Проблема количественной оценки объёмов торговли услугами

Количественная оценка торговли услугами неизбежно сложнее оценки торговли товарами. Услуги труднее поддаются идентификации. Некоторые услуги определяются скорее абстрактными понятиями, нежели каким-либо физическим свойством или физической функцией. Свойства услуги:
• Адресность услуги, причем даже материальная услуга отличается от товара тем, что является адресной, например, индивидуальный пошив одежды.
• Неосязаемость услуги, поскольку только покупка услуги позволяет увидеть ее результат, т. е. конкретную реализацию.
• Непостоянство качества услуг в зависимости от поставщиков, места и времени ее оказания.
• Моментная определенность, означающая, что услуга является значимой только в определенный момент (период) времени.
• Неспособность услуг накапливаться;
• Невозможность хранения услуги покупателем и/или особенно продавцом. В этом состоит принципиальная особенность нематериальной услуги. Это относится к предоставлению услуг по питанию и проживанию туристов в стране временного пребывания. Зрелищная услуга также потребляется в момент покупки и не подлежит хранению обеими сторонами. Услуги парикмахерской в какой-то степени могут храниться покупателем, но не продавцом.
• Предоставление услуги неотделимо от ее производства.
• Товародвижение услуги всегда имеет прямой канал -без посредников.
• Услуги не транспортируются. В отличие от торговли товарами, в сфере торговли услугами груз не пересекает таможенную границу; не имеет международного товарного кода, документального сопровождения о составе содержимого, информации о количестве, происхождении и пункте назначения, счет-фактуры(документ о стоимости товаров, выполненных работах или оказанных услугах, выставляемый продавцом покупателю. Выставляется после согласования стоимости. Счёт-фактура может являться основанием для оплаты) и административной системы взимания таможенных пошлин, в рамках которой осуществлялся бы сбор необходимых данных.

Получение требуемой информации о торговле услугами, после того как определено ее содержание, зависит от согласованного общего толкования базовых концепций поставщиками этих данных. А это определяется тем, какая информация может быть получена по всей совокупности источников: от систем бухгалтерской отчетности, административных ресурсов и статистических обследований до методов количественной оценки.

Специфика услуг способствует возникновению различных сложностей, связанных с оценкой стоимости экспортируемых услуг (например, оценка объемов международной торговли виртуальными услугами). Регулирование международных сделок с подобными услугами на современном этапе считается нерешаемой проблемой с точки зрения как технической организации контроля (в том числе оценки стоимости), так и правового регулирования торговых сделок в информационных сетях.

В рамках экономической статистики и, в частности, операций, отражаемых в платежном балансе, часто отсутствуют данные о стоимости целого ряда

услуг отдельно от стоимости продаваемых товаров. К ним относятся услуги распределения, включаемые в стоимость продаваемых товаров или в стоимость монтажа, технического обслуживания и подготовки персонала, которая входит в цену

реализации машин и оборудования, компьютеров, судов и т.д. Однако с точки зрения ГАТС(генерального соглашения по торговле услугами) такие операции рассматриваются как торговля услугами. Оценка стоимости таких услуг является полезным дополнением к статистике, составляемой в рамках платежного баланса.

Для получения полной картины по общей стоимости поставок услуг согласно ГАТС необходимо объединить статистические данные, взятые из платежного баланса, и ТУЗФ(статистика зарубежных филиалов). При необходимости можно использовать дополнительные статистические данные о продажах, совершенных самостоятельно занятыми поставщиками услуг в принимающей стране. Однако составителям и пользователям статистики следует иметь в виду, что

при этом они могут столкнуться с целым рядом трудностей. Различные наборы

статистических данных не поддаются точному сопоставлению в силу различий в сфере охвата, количественной оценке и классификации.

Например, продажи услуг посредством трансграничной торговли, как

правило, классифицируются по виду услуг, тогда как продажи/выпуск продукции

через зарубежные филиалы во многих странах, в соответствии с практикой сбора информации у отечественных предприятий, классифицируются по основному

виду деятельности филиала. До тех пор пока статистика ТУЗФ не будет составляться по виду продукта, любые попытки объединения данных продаж/

выпуска продукции зарубежных филиалов в работе по отраслям и данных по торговле услугами в разбивке по виду продукта должны предприниматься с крайней

осторожностью.

В рамках операций с услугами, отражаемых в платежном балансе,

учитываются продажи услуг резидентами нерезидентам и наоборот. В статистике ТУЗФ учитывается общий объем продаж/выпуска продукции применительно к услугам, предоставленным филиалом клиентам — резидентам страны, где он создан,

а также объем экспорта данного филиала из этой страны. Для надлежащей оценки международных продаж услуг в какую-либо страну в разбивке по способу поставки услуг желательно отдельно составлять данные по продажам резидентам страны, где создан филиал, и прочим продажам услуг этого филиала, то есть по международному экспорту услуг, осуществляемому этим филиалом (который считается

экспортом страны, где создан филиал).

Наши рекомендации