Объединение Индии при династии Маурьев. Правление Ашоки. Распространение буддизма

1. Хронология: VI-нач. II

2. Политистория. Заканчивается ведийская прелюдия, начинается резкий рост (эконом, культ и пр. см. ниже). На первый план выходит СВ Индии, СЗ под Персами. Наиболее мощные государства того периода – Магадха, Кошала, Ватса и Аванти (все на СВ по Гангу и Ямуне). Между ними борьба за гегемонию и к IV в. главной становится Магадха (дин. Нандов). Македонцы до неё не доходят и поворачивают, но на уже завоёванных областях оставляют гарнизоны. Нанды прославились в преданиях жестокостью и жадностью, достоверной информации о них нет.

В борьбе с ними выдвигается Чандрагупта, выгнавший македонцев и низвергнувший Нандов. Основывает династию Маурьев (317-180 до). Расцвет её при Ашоке (внук Ч, сер III). Государство охватывает всю Индию, кроме самого юга. Столица – Паталипутра. Разделено на несколько больших провинций, но единства нет: при завоевании не сменяется административный аппарат, никакого контроля за местной властью. Всё очень рыхло. Главные памятники от Ашоки – «эдикты» по всей стране: этические заповеди с сильным буддийским душком. Основная идея: царь – хороший («знаете что, скрипка…») и то, что он говорит тоже хорошо и этому надо следовать, если ты его любишь. Веротерпимость, однако не без попыток вмешаться. Ашока всячески поощряет буддизм, стремится к его распространению за пределами Индии (самая большая удача – на Шри-Ланке, где на тот момент было в основном североиндийское население). Держава шаткая и не единая => может быть очень сильной при первых правителях, но долго не продержится. Так и случилось. К 180 г. распадается, но: роль Индии очень возросла, появилась традиция единства, некая культурная общность и меньший экономический разрыв между областями.

Управление: складывается серьёзный административный аппарат (в малых областях, в рамках больших гос-в видели, что происходит). При царе действует царский совет: родственники + важнейшие чиновники. Опора также на армию (в основе – профессиональная. Большая роль у тяжёлых колесниц, конницы, слонницы).

3. Эк.: После ведийского периода – резкий взлёт, т. к. железо (археологич. не доказано, но иначе быть не может). Осваиваются новые земли (восток, Цейлон). Интенсификация с/х (новые методы рисоводства). «Прогресс в разделении труда» => Демографический рост => множество новых городов (наиболее крупные – Уджаин, Каушамби, сравнимы с крупнейшими греч. городами) и торговля.

4. Соц.: Верхушка – местная аристократия. В городах: цехи и купечгильдии (главы их участвуют в самоуправлении), объединённые отдалённым родством (браки только внутри одной соцгруппы). В сёлах: общины, большая значимость рода (родство + общий культ предка). Община постепенно разлагается, появляется кабальное рабство (патриархальное). Касты.

5. Культура: Резкий взлёт. Создаётся общеиндийский контекст. Буддизм (про него). Львы с капители Ашоки - нацсимвол

54. Держава Гуптов. Социальные отношения ½ I тыс. н. э.

1. Хронология: держава Гуптов – сер. IV- кон. V. Всех снова объединяет Магадха

2. Политистория: Древняя Индия как страна стремится к раздробленности. Крупные державы не держатся долго. Ещё одни пример. Между Маурьями и Гуптами – период зависимости СЗ Индии (греко-бактры, саки, кушаны) и раздробленности. Собственно основатель магадхской династии Гуптов – Самудрагупта (сер. IV). После ряда военных походов он объединил основные территории С Индии. Дошёл до Декана, повоевал там, но, видимо, не присоединил. Расцвет – Чандрагупта II (380-415) [ЧI – основатель Маурьев]. Однако после его смерти всё начало гнить и вонять. Общий упадок довершило нашествие гуптов-эфталитов.

Если спросит: главная держава Ю Индии – Калинга (I в. до); Центра (Декан) – династия Сатаваханов (расцвет – II в. н. э.).

3. Экономика: расцвет. Хорошее железо. Оживлённая торговля (т. к. найдено много монет) => Специализация областей. Более тесные связи с остальным миром (активная торговля с римом). НО: сильно развита внешняя торговля и торговля между областями. Торговля внутренняя слаба. Ремесло не работает на рынок.

4. Соц.: По трактату о политике «Артхашастра». Сильна территориальная община, однако никакого единства в ней нет: землевладельцы, безземельные, обслуга (всякие прачки и пр.). Та же ситуация в городе. На этой основе формируются локальные «касты», каждая из которых отождествляет себя с одной из 4 больших старых. Землевладельцы – брахманы или кшатрии. Купечество – вайшьи. Большинство – шудры. Дальше – неприкасаемые. Касты эндогамны. Внутри них тоже иерархия.

