Глава 2. Оценка современного состояния разработки политики товаропродвижения и маркетинговой деятельности
2.1 Производственно – экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Хлебосол» - крупнейшее предприятие по производству хлебобулочных изделий в городе Кизеле и Пермском крае. Данное предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в банках. Предприятие является коммерческой организацией и несет ответственность, установленную законодательством РФ за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед учредителями, поставщиками, потребителями, бюджетами, банками и другими юридическими и физическими лицами.
Предметом и стратегической целью деятельности предприятия является производственно-коммерческая и посредническая деятельность для насыщения потребительского рынка хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями, а также получения прибыли от своей производственно-хозяйственной деятельности. Для достижения целей предприятие может осуществлять следующие виды деятельности:
1. Производство и реализация хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий и других товаров народного потребления.
2. Осуществление коммерческой, посреднической деятельности незапрещенная законодательством РФ.
Для выполнения данных целей предприятие имеет право в порядке установленном действующим законодательством РФ:
1. Создавать филиалы, утверждать положения о филиалах, назначать их руководителей.
2. Заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству РФ, а также целям и предмету деятельности предприятия.
3. Приобретать и арендовать основные и оборотные средства за счёт имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд и других источников финансирования.
4. Осуществлять материально-техническое обеспечение производства и развитие объектов социальной сферы.
5. Планировать свою деятельность и определять перспективы развития исходя из основных экономических показателей, наличия спроса на производимую продукцию.
6. Получать и использовать прибыль.
7. Самостоятельно определять и устанавливать формы и системы оплаты труда, численность работников, их профессиональный и квалифицированный состав, структуру и штатное расписание.
8. Устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с Трудовым кодексом РФ по согласованию с профкомом предприятия;
9. Определять размер средств, направляемых на техническое и социальное развитие.
10. Покупать за безналичный и наличный расчёт материальные ресурсы, имущество.
ООО «Хлебосол» во многих начинаниях является первым:
- первым перестроил работу по времени выпекания хлеба, что позволило доставлять покупателям хлеб в утренние и дневные часы.
- первым в городе стал упаковывать продукцию в индивидуальную термоусадочную упаковку.
На хлебокомбинате имеется свое торговое объединение, реализующее продукцию в 25 фирменных торговых точках города (магазины хлебокомбината). В фирменных магазинах имеется весь ассортимент хлебобулочных изделий ООО «Хлебосол». В продаже имеется помимо хлебобулочных изделий и продукция, которую хлебокомбинат закупает для перепродажи, т.е. чай, конфеты, газированная вода, супы быстрого приготовления и др.
Хлебокомбинат может выпекать за сутки 2,5 тонны хлеба, 84 кг кондитерских изделий.
Объем и ассортимент суточного выпуска хлеба и булочных изделий определяется исходя из заявок торговых организаций. Таким образом, производственная программа цехам задается с учетом потребностей потребителей в хлебе.
Продукция хлебокомбината в данный момент является конкурентоспособной. Данный вывод был сделан специалистами предприятия на основе теории конкурентоспособности товара и данных анализа рынка. По этой теории основополагающими показателями, характеризующими товар, являются:
- оценка каждой номенклатуры товара по вкусовым качествам, визуальным, органолептическим характеристикам (состояние клейковины, кислотность, наличие водорастворимых элементов, влажность и др.);
- обязательность насыщения ассортимента и отсутствие в нем ниш для товара конкурента (так называемая «товарная пирамида»);
- наличие в ассортименте «неповторимых» товаров, производимых благодаря технологии, способностям и компетентности специалистов, технологическому обеспечению;
- реклама товара; комплекс услуг, сопутствующих продаже товара; степень известности предприятия
Основными проблемами функционирования службы сбыта хлебокомбината, выявленным в ходе анализа, являются недостаток квалифицированных специалистов и как следствие этого снижение рекламной активности хлебокомбината, а также отсутствие маркетинговых исследований и маркетинговых планов. Таким образом служба сбыта выполняет лишь функцию сбыта, чего нельзя делать по всем законам маркетинга, особенно в условиях жесткой конкуренции.
