Семинар 2. Формирование кадровой стратегии

Методические рекомендации по изучению темы. Рассмотрение данной темы следует начинать анализа влияния кадровой стратегии на достижение целей организации. Необходимо подчеркнуть, что кадровый менеджмент, нацеленный на повышение конкурентоспособности организации, предполагает стратегический подход к управлению кадрами с учетом перспективных изменений во внешней и внутренней среде организации.

Для более гибкой кадровой политики организации требуется анализ тенденций на рынке труда, а также анализ слабых и сильных сторон, возможностей организации с позиции формирования кадров соответствующего качественного (профессионально-квалификационного уровня).

Вопросы для обсуждения

1. Кадровая стратегия как основа реализации бизнес-стратегии организации.

2. Взаимосвязь кадровой стратегии с другими организационными стратегиями.

3. Рост профессиональной компетентности работников как фактор обеспечения конкурентных преимуществ организации.

4. Разработка индивидуальных планов развития как способ соответствия уровня компетентности отдельного работника профессиональным требованиям отдельной организации и рынка труда в целом.

5. Трансформация кадровых служб из вспомогательного подразделения в стратегического делового партнера внутри организации и за ее пределами.

Задание для самостоятельной работы: изучить факторы повышенияпрофессиональной компетентности; определить зависимость между конкурентными преимуществами организации и уровнем профессиональной компетентности работников.

Практическое задание к семинару

Студентам предлагается разработать план индивидуального профессионального развития на 5 лет. Необходимо учесть следующие моменты:

- План должен соответствовать стратегии развития организации;

- План должен сочетать различные формы развития персонала: повышение квалификации, стажировка, обучение на рабочем месте, освоение смежных профессиональных компетенций в процессе ротации, профессиональное развитие посредством самообразования;

- Необходимо убедить работодателя или линейного руководителя в целесообразности реализации данного плана.

Основная литература

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2009.

2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник для вузов 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ. 2003.

3. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

4. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

5. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Н.А. Волгина, Ю.А. Одегова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 736 с.

Дополнительная литература

1. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний. – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН», 2005. – 253 с.

2. Бухалков М.И. Управление персоналом. - М. : Инфра-М, 2008. - 400 с.

3. Быков В., Сергеева И. Привлекательность предприятия как важнейший фактор обеспечения стабильности кадрового потенциала (на материалах нефтегазовой отрасли) // Управление персоналом. – 2010. - № 12. – С. 49-52.

4. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: Проспект, 2009. – 688 с.

5. Гордиенко Ю. Ф. Управление персоналом / Ю. Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 67 с.

6. Демарко Т., Листер Т. Человеческий фактор: успешные проекты и команды. М.: Символ-Плюс, 2005. – 256 с.

7. Друкер П. Классические работы по менеджменту. Пер. с англ. – М.: Московская школа управления «Сколкова». Альпина Бизнес Букс, 2008. – 220 с.

8. Друкер П.Ф., МакьяреллоДж.А. Менеджмент.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 704 с.

9. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 349 с.

10. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 320 с.

11. Егоршин А.П. Карьера одаренного менеджера / А.П. Егоршин, С.Г. Филимонова. – М.: Университетская книга; Логос, 2007. – 408 с.

12. Ковалев С.В. Управление качеством работы персонала. - М.: Альфа-Пресс, 2009. – 384 с.

Семинар 3. Анализ человеческих ресурсов

Методические рекомендации по изучению темы. Основой изучения темы является анализ человеческих ресурсов с позиции их экономической полезности для организации, оценка качества и конкурентоспособности персонала. Оценка качества персонала дает возможность работодателю или линейному руководителю более детально выявить слабые профессиональные стороны работника, которые необходимо совершенствовать, с одной стороны, и определить незадействованный потенциала работника (возможности максимального участия в эффективной трудовой деятельности) с целью его перспективной реализации.

Необходимо определить качественные и количественные критерии измерения конкурентоспособности работника, а также изучить технологию измерения и документирования информации о человеческих ресурсах.

Вопросы для обсуждения

1. Экономическая ценность человеческих ресурсов с позиции организации.

2. Инструменты анализа трудового потенциала человеческих ресурсов.

3. Инструменты эффективного использования человеческих ресурсов.

4. Методы численного измерения стоимости человеческих ресурсов.

5. Взаимосвязь качества человеческих ресурсов и оплаты труда.

Задание для самостоятельной работы: изучить понятия: экономическая и социальная ценность человеческих ресурсов, качество человеческих ресурсов, конкурентоспособность человеческих ресурсов, стоимость рабочей силы.

Практическое задание к семинару

1. Определить эталонные критерии качества человеческих ресурсов по конкретным должностям во время найма персонала и рассчитать качество кандидата на вакантное рабочее место на основе соответствия фактических показателей качества эталонным.

2. Определить эталонные критерии (нормативы) производительности труда и рассчитать эффективность труда персонала на основе соответствия фактических показателей установленным нормам.

Основная литература

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2009. – 848 с.

2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник для вузов 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ. 2003.

3. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.

4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. - М. : Инфра-М, 2007. – 301 с.

5. Рофе А.И. Экономика труда: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с.

6. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 624 с.

7. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.

8. Федосеев В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / В. Н. Федосеев. - М.- Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 208 с.

9. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практич. пос. М.: Интел-Синтез, 2002.

10. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Н.А. Волгина, Ю.А. Одегова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 736 с.

Дополнительная литература

1. Аудит и контроллинг персонала организации / под ред. П. Э. Шлендера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Вузов. учеб., 2010. – 262 с.

2. Буряк Н. Сколько работников Вам необходимо? // Служба кадров и персонал. – 2010. - № 10. – С. 40-41.

3. Бухалков М.И. Управление персоналом. - М. : Инфра-М, 2008. - 400 с.

4. Демарко Т., Листер Т. Человеческий фактор: успешные проекты и команды. М.: Символ-Плюс, 2005. – 256 с.

5. Друкер П.Ф., МакьяреллоДж.А. Менеджмент.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 704 с.

6. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 349 с.

7. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 320 с.

8. Егоршин А.П. Карьера одаренного менеджера / А.П. Егоршин, С.Г. Филимонова. – М.: Университетская книга; Логос, 2007. – 408 с.

9. Ковалев С.В. Управление качеством работы персонала. - М.: Альфа-Пресс, 2009. – 384 с.

Наши рекомендации