Развитие инвестиционного потенциала
Текущее состояние и основные проблемы.
Проводимая в Волгограде инвестиционная политика направлена на эффективное использование имеющегося потенциала, привлечение в город инвестиций, создание новых предприятий, обеспечение роста объемов строительства. Основное направление использования инвестиций связано с приобретением машин, оборудования (52,1% от общей суммы) и строительством зданий (кроме жилых) и сооружений (38,2%). За счет собственных средстворганизаций профинансировано 75,8% инвестиций или 59,6 млрд. рублей. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций составила 7,7%. Значительный рост инвестиций в 2014 году связан с существенным повышением инвестиционной активности предприятий промышленности, в том числе с реализацией ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» крупного инвестиционного проекта. Продолжают реализацию ряда крупных инвестиционных проектов также ОАО «Каустик», ООО СП «Волгодеминойл», ТПП «Волгограднефтегаз» ОАО «РИТЭК», ОАО «ЦКБ «Титан», ОАО «ПК «Ахтуба», ОАО «Волгограднефтемаш», ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» и многие другие. Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей приведен на рисунке 18.
Сильные стороны • Наличие комплексной нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность на территории Волгограда. • Увеличение количества государственных программ РФ и Волгоградской области, в которых принимает участие Волгоград. • Относительная удаленность от точек конфликтов и зон рискованных инвестиций. • Многоотраслевая структура промышленности. • Высокий научно-образовательный потенциал города. | Слабые стороны • Неполноценное использование всего спектра мер государственной поддержки. • Отсутствие стабильности в привлечении средств вышестоящих бюджетов. • Отсутствие системного подхода в организации инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой. • Слабая транспортная инфраструктура. • Недостаток инвестиций для крупных городских проектов в социальной и экономической сфере (хотя в 2014 году зафиксировано увеличение этого показателя на 37,6% - за счет крупного проекта ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»). |
Возможности • Значительная емкость внутреннего рынка. • Рост инвестиционной активности в базовых отраслях промышленности города и сфере развития инфраструктуры города. • Развитие муниципально-частного партнерства. • Активизация инвестиционной деятельности за счет привлечения средств из вышестоящих бюджетов. | Угрозы • Дефицит стабильности притока иностранных инвестиций. • Концентрация основных производственных комплексов г. Волгограда на особо ценных в градостроительном отношении территориях. • Активизация конкуренции за инвестиционные ресурсы со стороны городов Юга России, Нижнего Поволжья. |
Рис. 18. SWOT-анализ инвестиционного потенциала
Стратегическое видение будущего.
В среднесрочном периоде подготовка к проведению ЧМ-2018 приведет к значительному росту инвестиционной активности и повышению объемов привлеченных средств вышестоящих бюджетов, что позволит осуществить крупные капиталоемкие проекты в сфере инфраструктуры. Существенными механизмами поддержки инвестиционной активности на территории Волгограда станут индустриальные парки, технопарки и территории предпринимательской активности. В рамках подготовки к ЧМ-2018 город сможет привлечь крупных российских и иностранных инвесторов для реализации долгосрочных проектов. Динамичный рост средних компаний станет важным фактором инвестиционного развития города. В перспективе возможно создание на территории Волгограда особой экономической зоны промышленно-производственного типа, что будет способствовать развитию обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики города, производству новых видов продукции, и наряду с развитием индустриальных парков и территорий предпринимательской активности приведет к позиционированию Волгограда на долгосрочную перспективу как центра привлечения инвестиций и экономического роста.
Цель: повышение инвестиционной привлекательности и создание благоприятных условий для привлечения бюджетных и внебюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу Волгограда.
Целевые индикаторы достижения стратегических целей приведены ниже в таблице 11.
Таблица 11
Целевые индикаторы
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | ||||
1. | Прирост объема инвестиций в основной капитал, в сопоставимой оценке к предыдущему году | % | 37,6 | 3,2 | ||
2. | Инвестиции в основной капитал на душу населения | тыс. руб. | 84,33 | |||
3. | Прирост объема инвестиций, освоенного в рамках проектов МЧП, к предыдущему году | % | н/д | 4,5 | 5,5 |
Задачи:
внедрение инвестиционного стандарта деятельности ОМСУ Волгограда в рамках взаимодействия с инвесторами и создание благоприятного инвестиционного климата;
совершенствование инфраструктуры и механизмов муниципальной поддержки инвестиционной деятельности, формирование и развитие (при поддержке федеральных и региональных органов власти) территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, способствующих росту производственной и инвестиционной активности: технопарков, индустриальных парков, территорий предпринимательской активности
развитие системы муниципально-частного партнерства на территории Волгограда.
содействие реализации (сопровождение) инвестиционных проектов на территории Волгограда, в том числе в жилищной сфере.
активизация инвестиционной деятельности за счет привлечения средств вышестоящих бюджетов в рамках участия Волгограда в реализации государственных и федеральных программ и непрограммных мероприятий.
Инструменты и механизмы реализации:
План мероприятий по участию Волгограда в реализации государственных программах Российской Федерации (РФ) и Волгоградской области, а также непрограммных мероприятий, осуществляемых на условиях софинансирования из вышестоящих бюджетов. Цель: повышение удельного веса средств бюджета Волгограда, осваиваемых на условиях софинансирования из вышестоящих бюджетов. Задачи: расширение участия Волгограда в государственных программах РФ (в т.ч. «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»); координация работы структурных подразделений администрации Волгограда по реализации программ и непрограммных мероприятий, обеспечению участия Волгограда в государственных программах РФ и Волгоградской области.
Создание организации (агентства) по развитию инвестиционной деятельности и содействию инвесторам при реализации инвестиционных проектов на территории Волгограда. Цель: целенаправленный поиск инвесторов и сфокусированная поддержка инвестиционных проектов. Задачи: организация инвестиционного процесса в Волгограде; сопровождение инвестиционных проектов; поиск и привлечение внебюджетных ресурсов финансирования стратегических целей и задач.
Реализация проектов МЧП и ГЧП с участием Волгограда. Цель: взаимовыгодное сотрудничество органов власти и бизнеса в рамках реализации крупных, социально значимых инвестиционных проектов. Задачи: привлечение частного капитала в муниципальный сектор; повышение конкурентоспособности местной продукции и товаропроизводителей.
Ожидаемые результаты:
формирование развитой инвестиционной инфраструктуры, включающей индустриальные парки, производственные площадки, эффективное использование инструментов финансовой и имущественной муниципальной поддержки инвестиционной деятельности;
создание новых рабочих мест и увеличение бюджетных отчислений;
инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения не менее 290 тыс. руб. (2014 год – 84,3 тыс. руб.).