Роль статистики в управлении экономического и социального развития страны
Статистика выполняет важную роль в механизме управления экономикой. Наличие систематической, полной и своевременной информации о происходящих процессах и явлениях – необходимое условие эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. Состав статистической информации в условиях рыночных отношений во многом определяется практическими потребностями общества, Качество и достоверность статистических данных – основа эффективных решений, способствующих успешному реформированию экономики.
Переход от директивной экономики к рыночной требует построения принципиально новой статистики – рыночной.
В рыночной статистике важно усовершенствовать систему сбора и обработки информации, что связанно с переходом на такие формы наблюдения, как регистры, переписи, цензы и др.
В рыночной статистике сплошная отчетность применяется только для крупных и средних предприятий (иногда используются единовременные переписи). Обычно единственным инструментом сплошного учета является регистр (или реестр) статистических единиц, в котором зафиксировано количество агентов рынка. Экономические показатели собираются, как правило, выборочно. Именно на основе выборочных данных осуществляются статистические построения, позволяющие судить о складывающихся процессах в обществе.
Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость поиска альтернативных источников для разработки сводной макроэкономической информации, так как использование первичных данных крайне ограничено.
Микроэкономическая информация (информация о конкретной фирме, предпринимателе) во многих странах с рыночной экономикой является коммерческой тайной даже для органов государственного управления. Из этого принципа исходит и российская рыночная статистика, правомерно используя статистические данные только для целей обобщения.
На повышение объективности направлено внедрение цензовых принципов организации учета, т. е. сочетания сплошного учета по крупным и средним предприятиям всех форм собственности с выборочными обследованиями и переписями (для малого бизнеса и предпринимательства).
При этом по малым предприятиям в качестве основного источника информации должен использоваться Единый государственный регистр предприятий и организации всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО), информационная база которого в настоящее время загружена показателями бухгалтерской отчётности 7 (примерно, от трех миллионов юридических лиц), а текущие Выборочные обследования на квартальной основе по предприятиям малого бизнеса дают текущую информацию.
Стержнем создаваемой статистики предприятий, обеспечивающим полноту: и достоверность учета хозяйственных субъектов и их характеристику, становится ЕГРПО.
В условиях реформирования статистики особое значение имеет расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных. Расширение публикаций статистической информации позволяет лучше видеть положение дел на местах, в отдельных регионах, помогает сосредоточить внимание на недостатках и упущениях с целью их устранения.
В период становления рыночных отношений в стране первоочередной и основополагающей задачей является реформирование методологических и организационных основ государственной статистики.
В начале 90-х г.г. Правительство России приняло «Государственную Программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики». Выполнение этой Программы возложено на Государственный Комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), который в соответствии со ст. 71 «Конституции Российской Федерации» является федеральным органом исполнительной власти. Руководствуясь Программой, Госкомстат России осуществил ряд конкретных крупномасштабных мероприятий, положивших начало глубокому реформированию российской статистики.
Главной задачей на первом этапе реформирования статистики, начавшемся в 1993 г. и завершившемся в 1996 г., было содействие рыночным преобразованиям в стране при стремлении к достижению максимально возможной информационной прозрачности экономического пространства. В результате реализации первого этапа Программы создана система национальных счетов (СНС).
В стандартах СНС сформированы основные макроэкономические показатели, среди них – показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения, уровень и динамику цен, промышленное производство, потребительский рынок, ставшие важными рычагами управления экономическим развитием государства. Получила развитие отраслевая статистика в таких областях, как здравоохранение, народное образование, страхование. Сокращено количество обязательных показателей отчетности, упрощена процедура их сбора, расширено применение выборочных обследований. На статистические показатели возложены позитивная пропагандистская и оценочно-стимулирующие функции. Осуществлены расчеты и проводятся международные сопоставления (ВВП) – центрального макроэкономического показателя, характеризующего стоимость товаров и услуг, произведенных на экономической территории данной страны (включая совместные предприятия) за тот или иной период (обычно за год, квартал, месяц) и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. Определен состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития российской экономики. Создана основа Государственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в соответствии с международными стандартами.
Всероссийское совещание статистиков (в ноябре 1995 г.) одобрило основные итоги первого этапа реформирования статистики и отметило, что в «современных условиях необходим новый подход к реформам в статистике, который состоит в последовательном переходе от фрагментарного принципа к системному реформированию статистической системы в целом, предусматривающему компетентное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации со стороны органов государственной власти, коммерческих структур, частных лиц, научной общественности и других потребителей».
