Неокейнсианские теории экономического роста
Неокейнсианские модели экономического роста был разработаны экономистами Е. Домаром и Р. Харродом. Они соответствии с методологией М. Кейнса полагали, что, во-первых, совокупный спрос является решающим условие развития экономики, и, во-вторых, основным факторо роста являются капиталовложения (инвестиции).
Модель экономического роста Е. Домара. Это наиболее простая модель, разработанная в конце 40-х гг. XX в. Ее предпосылки: прирост инвестиций является экзогенной переменной и рассматривается как единственный фактор роста совокупного спроса и совокупного предложения.
Совокупный спрос увеличивается в результате прироста инвестиций и действия мультипликатора к:
Δ YAD = ΔI * k = ΔI / s
Увеличение совокупного предложения составит
Δ YAS = α * ΔK = α * I
В условиях равновесного роста спрос и предложение должны совпадать, т.е должно соблюдаться равенство:
α * I = ΔI / s
Модель экономического роста Р. Харрода. В отличие от модели Е. Домара, в модели Р. Харрода ставится цель исследовать траекторию экономического роста. При этом у пего инвестиции рассматриваются как эндогенная переменная, зависимая от уровня дохода. Эта зависимость устанавливается в модели посредством параметра v (принцип акселератора), неизменного во времени.
Естественный темп роста - это такой равновесный темп роста, который обеспечивает полную занятость не только капитала, но и труда. 54
54. Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба – Дугласа.
Неоклассические модели экономического роста разрабатывались на основе использования производственных функций, т.е. функций, устанавливающих зависимость между выпуском продукции и факторами производства.
Производственная функция Кобба-Дугласа — это производственная функция, которая учитывает совокупность двух основных факторов производства — капитала и труда — и обладает установленными выше свойствами.
Функция Кобба-Дугласа была введена двумя американскими экономистами — Ч. Коббом и П. Дугласом — для изучения замены факторов «труд-капитал»:
Y = LαK1-α где 0 < α < 1.
Функция может быть переписана в виде
Y / L = (K / L)1-α где y = Y / L; k = K / L
61. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни
Социальная политика — деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня и качества жизни всех слоев общества, каждого человека.
Объекты социальной политики — отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом. 55
61. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни
Субъекты социальной политики — те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
Цель социальной политики государства — формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, и котором нет нищеты и резких социальных контрастов, достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни, имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики — стимулирующую и стабилизирующую. Реализация первой функции предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работника в созданном продукте. Реализация второй функции достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп 56
61. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни
Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости), с другой — дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости).
Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей.
Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества, на основе дифференцированного к ним подхода.
С точки зрения субъектов социальной политики выделяют два ее уровня — общегосударственный и региональный. 57
61. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни
Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания, разрабатываются целевые социальные программы.
Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономич. отношения в регионе, а также региональные соц. программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона. 58
56. Платежный баланс.
Статистика экспорта, импорта и других внешнеэкономических потоков отражается в платежном балансе (ПБ).
В укрупненном виде структуру ПБ можно представить следующим образом:
1) Счет текущих операций. Данный раздел отражает экспорт и импорт товаров и услуг, и все операции, не связанные с покупкой и продажей собственности, обменом финансовыми активами, возникновением и погашением международной задолженности (включая коммерческие кредиты).
2) Счет операций с капиталом и финансовых операций (или, для краткости, счет движения капитала). Здесь отражаются операции, в результате которых происходит обмен правами собственности на материальные, нематериальные и финансовые активы, предоставление кредитов или погашение задолженности. Если экономика находится в состоянии равновесия, изменений золотовалютных резервов (ЗВР) не происходит. Поэтому понятие «дефицит платежного баланса» означает, что дефицит первого раздела не покрывается притоком капитала по второму (или наоборот). 59