Предприятию необходимо провести мероприятия организационно-управленческого характера, которые при целенаправленной реализации позволят ему значительно повысить эффективность службы маркетинга.
Управление на предприятии осуществляется на основе единоначалия, структура управления – линейная. Преимуществами данной структуры управления является единство и четкость распорядительства, согласованность действий исполнителей, личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности. Недостатками – концентрация власти в управленческой верхушки, перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами.
Производственный процесс хлебопекарного предприятия не является однородным, он состоит из разнообразных взаимосвязанных процессов. Эти процессы проходят в основном, вспомогательном и обслуживающих хозяйствах, во главе которых находятся линейные руководители.
Предприятие осуществляет свою деятельность на основе самостоятельно разработанных планов. Перспективные планы утверждаются учредителем, годовые и текущие планы утверждаются директором по согласованию с учредителем. Основу планов составляют договора с поставщиками и потребителями.
ООО «Хлебосол» является комбинатом с полным технологическим циклом, полностью обеспечен энергоресурсами и водой. Численность промышленно-производственного персонала завода составляет 109 человек. Средний коэффициент износа технологического оборудования завода составляет 54,89% что свидетельствует о настоятельной необходимости произведения крупномасштабных инвестиций в реконструкцию и развитие производства.
Рис. 4. - Организационная структура управления ООО «Хлебосол»
Тактической целью развития ООО «Хлебосол» является достижение устойчивого объема производства и реализации хлебобулочных изделий и по мере освоения капиталовложений, увеличение объема производства и реализации. Выход на увеличенный объем реализации планируется в 2013г. за счет повышения качества хлебобулочных изделий и освоения выпуска новой продукции, а также расширения рынков сбыта в результате совершенствования деятельности в области маркетинга.
Для достижения поставленной цели предприятию требуется решить следующие задачи:
1. Замена существующих установок новым более эффективным
высококачественным оборудованием.
2. Освоение и продвижение на рынок новых видов хлебобулочных изделий.
3. Переход к использованию новых видов упаковки.
4. Проведение комплекса маркетинговых мероприятий по исследованию рынка и продвижению продукции.
Особенностями и преимуществами политики завода в соответствии с поставленными целями, являются:
1. Направленность на вытеснение с рынка хлебобулочных и кондитерских изделий конкурентов.
2. Направленность на повышение производственно-технологического потенциала и конкурентоспособности предприятия.
3. Направленность на продвижение продукции на рынки населенных пунктов Пермского края.
4. Направленность на реконструкцию действующего производства.
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности ООО «Хлебосол»
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Изм. +/- | Темп прироста % |
1.Выручка (нетто)от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. | 60,9 | ||||
2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб. | 41,2 | ||||
3.Валовая прибыль, руб. | 111,9 | ||||
4.Коммерческие и у правленческие расходы, руб. | 63,2 | ||||
5.Прибыль от продаж, руб. | 163,4 | ||||
6.Среднесписочная численность работников, чел. | 4,1 | ||||
7.Рентабельность основной деятельности, % | 18,1 | 7,9 | 35,1 | 93,9 |
Таким образом, в течение трех лет основные экономические показатели увеличивались, выручка от реализации продукции увеличилась на 408739 руб. в 2011 г. по сравнению с 2009 г., себестоимость реализованной продукции также увеличилась, на 199280 руб., вследствие чего валовая прибыль на 209459 руб. Коммерческие и управленческие расходы увеличились на 60811 руб., то есть на 63,2%. Прибыль от продаж вследствие изменения валовой прибыли и коммерческих и управленческих расходов увеличилась на 148648 руб. Среднесписочная численность работников увеличилась на 60 человек, в основном за счет роста численности рабочих. Рентабельность основной деятельности увеличилась на 17%.