Неокейнсианские теории экономического роста

Неокейнсианские модели экономического роста был разработаны экономистами Е. Домаром и Р. Харродом. Они соответствии с методологией М. Кейнса полагали, что, во-первых, совокупный спрос является решающим условие развития экономики, и, во-вторых, основным факторо роста являются капиталовложения (инвестиции).

Модель экономического роста Е. Домара. Это наиболее простая модель, разработанная в конце 40-х гг. XX в. Ее предпо­сылки: прирост инвестиций является экзогенной перемен­ной и рассматривается как единственный фактор роста со­вокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос увеличивается в результате прирос­та инвестиций и действия мультипликатора к:

Δ YAD = ΔI * k = ΔI / s

Увеличение совокупного предложения составит

Δ YAS = α * ΔK = α * I

В условиях равновесного роста спрос и предложение долж­ны совпадать, т.е должно соблюдаться равенство:

α * I = ΔI / s

Модель экономического роста Р. Харрода. В отличие от модели Е. Домара, в модели Р. Харрода ставится цель ис­следовать траекторию экономического роста. При этом у пего инвестиции рассматриваются как эндогенная пере­менная, зависимая от уровня дохода. Эта зависимость ус­танавливается в модели посредством параметра v (прин­цип акселератора), неизменного во времени.

Естественный темп роста - это такой равно­весный темп роста, который обеспечивает полную заня­тость не только капитала, но и труда. 54

54. Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба – Дугласа.

Неоклассические модели экономического роста разра­батывались на основе использования производственных функций, т.е. функций, устанавливающих зависимость ме­жду выпуском продукции и факторами производства.

Производственная функция Кобба-Дугласа — это произ­водственная функция, которая учитывает совокупность двух основных факторов производства — капитала и труда — и обладает установленными выше свойствами.

Функция Кобба-Дугласа была введена двумя американ­скими экономистами — Ч. Коббом и П. Дугласом — для изучения замены факторов «труд-капитал»:

Y = LαK1-α где 0 < α < 1.

Функция может быть переписана в виде

Y / L = (K / L)1-α где y = Y / L; k = K / L

61. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни

Социальная политика — деятельность институтов госу­дарства, направленная на управление социальным разви­тием, умножением и распределением материальных и ду­ховных благ для обеспечения достойного уровня и качест­ва жизни всех слоев общества, каждого человека.

Объекты социальной политики — отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отно­шениями, население страны в целом. 55

61. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни

Субъекты социальной политики — те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реа­лизации. Это органы государственного управления на рес­публиканском и местном уровнях, различные негосудар­ственные объединения, коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

Цель социальной политики государства — формирова­ние социально стабильного и высокоразвитого общества, и котором нет нищеты и резких социальных контрастов, достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни, имеется достаточная степень обществен­ного согласия и общественной солидарности, а социаль­ные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики — стимулирующую и стабилизирую­щую. Реализация первой функции предполагает стимули­рование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой моти­вации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работника в созданном продукте. Реализация вто­рой функции достигается на основе перераспределения до­ходов, развития системы социальных гарантий и социаль­ной защиты как населения в целом, так и его социальных групп 56

61. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни

Принцип социальной справедливости предполагает, с од­ной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возмож­ностях (уравнительный тип справедливости), с другой — дифференциацию населения по заслугам (распределитель­ный тип справедливости).

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обя­зан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоя­тельно обеспечить удовлетворение своих потребностей.

Принцип социальных гарантий предусматривает предос­тавление гражданам гарантированного минимума социаль­ных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общест­ва, на основе дифференцированного к ним подхода.

С точки зрения субъектов социальной политики выде­ляют два ее уровня — общегосударственный и региональный. 57

61. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни

Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего насе­ления, единой социальной инфраструктурой. На этом уров­не определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко все­му обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране, устанавливаются минимальные социальные гаран­тии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, определяется порядок предоставления гражда­нам льгот и социального обслуживания, разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей кон­кретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регули­рующие социально-экономич. отношения в регионе, а также региональные соц. программы, направлен­ные на решение конкретных проблем населения региона. 58

56. Платежный баланс.

Статистика экспорта, импорта и других внешнеэконо­мических потоков отражается в платежном балансе (ПБ).

В укрупненном виде структуру ПБ можно представить следующим образом:

1) Счет текущих операций. Данный раздел отражает экспорт и импорт товаров и услуг, и все операции, не связанные с покупкой и продажей собст­венности, обменом финансовыми активами, возникнове­нием и погашением международной задолженности (вклю­чая коммерческие кредиты).

2) Счет операций с капиталом и финансовых операций (или, для краткости, счет движе­ния капитала). Здесь отражаются операции, в результате которых происходит обмен правами собственности на мате­риальные, нематериальные и финансовые активы, предос­тавление кредитов или погашение задолженности. Если эко­номика находится в состоянии равновесия, изменений зо­лотовалютных резервов (ЗВР) не происходит. Поэтому по­нятие «дефицит платежного баланса» означает, что дефи­цит первого раздела не покрывается притоком капитала по второму (или наоборот). 59

Наши рекомендации