Верхушка – госэлита, крупные землевладельцы (местная аристократия), жречество. Основа: мелкие земледельцы и ремесленники. Земледельцы платят налог –1/6 урожая. Похоже, есть откупная система. Ремесленники в городах в корпорациях. Среди них серьёзная иерархия. Низшие слои – наёмники и рабы. Рабов много, на них чёрная работа. Основной источник – естественный прирост + войны.

Культура древней Индии.

Ведийский период.

Литература.

Религиозная. Священные тексты передаются устно, причем разговорный язык меняется, а они – нет => постепенно заучивание без понимания смысла. Отсюда – этимология, фонетика и лингвистика. Тема вед в осн. – жертвоприношения, различные заговоры, в комментариях – попытка рационально объяснить приносимые жертвы. Отсюда – философия.

Эпос. Махабхарата и Рамаяна. Последние редакции поэм – при Гуптах. Добавляется всякая мудрость, абсолютно не имеющая отношения к сюжету (назидания, легенды и др.).

Науки. Сложные алтари и жертвоприношения => геометрия и астрономия.

Буддийский период.

Литература. Религиозная.

Школа малой колесницы. Формирование канона в 5-1 вв. д.н.э. В 1 в. на Ланке записан полный канон тхеравады на языке пали – Типитака. Первая корзина – правила поведения монахов и монахинь. Вторая корзина – наиболее интересна: изречения Будды, притчи о его жизни и предыдущих его жизнях. Третья корзина – тексты по буддийской философии и психологии.

Школа великой колесницы.

Лит-ра сохранилась не полностью, частью на санскрите, частью – в тибетском, китайском и др. переводах.

Наука. В 5-4 вв. – гарматика санскрита Панини. Настолько совершенна, что ясно, что санскрит гораздо древнее, чем мы знаем по памятникам. Конец древности – Арьябхатта предположил, что земля вокруг своей оси и Солнца. Из Индии же – арабские цифры, ноль и позиционная система записи чисел.

Философия. Несколько школ. Направлена не на поиск обобщений естесств. наук, а на интерпритацию Св. Текстов.

Психология. На границе религии и медицины.

Прочее. Придворный театр. Калидаса лабал при дворе Чандрагупты II драмы на темы из Махабхараты («Шакунтала»). Басни. «Панчатантра» - сборник их. Композиция – в основу Декамерона, Тысячи и одной ночи и др. Очень попсово в Средние века. Поэзия, панегирики, сборники афоризмов. «Артхашастру» - древнеиндийский макиавеллизм. Трактат по политике в стихах.

Архитектура и искусство. Наиболее х-терный памятник – ступа. Самые большие (на Ланке) могут сравниться по размерам с пирамидами. Пещерные монастыри в Зап. Индии. Связь с буддизмом. Внутренняя отделка – под деревянное здание. Огромный буддийский монастырь и ступа (2-1 вв. д.н.э.) в г. Санчи. Колонны с надписями Ашоки. Заимствования у греков и персов. В послемаурийскую эпоху – самостоятельные школы скульптуры: Гандхара (СЗ Индии) – первые века новой эры => сильное римского и эллинистического иск-ва; Матхура (центр С. Индии) – большая связь с индийской культурой, завязка на школу великой колесницы => пантеоны Бодхисаттв.

Живопись. Росписи пещерных храмов и монастырей в Аджанте (Зап. Индия) – сцены из преданий. Подобное есть и на Шри-Ланке.

Религии древней Индии.

1. Общие слова. Помнить, что общие индоевропейские корни => параллели и в славянской языческой религии (Параджанья-Перун). Связь с социальными измемнениями (буддизм – с соц. переломом сер. 1 тыс.).

Ведийская.

a. Концепция. Это религиозные верования ариев. Природные мотивы. Нет иерархии богов, но есть «любимчики»: Индра (бог бури). Живут на небесах (отсюда название – дэвы). Облик антропоморфен, но неясен. Боги в основном мужики. Жертвоприношения: бога приглашают сесть у костра на подстилкуц из священной травы, в огонь – масло, зерна и др., которые с дымом – на небеса, боги наелись => спускают еду людям в виде урожая. Круговорот материи, ты мне - я тебя. Есть жрецы – замкнутая группа, присоединение к ней – только по рождению. Позднее составили варну брахманов, превосходившую варны кшатриев, вайшьей и шудр. Жрецам платили за отправление культа, тем и жили, но могли зарабатывать и по другому. Центров культа нет, но бля особо важных церемоний сооружается специальные алтарь очень сложной конструкции. Церемонии долгие – от неск. дней до года. Жертвоприношения дороги => позволить их себе может только знать, а знать здесь – это власть, т.к. спекулянтов нет. Первоначально такой правитель действовал от имени всей общины. Постепенно складывается представление о стадиях жизни, которые рекомендовалось проходить всем «дваждырожденным», особенно брахманам:

а. ученичество в юности

б. мирская жизнь домохозяина в зрелом возрасте

в. аскетизм и самоистязание с наступлением старости

Поведение согласно этим канонам способствовало накоплению кармы. В зависимости от ее количества человек в следующей жизни рождался либо на варну выше, либо ниже. Причем родиться можно было как божеством, так и сявкой. Т.о., это религиозное отражение земного строя. Религия эта ориентирована на общину.

b. Священная литература. Ригведы (1000 гимнов).

c. Язык. Санскрит – священный язык.

