Сущность виды и ф-и рын инфраструктуры
Рыночная инфр-ра нац эк-ки – это система организационно правовых институтов для поддержания развития отношений хозяйственных субъектов
Основные эл-ты рыночной инфр-ры : биржи, банки, аукционы, посреднич фирмы, реклам агенства, страх компании, аудиторские фирмы, инвестиционные фонды.
Фин инфраструктура – совокупность разных эл-ов обеспечив функций финн-ов как общественн института
Организационная финн инфр-ра - совокупность соответствующих структ обеспеч-х функционирование финсов и управление ими.Содержит 3 составляющие
1* управленчес финн инфра-ра – совокупн финн органов выполн оперативное управление в сфере гос. финансов (минфинн, гос казначество, счетная палата, органы управления пенсион фондом и фондом соц страх, гос комиссия по ценным бумагам и фондов рынка)
2* институциональная финн инфр-ра – совокупность финн институтов, функц-х на финн рынке и рынке финн услуг, выполняя ф-и мобилизации, перемещения и инвестирования ден потоков (комерч банки, бюджетн учреждения, страх компании, негос пенсион фонды)
3* обслуживающая финн инфр-ра – субъекты кот выполняют ф-ю посредников на финн рынке (биржи брокерские, дилерские конторы) и вспомогательные ф-и на рынке ценных бумаг (регистраторы, депозитарии, клиринговые центры)
Функции составляющих рыночной инфрастр-ры
1- оформление рын отношений и деятельности субъектов хозяйствования
2- облегчение реализации эк интересов участниками рынка
3- повышение оперативности работы объектам эк-ки
4- совершенствов формы юр и эк контроля за предприним деят-ю
2.Финансовая система и финансовая политика Украины
Фин система нац эк-ки – это совокупность фин. отношений при формировании, распределении и использовании ср-в.
Сис-ма фин. отнош включает такие звенья:
- бюджеты разных уровней
- фонды соц, имущ-го и личного страх
- валютные резервы страны
- ден фонды предприятий, организаций
- прочие спец ден фонды.
Через фин. механизм гос-во создает фонд ср-в (max, min, внеш, внутр), кот используются для реализ фи-и гос-ва эк и соц сферах.
К самым распростр. принципам построения финн с-мы явл. фискальный т.е. в интересах гос казны.
Этот принцип предпологает :
-1 группа – между гос-вом и предприятиями, охватывает с-му платежей в гос бюджет и разные фонды
-2 группа –между предприятиями осущ имеющими взаимные платежные обяхательства
-3 группа – между предприятиями и банками по поводу получения использования и возврата кредита
- 4 группа – между предприятием и его структурн подразделениями
- 5 группа – между го-вом и общ организациями
- 6 группа – между гос-вом и населением по поводу уплаты налогов и получения трансфертных платежей
Проведение ден кредитной политики страны заключ в след:
*а* регулир величины ден массы
*б* управление кредитованием безнал расчётами финн рынкам
*в* укрепление нац валюты
Реализ-ся ден кредитной политики осущ-ся банковской с-мы органы кот состоит из 3 звеньев:
- Цент банк в лице НБУ
- Коменрч банки
- Специализ кредитно-фин учреждения
Основные цели НБУ:
- создание нормальных условий для эффективного функционирования всех субъектов экономики.
- защита и обеспечение стабильности гривны.
- развитие и укрепление банковской системы.
- обеспечение эфективых расчетов между субъектами НЭ.
НБУ – автономный гос. институт подчиняющийся Верховному совету Украины.
НБУ совместно с Минфином разрабатывает «правила игры» для коммерческих банков и кредитно-финансовых учреждений.
Основные экономические средства и методы ден.кред. политики:
- регулирование объема денежной массы при помощи определения норм обязательных резервов коммерческих банков и финн.кред. учреждений.
- процентная политика: повышение или снижение %-ной ставки нбу обуславливает соответствующие действия коммерческих банков.
- операции с ценными бумагами на открытом рынке.
3.Бюджетная система нац экономики
Центральным звеном всей финн с-мы явл-ся гос бюджет
Бюджетная с-ма страны, это совокупность гос и местного бюджета (областного, районного, городского)
Гос Бюджет – это годовая смета доходов и расходов гос-ва
Бюджет страны состоит из 2 частей
- Доходной (обеспечивает аккумуляцию ср-в через с-му налогооблажения)
- Расходной - показывает такие статьи доходов гос-ва
Оборона, соц мероприятия, дотации, субсидии предприятия, админ-но управленческие расходы, выплаты гос долга
Профицитный бюджет – доходы выше расходов
Дефицитный бюджет – доходы ниже расходов
Нормальный бюджет – доходы=расходам
Причины дифицита гос бюджета :
- сокращ налог поступлений
- спад произв-ва и сниж доходов
- внеплан увелич бюдж расходов
Мероприятия пров-ва для уменьшения бюджет дифицита
- рость и развитие произв-ва
- конверсия военно-промышл комплексе
- снижение расходов на управл гос-вом
- уменьш дотаций убыточн предприятиям
- сворачивание соц программ
- увеличение пенсионного возраста
Традиционные способы покрытия бюджетного дифицита :
- ужесточение нналогооблажения
- эмиссия денег
- выпуск гос займов
- внеш валютн займы
Если дифицит гос бюджета носит временный хар-р и не привышает 10 % сумм ВВП – он считается вполне допустимым
Дефицит превышающий 20 % является критическим
В Украине в 011 г бюдж дефицит составил 12 млрд грн = 5 % ВВП
Рост бюдж дифицита приводит в росту гос долга
Гос долг бывает внутр и внешим
Внутренний длг – это задолжность прав-ва населению своей страны (облигации гос займа) 174 млрд грн
Внешний долг – это задолж перед ин странами, организац, частн лицам