Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита
ТЕМА 6. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
Лекция № 10. Бюджетный дефицит: сущность, причины возникновения и методы финансирования. Основные концепции сбалансированности бюджета
Цель: изучить теоретические основы бюджетного дефицита, причины его возникновения, источники и способы финансирования, ознакомиться с основными концепциями сбалансированности бюджета.
План
1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита
2. Виды бюджетного дефицита.
3. Основные концепции сбалансированности бюджета.
Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны.
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику – политику бюджетного дефицита.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов.
Дефицитбюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его расходами.
Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет, и являются объектом управления в целях достижения равновесия между бюджетными доходами и расходами.
Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития.
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.
Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.
Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.
В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:
- чрезмерных государственных расходов;
- ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования лили из-за низкой собираемости доходов);
- циклических спадов в экономике.
Однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита не возможно.
Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой – причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.
В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает отрицательное бюджетное сальдо.
К важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета.
Здесь имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, но также пособий по безработице и других социальных расходов. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.
Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Уже давно возникло мнение, что бюджетный дефицит – это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы.
В статье 14 проекта Закона Донецкой Народной Республики «О бюджетной системе Донецкой Народной Республики» указано, что:
- утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования бюджета;
- профицит бюджета утверждается с целью погашения долга и обеспечения установленного размера оборотного остатка бюджетных средств;
- оборотный остаток бюджетных средств - часть остатка средств общего фонда соответствующего бюджета, образуемого для покрытия временных кассовых разрывов. Оборотный остаток бюджетных средств устанавливается в размере не более 2 процентов плановых расходов общего фонда бюджета и утверждается в Законе о Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики (решении о местном бюджете). На конец бюджетного периода оборотный остаток бюджетных средств должен быть сохранен в размере не менее, чем установлено при утверждении соответствующего бюджета;
- превышение остатка средств общего фонда бюджета над оборотным остатком бюджетных средств на конец бюджетного периода представляет свободный остаток бюджетных средств, который используется на осуществление расходов бюджета согласно Закону и/или изменениям о Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики к нему (изменениям к решению о местном бюджете).
Выделяется несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.
Третья концепция предполагает, что целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение экономической стабильности может сопровождаться, в том числе и устойчивым бюджетным дефицитом. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит.
Такая политика предполагает:
- наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
- контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
- выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Содержание бюджетного дефицита принято рассматривать на основе анализа его свойств:
- бюджетный дефицит выступает как сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего, налоговыми поступлениями) и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства. Бюджетный дефицит - ограничитель потребностей государственного сектора, способствующий уравновешиванию возможностей и потребностей бюджетов различных уровней.
- категория «бюджетный дефицит» является результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.
- как параметр бюджетной системы бюджетный дефицит означает превышение расходов над доходами и соответствующую потребность в дополнительных источниках финансирования расходов государства. Бюджетный дефицит может отсутствовать, и в этом случае проявляется новая форма бюджетных взаимосвязей - бюджетный профицит (излишек финансовых ресурсов государства над его расходами). Возможна и ситуация полного равенства суммы доходов и расходов бюджета, отражающая «бюджетное равновесие».
Полностью сбалансированный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но, не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением. Еще Дж. М. Кейнс в целях повышения экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования.
Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств – войн, стихийных бедствий, катаклизмов, – когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центрального банка.
Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2-3% ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличие от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиции же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.
Министерство финансов ДНР и его органы на местах стремятся к обеспечению управления финансами и разработке актуальной финансовой политики. Обеспечивая исполнение республиканского бюджета, Минфин ДНР осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из бюджета распорядителям бюджетных средств.
Виды бюджетного дефицита
Дефицит бюджета классифицируют по следующим критериям.
По форме проявления: открытый (официально провозглашенный в законе о бюджете на соответствующий год) и скрытый (не определенный официально, проявляется в повышении плановых объемов доходов, включенных в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита).
Скрытый дефицит бюджета содержит в себе такие составляющие:
- финансирование государственными предприятиями излишней занятости в государственном секторе и выплаты ими заработной платы по ставкам, более высоким, чем рыночные, за счет банковских займов или путем накопления взаимной задолженности;
- накопления в коммерческих банках, которые отсоединились на начальных стадиях экономических реформ от Центрального банка страны, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти кредиты выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка, причем портфели «плохих долгов» в переходных экономиках весьма значительны; - отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным банком убытков от мероприятий касательно стабилизации обмена курса валют, беспроцентных и льготных кредитов правительству, рефинансирование Центральным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам. Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодный сбалансированный бюджет.
По природе своего происхождения необходимо различать циклическийи структурный бюджетный дефицит.
Циклический дефицит - результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды (например, пособия по безработице), поддержание общественно необходимых секторов экономики.
Структурный дефицит - это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.
В качестве критерия разграничения циклической и структурной составляющих в бюджетном дефиците выступает расчет бюджетного дефицита при естественном уровне безработицы, равном 6%. Величина структурной составляющей дефицита (избытка) государственного бюджета определяется его размером при естественном уровне безработицы. Разность между реальным и структурным дефицитом «вменяется» циклическому дефициту. С повышением естественного уровня безработицы увеличивается циклическая составляющая дефицита бюджета, и наоборот.
В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активнымили пассивным.
Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.
Пассивныйдефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.
Бюджетный дефицит, в свою очередь, существенно воздействует на денежно-кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом. При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, включая кредитные деньги, государственные заимствования.
Сокращение расходной части бюджета связано с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии и т.д.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.