3. Буддизм. Появляется в сер. 1 тыс. Первая мировая религия. Связь с социальным переворотом сер. 1 тыс. (частная собственность, города, индивидуализация). Три драгоценности буддизма: Будда, его учение (дхарма) и община его последователей (сангха).

Будда. Основатель – царевич Сиддхартха. Мысль о страдании живых существ заставила его скитаться по Магадхе, а однажды под деревом смоковницы на него снизошло просветление и он стал просветленным, т.е. Буддой. Первая проповедь – в Оленьем парке близ г. Варанаси.

Дхарма: жизнь – страдание, постоянная цепь перерождений. Страдания – из-за постоянных страстей и желаний (пить, есть, писать, спать, переродиться в высшей варне и т.д.). Конечная цель буддиста – возыметь полный контроль над своими духом и поведением и впасть в нирвану (угасание). Нирвана позволяет человеку разорвать цепь перерождений. Идея непричинения вреда ничему живому. Нет и не может быть ни единого бога-творца (зачем, если любой может переродиться в виде любого божества, если накопит достаточно кармы?), ни жрецов-посредников (внешняя обрядность бесполезна, а жертвоприношения – даже греховны). Не имеет значения социальное положение буддиста – шансы есть у любого, причем у нищих даже больше, т.к. им легче отказаться от всего мирского, чем богачам. Буддизм ориентирован прежде всего неа личность. Сначала поклонение не изображению Будды, а его символам, которые восходят к земледельческому культу первых поселенцев (колесо, смоковница, ступа (холм с зонтом и реликвией)). Затем при популяризации – и изображение Будды. Язык проповедей – не санскрит, а обычный, разговорный. Все это – причина популярности буддизма (в отличие от ведийского культа, который только для «дваждырожденных») Связь с возникновением городов (частная собств., обособление личности, конец замкнутости сословий).

Чем дальше, тем большая популяризация и приближение к мировой религии. Например: представление о Бодхисаттве (жертвует своей нирваной и помогает спасаться всем), обвинение монахов в эгоизме, нарастающие эсхатологические мотивы. В результате – две школы:

а. малой колесницы (узкого пути, тхеравады) – оригинальный буддизм, только для монахов, распр на юге и на Ланке.

б. великой колесницы (широкого пути) – попсовый буддизм для всех, кто может отвалить $, распр. на севере Индии; поглощен индуизмом.

Сангха состоит из бхикшу – скинхедов в оранжевых сари и с горшком для милостыни в руках. Структурирована по принципу общины – тоже совет и общее голосование. С восьми лет – послушник, с двадцати – монах. Учили заповедия, периодически – публично каялись и принимали наказания. Постоянные тренировки психики и медитация для достижения нирваны (сперва считалось, что ее могут достигнуть лишь монахи, затем – любой мирянин, отваливший достаточно $ и исполняющий заповеди). Монахи могли также врачевать, учить и ваще быть настоящими мужиками. Запрет личной собственности, но нет запрета на общинную (ср. ордена средневековья). Материальные вливания в монастырь – душеспасительное занятие (полная аналогия с Европой!). Монастыри иногда имели в подчинении деревню, на подати с которой жили. Иногда активно участвовали в политике.

4. Индуизм. Опять корни – в древнем культе богини-матери, земледельческих культах солнца, дерева, обезьяны, слона. В то же время – идея единого бога-творца. Не взаимовыгодное существование (ты мне – я тебя), а безусловное подчинение и поклонение. Кому – неясно, но при этом – никаких антагонизмов (!):

a. Вишну может являться в образе животного (хряка, рыбы, черепахи), темнокожего царя и пастуха и Кришны, Будды, героя попсового сериала для пенсионеров «Рамаяна» Рамы. Как видно, в индуизме ассимилированы многие религии и культы – уникальный случай.

b. Шива изображается в виде аскета с черепами или танцора, часто с ритуальным быком.

Священные тексты – веды и пураны (эпические поэмы о древности) – доступны для всех. Храмовое богослужение. Сначала кровавые жертвоприношения, затем – ритуалы почитания (танцы до упаду, музон, дурь, возлияния, красивые одежды). Изображения божеств есть. Программное произведение – «Бхагавад-гите» (песнь господа) – часть Махабхараты. В ней – положения, очень напоминающие софистику (у каждой семьи, общины, местности – своя истина), а потому – произвол и терпимость вовне, но строжайшая дисциплина внутри той общности, которая исповедует данную истину. В отличие от раннего буддизма – большое значение соблюдения обрядовых правил. Строгая изоляция каст, самое страшное наказание – изгнание. Убийство животных, особенно буренок, - западло. Детские браки. Для вдовы нефигово сжечь себя на погребальном костре мужа.

Наши рекомендации