Пути повышения прибыли и рентабельности
Прибыль – это экономический показатель, который постоянно изменяется под влиянием различных факторов. Основными из них являются рост общего дохода предприятия и снижение текущих затрат. Поэтому пути увеличения прибыли и рентабельности непосредственно определяются факторами, оказывающими влияние на уровень продаж и издержки.
Данные факторы определяются как внутренними условиями функционирования предприятия, так и внешними, не зависящими от него.
К внутренним факторам, прежде всего, относятся инновационная восприимчивость и предпринимательская активность руководителей и специалистов предприятия, которая реализуется посредством:
· разработки нового товара или товара более высокого качества, обладающего рыночной новизной;
· внедрения новейшего оборудования и прогрессивных технологических процессов, новых видов сырья и материалов;
· повышения конкурентоспособности товара;
· освоения новых рынков сбыта;
· диверсификации производства;
· снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости товара;
· повышения эффективности использования основного и оборотного капитала;
· применения управленческого учета для эффективного управления затратами и т.д.
В качестве внешних факторов, влияющих на прибыль, выступают:
· формы и методы государственного регулирования экономики;
· конъюнктура товарного рынка;
· темп инфляции;
· уровень цен на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы и др.
На прибыль предприятия оказывают влияние факторы, обусловленные специфическими особенностями отрасли, к которой оно относится. От того, действует ли предприятие в материало-, фондо- или трудоемкой отрасли, зависят уровень и структура издержек производства, пути их снижения и норма прибыли.
Контрольные вопросы по теме №11
1. Как определяется общий доход предприятия?
2. Что относится к доходу от внереализационных операций?
3. Какие функции выполняет прибыль?
4. Как определяется прибыль отчетного периода?
5. Дайте характеристику видов прибыли.
6. Какие виды налогов уплачивает предприятие из прибыли?
7. Как образуется налогооблагаемая прибыль?
8. Как определяется чистая прибыль?
9. Какие факторы оказывают влияние на пропорции распределения прибыли?
10. Что относится к внешним факторам, формирующим пропорции распределения прибыли?
11. Какие задачи решаются в процессе распределения прибыли?
12. Какие показатели рентабельности планируются на предприятии?
13. Что представляет собой рентабельность предприятия?
14. Как определяется и что характеризует рентабельность собственного капитала?
15. Какие пути повышения прибыли существуют на предприятии?