Концептуальная основа антикризисного управления. Виды антикризисных процедур и их характеристики
Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.Антикр-ое управ-е — это меры орган-но-эк-кого и норматно-прав-ого воздейст-я со стор гос-ва, напрвл-е на защиту предпр-ий от кризисн ситуаций, предотвращен банкротства или ликвид-ю в случаях нецелесообр-ти их дальнейш функц-ия. Кризис— это сост-е, формир-ее перемены в субъекте.Кризис— это выход из сложившейся ситуации, разрешение конфликта. На практике сущ-ет 2 подхода к проблеме АКУ (концепции): 1) Она рассмат-ся с позиции макроэк-ого масштаба, при этом выпускается из вида, что кризис м-т возникнуть и на отдельно взятом предп-ии и не всегда зависит от общей эк-кой ситуации. 2) Рассм-ют лишь эк-кие аспекты (факторы, причины) кризиса, оставляя в стороне соц-ые, полит-ие, орган-ые, эк-кие и др аспекты (моменты). След-но, действенную концепцию АКУ м-о представить в виде следующ взаимосв-х элементов: 1) в 1-ой части рассм-ся сущность объективн-го явления «кризис», представленных описанием и анализом эк-их, соц-ых, полит-их, эколог-их и иных кризисов, научн точек зрения на причины их возникнов-я. Акцент на док-ва возмож-ти и необх-ти управл-я кризисом на различн фазах их проявл-я. Дается типология кризиса, необх-я для понимания их признаков и характер-к. 2) 2-я часть посвящена роли гос-ва в регулир-ии кризисов и их проявлен в системе гос управл-я. Необх-мо понять, что сфера кризиса (с позиции общей теории управл-я) — это не только объект (управляемая система), но и субъект управл-я (управляющая система). Именно объект управл-я м.б источником кризиса, если его состояние (развитие) не соответ-т состоянию, тенденции развития объекта управления. Особенно важен этот момент в стст гос управл-я. 3) 3-я часть создает материал, относящийся к отдельной орган-ции. Акцент дел-ся на технологии АКУ орган-ции (антикриз менеджмент, маркетинг, управл персоналом) 4) 4-я часть, в кот основн вним уделено человеч фактору в сист АКУ (требован к антикриз управл-м, к их квалиф-ции, копетенции). 5) 5-я часть включ изучение, анализ роли обществ-х организ-й АКУ и др обществ-е орган-ии, и зарубежного опыта в этой сфере. Крисис — крайнее обострение противоречий в соц-но-эк-ой сист, угрожающее ее жизнестойкости в окруж среде. Социально-эк-кая сист — эк-ка в целом, отдельн отрасль, отдельн предпр-е. В теории АКУ принято выделять следующ формы существ-я соц-но-эк-ой системы: 1) функционирование, т.е поддержан жизнедеят-ти системы, сохранен функций, опред-их ее целостность, кач-ые, кол-ые и др существ-е характ-ки (движен по горизонтали); 2) развитие, т.е приобретение новых качеств (свойств, характ-к), укрепл-х жизнедеят-ть сист в условиях изменяющейся окруж среды. М/у функцианир-ем и развитием — сущ-т диалектическая связь: с одной стороны развитие разрушает функционир-е, а с др — создает условия для его более каче-ого существ-ния, осущ-ия на более высоком уровне. Функционир-е с одной стор сдерживает, препятст развитию, а с др — явл-ся его базой. Отсюда, циклич тенденция развит системы, отраж-щая объективное, периодич-ое наступление кризисов. В теории АКУ принято выделять следующ типы кризисов: 1) общие кризисы охват-т всю эк-кую соц-ую систему; 2) локальные — охват-т часть сист; 3) макрокризисы — значит V проблем; 4) микрокриз-ы — одна или несколько проблем.
Антикризисная процедура понимается как мера, направленная на повышение платежеспособности предприятия. Этот вид работы охватывает весь объект антикризисного управления и определяет результат его изменения. Ключевой вопрос: что надо делать, чтобы успешно управлять предприятием в преддверии, в процессе и после кризиса.
Эфф-ть реализацииантикризисных процедур оценивается по результативности их влияний на улучшение состояния предприятия.
Согласно ст. 27 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при рассмотрении предприятия-банкрота применяются следующие процедуры:
1) наблюдение;
2) финансовое оздоровление;
3) внешнее управление;
4) конкурсное производство;
5) мировое соглашение.
При рассмотрении банкротства должника-гражданина используются:
1) конкурсное производство;
2) мировое соглашение;
3) иные процедуры банкротства, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом:
а) наблюдение – первая процедура банкротства, направленная на сохранение имущества должника; проводится финансовый анализ состояния должника, определяются и учитываются требования кредиторов, составляется график задолженности по кредитному обязательству;
б) финансовое оздоровление – включает в себя решение кредитов с помощью арбитражного суда. Данная процедура банкротства применяется по отношению к должнику с целью восстановления его платежеспособности. Необходимо погасить задолженность по обязательству на основании установленного графика. Все обязанности возлагаются на административного управляющего. По решению и выводу управляющего кредитор принимает определенные решения и обращается в суд с целью введения новой системы управления либо признания предприятия банкротом и открытия конкурсного производства;
в) на основании ст. 93 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд осуществляет внешнее управление и решает вопросы с кредиторами. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном вышеуказанным Законом, не более чем на 6 месяцев. Определение о продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано;
г) согласно ст. 53 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство может применяться к должнику, который объявлен банкротом, с целью удовлетворения требований кредиторов. Арбитражным судом назначается конкурсный управляющий;
д) на основании ст. 150 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд имеет право заключать мировое соглашение.
Мировое соглашение – одна из процедур банкротства. Если на стадии наблюдения арбитражный суд утверждает мировое соглашение, то это является основой для предотвращения банкротства, улучшения финансового положения.
Общее деление на две группы: К ликвидационным процедурам относятся: принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. В отличие от предупредительных ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятий. Ликвидационные процедуры отражают содержание банкротства в узком смысле слова, понимаемого только как ликвидация несостоятельных предприятий.
К процедурам предупреждения банкротства относятся: досудебная санация; наблюдение; административное управление, внешнее управление. Главная цель данных процедур - обеспечить выход предприятия из кризиса и его платежеспособность. Таким образом, основное отличие всех процедур предупреждения банкротства заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращения деятельности предприятий-должников. Главная задача здесь - обеспечить вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и нормальное его функционирование.