В ходе совещания и дальнейшего обсуждения поставленных вопросов были определены следующие наиболее важные задачи второго этапа реформы российской статистики:
1Обеспечение необходимой информацией процессов становления национальной хозяйственной системы страны.
2. Создание условий для получения более точной и полной статистической картины социально-экономического развития страны для принятия решений на разных уровнях государственного управления.
3. Всемерное содействие освещению проблем, связанных с повышением эффективности национального производства.
4. Информационное отражение участия России в международном разделении труда, в том числе конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировых рынках.
Выполнение этих задач требует дальнейшего совершенствования методологии исчисления статистических показателей, комплексно характеризующих становление современной национальной модели экономики России с учетом международных стандартов, приведение их в системный вид, соответствующий потребностям современного этапа социально-экономического развития страны.
Дальнейшее реформирование российской статистики на общепринятых в мировом статистическом обществе принципах с учетом реальной правовой, экономической и политической ситуации в России предусмотрено Федеральной целевой программой «Реформирование статистики в 1997-2000 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1997 г. Одно из важнейших направлений этой Программы – разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике (результаты экономической деятельности которой искажаются или скрываются от статистических органов). В России общая дооценка ВВП с учетом теневой экономики, по данным статистики, составляет более 25%.
Кроме того, Федеральная программа предусматривает разворачивание системы мониторингов (специально организованных систематических наблюдений), особенно в области социальной сферы. Постоянно действующие мониторинга позволяют непрерывно следить за состоянием определенного объекта, регистрировать его важнейшие характеристики, оценивать их, оперативно выявлять результаты воздействия на объект различных процессов и факторов, разрабатывать предложения по развитию объекта в нужном направлении и делать заключения об эффективности мер по управлению объектом. Эта работа осуществляется силами органов государственной статистики России, соответствующих министерств. Например, мониторинга здоровья осуществляет Госкомстат и Министерство здравоохранения России.
В Федеральной программе предусматривается полный запуск регистра предприятий, который станет основой статистического наблюдения в России. Подписан совместный приказ Госкомстата и Госналогслужбы России о взаимодействии двух регистров: статистического регистра и регистра налогоплательщиков; установлена процедура сверки идентификационных данных ЕГРПО и Государственного регистра налогоплательщиков (ГРН) с учетом происходящих изменений.
Одним из ключевых направлений реформирования российской статистики является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро и микроуровнях. В отличие от предшествующего периода, на данном этапе приоритет должен быть отдан микроуровню – статистике предприятий (хозяйствующих субъектов).
Рыночной экономике необходима компьютеризация статистики – это составная часть программы информатизации России. В ходе выполнения этой программы предстоит создать информационно-телекоммуникационную систему статистики (ИТСС), строящейся на основе вводимой в эксплуатацию информационно-вычислительной сети, в основе которой лежит создание локальных вычислительных сетей (ЛВС) во всех органах государственной статистики федерального и регионального уровней.
Постановления Правительства Российской Федерации указывают на необходимость комплексного анализа социально-экономических явлений и их прогнозирование, а также совершенствование статистической информации и методологии расчета статистических показателей.
Расширенная коллегия Госкомстата России (24 декабря 1999 г.) определила следующие важнейшие задачи, стоящие перед органами государственной статистики на 2000-2002 гг.:
1. Организация работ, связанных с подготовкой и проведением Всероссийской переписи населения.
2. Приоритет вопросам совершенствования статистики малого предпринимательства (провести сплошные обследования малых предприятий по итогам их работы за 2000 г.).
3. Создание единого статистического информационного пространства федеральных органов государственной власти и координация их статистической деятельности.
4. Целесообразность проведения переоценки основных фондов.
5. Совершенствование расчетов в области неформальной и скрытой экономики.
6. Повышение качества статистических разработок.
7. Совершенствование статистики отдельных отраслей социально-экономической сферы.
8. Организация системы муниципальной статистики.
При этом на коллегии подчеркнуто, что Госкомстат России, его территориальные органы и подведомственные организации составляют единую федеральную централизованную систему государственной статистики, которая успешно функционирует только при неукоснительном соблюдении единой статистической методологии и технологии сбора и обработки информации, сроков выполнения работ.
Реализация поставленных органами государственной статистики задач позволит обеспечить качественное и своевременное выполнение Федеральной программы статистических работ и создать надежную основу для дальнейшего совершенствования системы государственной статистики.
Спектр решаемых проблем существенно расширится с принятием Закона о статистической деятельности, который станет правовой основой работы органов государственной статистики и будет способствовать успешному решению стоящих перед ней задач.