуренцию как две разные модели строения рынка, при этом последнюю он связывал с дифференциацией продукта. А спустя четверть века Чемберлин пришел к выводу, что все типы строения рынка, находящиеся между совершенной (чистой) конкуренцией и монополией, содержат элементы и той и другой, и поэтому все они, включая олигополию, могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия, - писал он в 1957 г., такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей». Монополистическая конкуренция, утверждал он, «охватывает олиголию там, где такая существует, а не игнорирует ее, прелполагая несуществующей».
Известны два варианта модели экономической конкуренции в пространстве, или, проще, пространственной дифференциации рынка, - дифференциация «по линии» (модель линейного города) и «дифференциация по окружности» (модель города на окружности). Но, прежде чем представить их, остановимся на более ранней не только в русской, но и в мировой экономической литературе попытке моделировать пространственную дифференциацию рынка, предпринятую В. С. Войтинским.
Границы клеточек рынка непостоянны, подвижны. Каждый покупатель, если только его поставщик чем-либо не угодит ему или если он узнает о более выгодных условиях покупки товара в другом магазине, свободно покидает свою клеточку рынка и примыкает к другой. В то же время границы клеточек рынка представляют своего рода зоны покупательского безразличия, так что при постоянстве условий рынка переходы потребителей из одной клеточки в другую носят чисто случайный характер, ее размеры при этом остаются постоянными, хотя состав потребителей несколько изменяется.
Среди условий, определяющих движение покупателей между клеточками рынка, Войтинский выделяет следующие:
а ) различия в ценах, установленных в разных лавках;
б ) различия в полезности предлагаемых товаров;
в ) труд и комфорт покупки в разных магазинах;
г ) неэкономические (политические, религиозные, этические и иные убеждения потребителей).
Наибольшее значение он придает различиям в полезности товаров даже в тех случаях, когда предлагаемые разными магазинами товары фактически идентичны. Для существования таких различий достаточно, чтобы потребитель считал их различными. Среди причин, по которым он будет считать их различными, Войтинский выделял «славу фирмы» (репутацию) и рекламу. Не меньшее – если не большее – значение Войтинский придает «труду и комфорту покупки».
Расширение сбыта в магазине, понизившем цену, имеет интенсивный и экстенсивный характер. Интенсивный обусловлен увеличением покупок со стороны старых покупателей, экстенсивный – притоком новых покупателей. В предельных случаях сбыт может расширяться только интенсивно или только экстенсивно. Весьма важен вывод Войтинского о том, что «весть о понижении цены в известном магазине не разносится по рынку с мгновенной быстротой, которая мерещится экономистам в мире собственных грез». Эта «весть» распространяется медленно и постепенно «затухает». Снижение (или повышение) цены в каком-либо магазине распространяется, постепенно затухая, на другие лавки рынка. Естественно, что при таком понимании распространения ценовой информации и при том значении, которое придавал Войтинский расстоянию от магазина до местожительства клиента, переток клиентов из одной в другую клеточку рынка ограничен ближайшими к магазину изменившими цену клеточками.
Политическая экономия, заключает Войтинский, «ограничивалась до сих пор изучением лишь одного из крайних случаев, а именно того случая, при котором рыночная цена товара представляет собой идеальное единство».
Рабочая сила как товар
Человек в процессе трудовой деятельности использует свою рабочую силу. В условиях рыночной экономики рабочая сила рассматривается как товар со всеми присущими этой категории понятиями. Рабочая сила – это физические и умственные возможности и навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ с необходимым уровнем производительности труда и качества изготавливаемой продукции (услуг). Термин «рабочая сила» представляет собой экономическую категорию, которая характеризует совокупность способностей человека, необходимых для осуществления процесса труда.
Рабочая сила хотя и считается товаром, но в отличие от любого другого товара имеет две особенности?
- универсальность – это означает, что человек, способный к работе, может заниматься различными видами деятельности, т.е. его способность к труду универсальна. Он может стать водителем, врачом или художником, а может заниматься этими видами деятельности в разное время, исходя из собственной потребности или потребности общества. В условиях рынка особенно часто возникают ситуации, когда человек вынужден переучиваться или приобретать новую профессию, более необходимую в данное время. Универсальность рабочей силы помогает ему в этом;
- стремление владельцев рабочей силы к социальной справедливости. Человек – существо разумное, и это в огромной мере влияет на товар «рабочая сила». Человеку присущи чувства справедливости, равенства, братства и гуманности, поэтому он будет стремиться их отстаивать в своей трудовой деятельности. Этой цели служат профсоюзы, которые помогаеют работникам защищать и отстаивать свои интересы.
Экономическая природа рынка, в частности рынка труда, зачастую приходит в противоречие с социальной природой товара «рабочая сила», в результате возникают конфликты. Однако любой конфликт, решаемый в рамках юридических правил, диалектически рассматривается как средство дальнейшего прогресса. Именно таким средством можно считать, например, забастовку шахтеров, которая ставит своей целью своевременную выплату заработной платы.
Социальный аспект влияет на жесткий прессинг рынка, но может исказить закономерности экономического развития. Например, на двух предприятиях два токаря одинаковой квалификации получают разную заработную плату, что на первый взгляд может показаться несправедливым. Но на первом предприятии в результате успешной деятельности получают хорошую прибыль, и в соответствии с механизмом рынка заработная плата работников этого предприятия должна быть выше рыночной. Второе предприятие – убыточное. Здесь заработная плата устанавливается на уровне минимальной для данной професии. Если отраслевой профсоюз потребует одинаковой оплаты труда и это требование будет принято работодателями отрасли, то надо ожидать искажения экономических пропорций рынка: высокая заработная плата токаря на втором предприятии приведет к высоким издержкам и банкротству.
Отметим еще ряд особенностей товара «рабочая сила». В отличие от других товаров товар «рабочая сила» неотделим от своего непосредственного носителя – работника и после продажи поступает лишь в распоряжение работодателя. Товар «рабочая сила» имеет высокую маневренность, которая характеризуется возможностью ее продавца уйти от одного работодателя к другому, предлагающему более высокую цену или лучшие условия труда. В результате этого происходит миграция (движение) работников между предприятиями, отраслями, регионами, странами, что вызывает состояние постоянной конкуренции между покупателями, т.е. работодателями. Перемещение товара «рабочая сила» позволяет создавать необходимое равновесие на рынке этого товара.
Важной характеристикой товара «рабочая сила» является ее результативность, которая зависит от таких фаткоров, как:
капитал – при значительных вложениях средств в основной капитал в виде машин, механизмов и оборудования растет доля овеществленного труда при неизменных затратах живого труда, что влияет на рост производительности труда;
природные ресурсы – наличие плодородной земли, полезных ископаемых, дешевого сырья и дешевых источников энергии, а также благоприятный климат положительно влияют на использование рабочей силы;
технология общественного развития – применение в стране достижений научно-технического прогресса обусловливает высокую результативность труда;
качество труда – производительность труда работников во многом зависит от состояния здоровья, уровня образования, отношения к труду, морального климата в коллективе и стабильности общества.
Среди факторов, влияющих на результативность труда, следует также отметить эффективность применяемой системы мотивации труда, менеджмент персонала, масштаб внутреннего рынка и пр.